«Я здесь точно не останусь», — думала монахиня Гавриила, глядя на тоскливый, серый от дождя Гродно. Контраст с Москвой был колоссальный: потертый временем провинциальный белорусский городок, в монастыре, который предстоит возрождать, — музей атеизма, в алтаре храма Рождества Богородицы — выставка откровенных фотографий. «А какое отношение порнография имеет к атеизму?» — спросила будущая настоятельница работника музея. И услышала в ответ: «Самое прямое». В этот момент она поняла, что никуда не уедет и сделает все, чтобы в этих стенах ожило православие.
Первым ее испытанием на этом пути стала встреча с хозяйкой «этих стен», директором музея Людмилой Корниловой.
«В июле 1992 года сотрудники сказали, что меня кто-то ожидает на улице, — рассказывает Людмила Александровна. — Выхожу. Стоит красивая монахиня. Сначала я подумала, что это приехали к епископу, который недавно поселился рядом. А она со мной здоровается и говорит: “Я настоятельница монастыря”. Я опешила: “Какого монастыря?” “Вот этого”, — отвечает. У меня шок: тут же музей, и ни о каком монастыре никто не слышал! Только после разговора с матушкой нам сказали, что есть приказ на месте музея восстановить монастырь и все документы готовы. Конечно, для сотрудников это была неожиданность».
Несдающаяся обитель
Решение возродить Гродненский Рождество-Богородичный женский монастырь Синод Белорусского экзархата Русской Православной Церкви принял 10 мая 1990 года.
Обитель была основана в 1843 году на месте униатского монастыря, который, в свою очередь, возник вокруг Пречистенской соборной церкви, превращенной униатами в свой храм. В 1960 году ее закрыли и разместили в ней гараж ДОСААФ.
В 1977 году в Советском Союзе началась очередная волна борьбы «с религиозным дурманом»: в монастыре сначала хотели устроить планетарий, как доказательство того, что «Бога на небе нет», а потом организовали единственный в республике музей атеизма. И одним из первых его сотрудников стала выпускница истфака Людмила Корнилова.
Экспозиция музея была не вполне обычной для таких учреждений. Впрочем, как и его первый директор, Алексей Карпюк. «Запомните: нет плохих православных, католиков или атеистов — это право человека и его выбор», — внушал он подчиненным.
Как музей атеизма слово «атеизм» потерял
Родительский дом стоял вплотную к монастырским стенам, окна квартиры смотрели на обитель. Людмила Корнилова помнит, как верующие тайком передавали монахиням теплые вещи и еду — перед самым их выселением в 1960 году насельниц буквально взяли в блокаду: ни в монастырь, ни из него никого не пускали.
«В тот момент, когда срывали кресты с куполов, я была дома. До сих пор у меня осталось ощущение, что это было похоже на казнь через повешение: так же накидывают петлю и резко дергают…» — вспоминает она.
И все же большую часть жизни она была атеисткой. Ну, может, не идейной, просто «не задумывалась». Да и не пойдет верующий человек работать в музей атеизма. Правда, перечитав огромное количество религиозной литературы, хранившейся в библиотеке музея, она все-таки стала задумываться. Но до настоящего обращения было еще далеко…
«Когда стали возобновлять монастырь, у музея с ним началась конфронтация, — признается Людмила Александровна. — Но матушка Гавриила оказалась умнее. Она просто стала приглашать на праздники, на утренники воскресной школы. Честно говоря, ходить мне туда не хотелось. Но моя мама сказала: «Тебя зовут не как Люду Корнилову, а как представителя государственной организации. Поэтому хочешь ты или не хочешь, но идти должна». Кстати, мама-то как раз была верующим человеком, она и меня окрестила в этом же монастыре — втайне от папы-военного. Вот так и началось более спокойное общение с матушкой. А когда нам дали подходящее помещение и мы наконец из монастыря выехали, вообще все стало на свои места. Мы даже по праздникам проводили в монастыре выставки икон. А у себя в музее устроили шикарную экспозицию пасхальных яиц, которые нам предоставила матушка. Людям выставка так понравилась, что нас просили провести ее еще раз».
А сам музей сотрудники попросили переименовать в «Музей истории религии» — без атеизма. В монастыре они провели археологические раскопки и обнаружили фундамент Пречистенского храма XII века. И потом стали ездить в экспедиции по всей Белоруссии — искали заброшенные храмы и собирали все, что могло представлять историческую или религиозную ценность.
«У нас среди работников не было ярых атеистов, — объясняет бывший директор музея. — И мы имели возможность многое читать и узнавать: в то время как люди Евангелия в глаза не видели, мы его изучали — а иначе как говорить, что Бога нет, если ты Евангелие не читал?»
Сейчас бывший директор музея атеизма регулярно ходит на службы, преподает в воскресной школе и ухаживает за цветами в монастыре. И с улыбкой вспоминает те времена, когда им с матушкой Гаврилой было не до улыбок.
«В 2014 году, когда я ушла из музея, мне позвонила матушка: “Чем вы дальше собираетесь заниматься?” — рассказывает Людмила Корнилова. — А я возьми и скажи: “Да хоть цветочками у вас в саду”. И вот уже три года за ними ухаживаю. А чуть позже стала преподавать в воскресной школе. Матушка сказала: “У вас прекрасные знания по истории и культуре, а остальное будете учить с детьми”. Так и вышло — первый год я преподавала историю и культуру Православной Церкви, а на второй уже с детьми проходили Библию, основные праздники и жития святых».
«Если нет планов, тогда и жить нечего»
С момента возрождения обители прошло 25 лет. Отреставрированные храмы, идеально чистая территория, цветы, деревья, множество прихожан, новое подворье недалеко от города… Кажется, чего еще? Но настоятельница считает, что это не четверть века пролетела, а 25 минут.
«Если нет планов, тогда и жить нечего, — говорит она. — Я хочу построить храм. Не с нуля, а сделать под Богородичным храмом церковь в честь преподобномученицы великой княгини Елизаветы — там очень хорошее подвальное помещение, его можно использовать. И очень хочу организовать при монастыре приют для девочек, как было раньше. К сожалению, по белорусскому законодательству религиозная организация этого сделать не может. А пока некоторые детские дома к нам приезжают на лето: группами по 20 человек — на месяц. Ну, и мы ездим в деревню, устраиваем там детский лагерь. Я не сдаюсь».
Дети из воскресной школы возглавляют крестный ход по случаю приезда списка чудотворной Жировицкой иконы Божией Матери. В Жировицкий монастырь, где находится оригинал иконы, перешли многие сестры после закрытия гродненской обители в 1960 году.Первая в городе воскресная школа, Свято-Елизаветинское сестричество, молодежная группа «Мироносицы» — сегодня у 16 немолодых монахинь много помощников.
Сейчас, глядя на обитель, не верится, что целых 32 года там шло целенаправленное надругательство над святыней. Но и тогда монастырь не прекращал приводить людей к Богу. И бывший директор, которая теперь рассказывает детям о вере, — не единственный тому пример: одна из ее коллег теперь монахиня в Дивееве, другая — активная прихожанка одного из городских храмов. А сколько еще людей задумались о вере, пройдя «курс катехизации» в музее атеизма…