22 марта в столичной мэрии состоялся круглый стол «Новая эра детского кино. Снимаем сами!». Учредители и участники Международного детского кинофестиваля «Мы сами снимаем кино» подвели итоги трехлетней работы, поделились опытом и наметили перспективы развития школьного и факультативного кинообразования.
— Для детского кино наступил момент истины — либо оно потонет в пучине интернета, в приколах и трэше, либо возродится в новом качестве, приобретет новые инструменты, новых художников и новые формы. Современные дети хотят сами снимать и сниматься. Им не хватает доступного массового образования и мотивации творить, искать и исследовать мир инструментами кино, ставшими в один момент достоянием миллионов. Посетив музей живописи, малыши берутся за карандаши и краски, а как работать с камерой и сюжетом, им пока некому объяснить. На повестке дня — подготовка наставников.
— Поразительно, что мы не успели внедрить кинообразование в школы, — признался организатор проекта «Мы сами снимаем кино» Александр Костюченко, — сто лет назад, с первых же шагов, кинематографисты начали создавать курсы, учебно-производственные студии, киноклубы. Но общеобразовательной дисциплиной кино так и не стало. Почему? Очевидно, мы были не готовы ни технически, ни организационно. К тому же просмотр художественных картин и их обсуждение не соответствовали форматам сорокаминутных уроков. Но главное в другом: освоение азов кинематографа — тяжелый труд, сравнимый с изучением иностранного языка. Правда, сегодня стремительно развивающиеся и все более доступные технологии делают визуальное творчество популярнейшей формой самовыражения. Этот феномен наглядно иллюстрирует наше ширящееся фестивальное движение — масштабное киносочинение, в котором вместо шариковых ручек дети используют различные гаджеты, а тетрадками служат социальные сети и YouTube.
Кино сегодня — дело практики, но важно, какими станут первые шаги авторов в мире движущихся изображений. Сейчас заработала интернет-платформа YouTube Kids, очевидно, это коммерчески выгодное предприятие, позволяющее юным кинематографистам монетизировать успех, но тут встает вопрос о нравственной стороне дела.
Костюченко проиллюстрировал свои слова «визитками» фестиваля — трогательными роликами с участием разновозрастных исполнителей. В аллегорической работе «Жадность и Щедрость» десятилетняя девочка, олицетворяющая алчность, требовала у подружки пирожков, а та сетовала, что и рада бы угостить, да не смогла донести, ведь сверстница не дала ей ни одной кастрюльки... А вот «Письмо Деду Морозу»: крошка хочет превратиться в телевизор, чтобы папа и мама проводили с ней все вечера. С 27 по 29 марта эти и другие работы МКФ «Мы сами снимаем кино» оценили гости и участники московского «Кинотаврика». Разумеется, о шедеврах пока речь не идет.
— Сознание детей формируется сегодня через создание и обмен визуальным контентом, и, если государство не предложит масштабный проект по оформлению этой энергии, среда сформируется сама. И вовсе не обязательно в позитивном ключе, скорее, наоборот, — отметила руководительница летней студии «Киносмена» при детском оздоровительном лагере «Нива», сценарист и продюсер киносериала «Частное пионерское» Татьяна Мирошник.
Член комиссии по поддержке семьи, материнства и детства при Общественной палате РФ, руководитель Общественного центра по защите традиционных семейных ценностей «Иван Чай» Элина Жгутова предупредила, что для охвата образовательных структур страны потребуется около двадцати тысяч неравнодушных педагогов. Их еще следует воспитать, а для этого надо воздерживаться от безвкусицы, воплощением которой служит изживший себя «Ералаш». По сути, некогда заслуженно популярный киножурнал стал витриной пошлости, демонстрирующей ребенку изнанку жизни, — дескать, пускай малыш попробует все, и хорошее, и плохое, а там уж сделает свободный выбор. Напротив, надо показывать детям, «какими должны быть люди, какой должна быть жизнь», подчеркнула Жгутова.
Но в Москве, Воронеже, Обнинске, Нижнем Новгороде и Петербурге уже немало подобных примеров совместного творчества наставников и юных кинолюбителей. Яркий и масштабный образец продемонстрировал город на Неве. Согласно замыслу продюсера образовательно-воспитательного цикла «99 городов» Виктора Меркулова, ученики школ со всех концов России должны раскрыть и проиллюстрировать занимательными сюжетами одно из 99 сформулированных автором проекта нравственных качеств (таких как великодушие, честность, товарищество) и профессиональные навыки. Merkulov Studio помогла снять и смонтировать картины, а часть средств ребята заработали, собирая макулатуру. Уже готово десять крепких и занятных роликов из десяти городов. Проект набирает обороты.
Президент Международного православного Сретенского кинофестиваля «Встреча» монахиня София (Ищенко) дала пример организационно-воспитательной работы. Свой православный смотр она использует для пополнения коллекции картин и внедрения методик анализа кино на школьных и детсадовских занятиях. Уже пятый год матушка демонстрирует ученикам пятых и шестых классов Обнинска отмеченный ее смотром добрый фильм «Щенок» Марии Евстафьевой. Просит написать сочинение, отбирает три десятка лауреатов из более чем двух тысяч зрителей и торжественно вручает им плюшевые призы. Добрая традиция стала своеобразным обнинским брендом.
— Нужно возвращаться к традиции совместных просмотров, — уточняет монахиня София. — В этом есть христианский смысл — сопереживание. Когда вы вместе смеетесь или плачете, радуетесь или осуждаете грех — в зрительном зале созидается соборность.
Хотелось бы видеть в числе участников и чиновников Министерства культуры и Министерства образования и науки, опытных педагогов, мастеров экрана. Пока же на круглом столе энтузиастов поддержал секретарь Союза кинематографистов — руководитель Молодежной секции Филипп Абрютин. Добрый знак: организационных и производственных примеров сотрудничества с детьми на импровизированных и профессиональных площадках уже немало, их важность невозможно переоценить. Ребята учатся видеть большие проблемы, находить общий язык, делиться творческим опытом.