В российских и зарубежных соцсетях всю зиму появлялись эмоциональные сообщения с хештэгом #bloodyFIFA2018. Люди писали о массовом истреблении бродячих собак в российских городах, которые примут матчи чемпионата мира.
Волну подняли зоозащитники. Не остались равнодушны и обычные люди. А вскоре акцию с призывом остановить убийства животных поддержали известные футбольные люди – например, защитник тульского "Арсенала" Максим Беляев, который сам недавно приютил бездомного пса, и бывший форвард сборной России Дмитрий Сычев. Оба запостили информацию в Инстаграм.
Но кроме душераздирающих манифестов долгое время в сети не было никакой конкретной информации. Во всяком случае – в широком доступе. Тиражировался только призыв остановить убийство.
Затем к вопросу подключились британские СМИ, и тема вышла на новый уровень – так, в Daily Mail подготовили статью с заголовком "Путин снаряжает собачьи эскадроны смерти". Подобные заголовки маргинализировали вопрос – все стало походить на очередной виток пропаганды. И за информационным шумом остались незамеченными две встречи, которые провел с активистами Виталий Мутко.
Что же это на самом деле – новая попытка дискредитировать образ России как хозяйки чемпионата мира, или реальная проблема? Если отстрел собак – просто страшилка британских СМИ, тогда почему вопросом занялся лично Мутко? А под петицией, которая появилась на сайте change.org, к 29 марта подписались 1 миллион 643 тысячи человек.
СПИСКИ НА ЭВТАНАЗИЮ
Автор петиции – российская зоозащитница Екатерина Дмитриева.
Активистка давно борется с незаконным отловом и умерщвлением животных в России – особое внимание обращает на тендеры, которые появляются на сайте госзакупок. Тендеры от муниципальных образований с сухой на первый взгляд формулировкой "Оказание услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории муниципального района".
За этими словами, говорит Дмитриева, с которой мы связались напрямую, кроется банальное убийство.
– Я собрала всю информацию о тендерах в 11 городах, которые примут чемпионат и в районах некоторых тренировочных баз. Получилась сумма на 110 миллионов рублей. Чтобы было понятнее, конкретный пример. Екатеринбург выделил на "отлов и содержание" 32 миллиона. За эти деньги должны поймать 4650 собак, из которых 4050 убьют. Об этом говорится в техническом задании.
Екатерина показывает выдержку из документа, вижу пункт "эвтаназия 4050 голов".
Перепроверяя информацию, позже я специально зашел на страничку закупки (она уже выполнена). Вот выдержка:
1. Наименование оказываемых услуг: отлов и содержание безнадзорных собак.
2. Количество оказываемых услуг:
1 условная единица услуг по отлову и содержанию безнадзорных собак, в том числе:
отлов с учетом транспортировки безнадзорных собак – 4600 голов;
содержание и учет безнадзорных собак в пункте кратковременного содержания (далее – ПКС):
* 10 дней карантина – 4050 голов;
* 30 дней в ПКС – 450 голов;
* эвтаназия безнадзорных собак – 4050 голов;
* утилизация трупов безнадзорных собак – 4050 голов;
* стерилизация безнадзорных собак – 450 голов;
* возврат собак собственнику – 100 голов.
Так как срок подачи заявок закончился в декабре, эти 4 тысячи собак, скорее всего, уже мертвы.
ВЫСТРЕЛ – И СОБАКА УМИРАЕТ В МУКАХ ЗА 20 МИНУТ
Как именно делают эвтаназию бездомным собакам? Зоозащитники утверждают, что совсем не так, как старому и больному домашнему животному, которого усыпляют хозяева.
С бездомными псами не церемонятся – их отстреливают ковровым методом.
– Ловцы используют дротик с отравляющим веществом, – говорит Дмитриева. – Называется дитилин, есть еще аналог – адилин. Препарат запрещен в ветеринарии решением суда. Но его используют из-за дешевизны. В больших дозах он угнетает дыхание, и фактически через 20 минут после попадания в организм собака в мученьях умирает от удушья. Находясь при этом в сознании! Для оптимизации процесса ловцы стреляют дротиком в собаку и едут дальше искать следующих. А потом уже собирают по городу трупы. Это и называется "утилизация", на которую государство тоже выделяет деньги.
Подобная практика, по мнению активистов, попадает под статью 245 уголовного кодекса РФ "Жестокое обращение с животными", однако на федеральное законодательство, говорит Дмитриева, в регионах не обращают внимания. Зоозащитники убеждены, что даже для гуманной эвтаназии должны быть четкие основания – к примеру, выявленная эпидемия на основе лабораторных исследований, угроза со стороны животного из-за агрессивного поведения. И само умерщвление должно проводиться в соответствии с протоколом – сначала погружение в сон, затем уже смерть.
– В Москве была прорывная программа – ОСВВ (отлов, стерилизация, вакцинация, выпуск), – рассказывает Дмитриева. – Гуманный контроль за численностью животных и их состоянием. Но потом программу свернули под давлением тех, кто зарабатывал на отлове, и животных стали запирать в приютах-концлагерях. Тем не менее благодаря той программе ситуация в столице лучше, чем в регионах. Здесь откровенного убийства нет.
– А где есть?
– Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Волгоград. Юг России – самый проблемный. В каких-то городах зоозащитники даже устраивали акции прямого действия – блокировали машины с ловцами.
МУТКО БЫЛ В ШОКЕ
Зоозащитники используют разные методы – не только партизанские. Регулярно пишут обжалования во всевозможные инстанции, включая прокуратуру, однако результат все равно ничтожен.
– Иногда приходят предписания по одному из районов, – говорит Дмитриева. – Так и так, мы проверили факты, факты подтвердились. Административный штраф – три тысячи рублей. Просто смешно.
Было обращение в ФИФА, но и там ответили уклончиво: знакомы с проблемой, спасибо за неравнодушие, понимаем вашу озабоченность, но решаем много других вопросов и не можем уделять внимание всему.
Ответ из ФИФА.
Казалось, что прорывом стали две встречи с вице-премьером Виталием Мутко и главной оргкомитета Алексеем Сорокиным. Оба отнеслись к вопросу внимательно, во всяком случае – они нашли время для обсуждения. Первая встреча состоялась 30 января, вторая – в начале марта.
– Мутко был в шоке от того, что писали в тендерах, – вспоминает Дмитриева. – Спросил нас: неужели так бывает? Бывает, ответили мы. И долго общались. Люди всегда сначала поражаются этому цинизму, не верят в него. По итогам встречи составили протокол. Вот он.
Протокол оформлен солидно, за подписью Мутко несколько постановлений. "Принять к сведению информацию", "высшим должностным лицам разработать нормативные акты, регулирующие правила содержания домашних и безнадзорных животных", "при объявлении тендеров обеспечить реализацию требований по гуманному регулированию численности бездомных животных" и все в таком духе.
Но проблема в том, что внешне важный документ не имеет никакой юридической силы. Зоозащитники были бы счастливы, если хотя бы один из пунктов был выполнен.
– Никого и ни к чему бумага не обязывает, – вздыхает зоозащитница. – Поговорили и разошлись.
ТАК КТО ВИНОВАТ И ПРИ ЧЕМ ТУТ ФУТБОЛ
Но важно понять, что заказ на отлов собак дает не оргкомитет чемпионата и, конечно же, не Мутко. Им в последнюю очередь нужна некрасивая история на ровном месте.
Инициатива исходит от муниципальных образований. И судя по истории подобных тендеров, чемпионат мира трудно назвать первой и единственной причиной отлова собак. Да, всплеск запросов в 2017-2018 годах наблюдается, но общая картина остается прежней. И сейчас на сайте госзакупок немало тендеров на отлов и содержание и в других регионах, никак не связанных с чемпионатом мира – Пенза, Смоленск, Приморский край.
Так при чем тут чемпионат мира?
Объяснений несколько. Зоозащитникам надо привлечь внимание к проблеме, британским СМИ – продолжить сериал о плохом русском чемпионате, а чиновникам, видимо, отчитаться о "мерах по обеспечению благоприятной экологической обстановки" накануне большого события.
И заодно потратить немалые средства.
– Может, хоть футбол заставит власти заняться проблемой, – говорит Дмитриева. – И улучшение имиджа страны-хозяйки спасет тысячи собак, которых сейчас убивают ради освоения миллионных тендеров.
– Что скажете людям, которые реально боятся бездомных собак? Ведь были и смертельные случаи.
– Если рыжий человек убил соседку – мы не можем истребить всех рыжих. Количество смертей от покусов с точки зрения статистики – вообще ничто. А из всех зарегистрированных покусов доля безнадзорных животных – меньше 1 процента. Гораздо опаснее животные, которых держат безответственные хозяева. Но миллионы тратятся на убийство безнадзорных собак. Которые при правильном подходе могут совершенно спокойно сосуществовать с людьми в городском пространстве. Хоть до чемпионата мира, хоть во время, хоть после.