Это стало недоброй традицией – крупные мероприятия, проводимые государством, часто оборачиваются неприятностями для его жителей. У нашей страны уже есть опыт организации спортивных праздников, на которых собственные граждане оказывались кем-то вроде нежеланных гостей, – вспомнить хотя бы Олимпиаду 1980 года. В рунете грядущий мундиаль (что за слово!) в шутку называют чемпионатом ограничений – есть целый список вещей, которые будут запрещены нашим гражданам во время соревнований. А кто-то из местных чиновников и вовсе советует людям уехать куда-нибудь, дабы не перегружать городскую инфраструктуру и не мозолить глаза. «Профиль» проанализировал «футбольные» запреты, а также многочисленные слухи вокруг них.
К чемпионату мира по футболу российские власти готовятся так, будто речь идет о проведении контртеррористической операции. Большая часть запретов и ограничений, вводимых на время мероприятия, регламентируется указом президента России № 202 от 9 мая 2017 года «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года». Действие указа затрагивает Москву и Московскую область, Санкт-Петербург, Волгоградскую, Свердловскую, Калининградскую, Ростовскую и Самарскую области, а также Краснодарский край и Татарстан. Причем если ЧМ пройдет с 14 июня по 15 июля 2018 года, то ограничения, согласно указу №202, вступят в силу уже с 25 мая и продлятся по 25 июля 2018 года.
И это не просто обидные «нельзяшки», когда вам запрещают куда-то ходить или заниматься любимым хобби, это еще и простои производственных мощностей, финансовые потери для бизнеса, вынужденные отпуска для работников, рост цен, наконец. Пессимисты вообще считают, что некоторые ограничения могут усугубить и без того не самое бодрое состояние экономик «футбольных» регионов.
Исчезните куда-нибудь!
Помимо того, что прописано в документе, СМИ, социальные сети, интернет-форумы и «сарафанное радио» сообщают о множестве дополнительных запретов, инициируемых центральной властью или местными чиновниками. Так, в городах, где пройдут матчи, обещают перекрыть улицы и ограничить движение автотранспорта. Еще прошлым летом СМИ сообщали о том, что большая часть полицейских и сотрудников Росгвардии, которых дополнительно привлекут для обеспечения порядка, разместится в студенческих общежитиях, а значит, студентам придется заранее освободить место. Поэтому учебный год и весенняя сессия во многих вузах завершатся уже в мае.
В соцсетях появлялась информация о том, что в Москве могут запретить въезд грузовых автомобилей, а в ПДД появится специальный знак «въезд автобусов запрещен». Защитники животных говорят, будто бы власти ведут кампанию по уничтожению бродячих кошек и собак в городах. Сообщается, что принимающим городам разрешено «поднимать вопрос» об открытии вытрезвителей. Начальник Управления туризма Москвы Александр Бандурин предложил запретить на время ЧМ продажу шаурмы, а власти Нижегородской области якобы хотят запретить гражданам жарить шашлыки из соображений пожарной безопасности. Мэр Калининграда Александр Ярошук вообще посоветовал горожанам просто уехать на время чемпионата, мол, в город приедут до 100 тысяч туристов, и всем будет очень тесно. Прямо как во время московской Олимпиады‑80, когда детей отправляли в пионерлагеря, студентов – на практику и в стройотряды, а бомжей – за 101‑й километр. Все туристические маршруты в городе закрыли, командировки отменили – попасть в столицу можно было только по спецпропускам.
Но на сей раз все еще сложнее – десяткам предприятий, возможно, придется приостановить работу, а десяткам тысяч работников – отправиться в оплачиваемые или неоплачиваемые отпуска. Еще в начале года российские СМИ сообщали о том, что ФСБ разослала руководителям соответствующих компаний письма с предупреждением о необходимости остановить производство на время проведения чемпионата. По имеющимся данным, ограничения могут затронуть крупные площадки в самых разных регионах – несколько предприятий СИБУРа, Кстовский НПЗ «ЛУКОЙЛа», ВСМПО-Ависма, НЛМК и многие другие. А на таких серьезных предприятиях, как Белоярская и Ростовская АЭС, ограничили проведение опасных ядерных работ.
Впрочем, даже из-за простого перекрытия улиц тысячи человек рискуют остаться без работы. Как заявил в одном из интервью гендиректор агропромышленной компании «МЭЗ Юг Руси» Сергей Рубанов, на время ЧМ приходится пик уборки зерновых, но вывезти урожай не получится, поскольку проезд по центральным улицам Ростова-на-Дону будет перекрыт. Вдобавок придется сократить отгрузку подсолнечного масла, что чревато ростом цен на этот продукт. Порядка 3,5 тысячи сотрудников компании будут вынуждены уйти в отпуск. Аналогичные вызовы стоят перед другими аграриями региона.
Право безоружных
Не секрет, что российские власти недолюбливают вооруженных граждан. И пускай статистика говорит о том, что наши владельцы оружия (их около 4,5 млн человек) – самая законопослушная часть населения, но чуть что, они первыми попадают в категорию неблагонадежных. Так и сейчас. Интересно, что нынешние футбольные запреты оказались гораздо строже тех, что действовали во время Олимпиады в Сочи, – тогда президентским указом запрещалась только продажа оружия в городе. Теперь – полный запрет оборота в регионах проведения чемпионата. Т.е. владельцы стволов не должны доставать их из сейфа, разве что почистить. Никакого ношения, транспортировки и пр. Прекратят работу тиры, стрельбища, оружейные магазины.
«Не понимаю, как запрет на оборот легального гражданского оружия за пределами стадионов и фан-зон может повлиять на безопасность участников и гостей чемпионата, – удивляется экс-председатель правления общественной организации «Право на оружие» Игорь Шмелев. – Я не смотрю футбол и даже не интересуюсь им, но мне запрещено обеспечивать безопасность моей семьи. Жители многих городов ограничены в праве на самооборону». Собеседник «Профиля» напомнил случай во время прошлогоднего Кубка конфедераций. Тогда риелтор, имевший в нарушение президентского указа травматическое оружие, отбился от двух злоумышленников, пытавшихся отобрать у него сумку с 20 млн рублей. Соблюдай он запрет на оборот оружия, все сложилось бы по-другому.
В трудном положении, по словам Шмелева, окажутся геологи, работающие в поле, где велика вероятность встречи с крупными хищниками: «Знаю много людей, кому предстоит ехать в поле, и, чтобы провезти оружие, они вынуждены либо выезжать раньше, либо выстраивать хитрый маршрут, чтобы объехать все регионы, где действует запрет». Если же говорить о безопасности спортивных мероприятий, стоит вспомнить, что все известные теракты у нас совершались с помощью самодельных бомб, а не с оружием, купленным по лицензии в магазине. К слову, в Европе террористы вполне эффективно действуют с помощью обычных и доступных автомобилей. А если доходит до стрельбы, используются нелегальные стволы.
Владельцы оружейных магазинов, помня опыт прошлогодних запретов, смотрят на ситуацию философски. «Мы с пониманием относимся к нуждам наших правоохранительных органов и всегда идем им навстречу, – с некоторой иронией заявил «Профилю» замдиректора оружейного салона «Артемида» Александр Долгов. – Как бизнес мы потеряем в деньгах, потому что расходы за полтора месяца на зарплаты (сотрудники уйдут в оплачиваемые отпуска) и аренду нам никто не компенсирует. Значит, это будет наш вклад в чемпионат мира». Горькую пилюлю чуть сдобрит тот факт, что июнь и июль для торговцев оружием – провальные месяцы, когда продаж очень мало.
Долгов вспоминает, что в Казахстане и в России были случаи захвата оружия в оружейных магазинах, по-этому желание силовиков ограничить продажи на время спортивных мероприятий ему вполне понятно.
Не нарушать!
Ограничения, содержащиеся в указе № 202, выглядят так:
– запрещены полеты всех летательных аппаратов в зонах и плавание судов в акваториях, где вводятся усиленные меры безопасности, – эти зоны должны быть обозначены специальными знаками;
– запрещен оборот (за исключением хранения) гражданского оружия и патронов к нему. Причем запрет касается не только огнестрельного оружия, включая т. н. «травматику», но и средств самообороны – газовых баллончиков, шокеров и даже сигнального и охолщенного оружия;
– собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в субъектах, где пройдут спортивные мероприятия, могут проводиться только по согласованию с местными властями или территориальными органами ФСБ и МВД. Де-факто это означает запрет на все вышеперечисленное;
– граждане, приехавшие в город, где проходят соревнования, должны в течение трех суток (иностранцам даются сутки) зарегистрироваться в МВД. Исключение делается для тех, кто живет в гостиницах, санаториях, на базах отдыха и т.д.
– в городах, где пройдут соревнования, запрещен въезд туристических автобусов, за исключением тех, которые будут обслуживать чемпионат, и рейсовых автобусов, оснащенных системой ГЛОНАСС. Автомобили и люди смогут попасть в специальные контролируемые зоны только после специального досмотра;
– будет приостановлена деятельность опасных производств, где работают с опасными химическими, биологическими, токсическими, взрывчатыми веществами, и т.д.
Еще будут всякие мелочи типа ограничений на продажу алкоголя, запуск беспилотников и т.п.
Ни летать, ни плавать
А вот приземленные на два месяца владельцы легких самолетов, напротив, считают введенные для них ограничения неадекватными. «Размеры запретных зон установлены совершенно избыточные – 110 км вокруг мест проведения, а вокруг Москвы – 130 км, непонятно, зачем это нужно, – заявил президент межрегиональной общественной организации пилотов и владельцев воздушных судов АОПА-Россия Владимир Тюрин. – Вполне можно было устанавливать ограничения только над стадионами и только на время проведения футбольных матчей, как это делается во всех странах мира».
Прошлогодние убытки отрасли АОПА оценивает примерно в 2 млрд рублей (речь о запретах на время Кубка конфедераций). «Сейчас, поскольку и городов больше, и срок больше, считаем, что 3–4 млрд рублей – вполне реалистичная оценка, – говорит Тюрин. – Точно знаем, что многие отправляют сотрудников в неоплачиваемые отпуска, посадочные площадки, аэродромы будут пустовать». В отличие от оружейников, у которых летние месяцы – это спад продаж, у авиаторов июнь и июль – самый сенокос. По словам одного из игроков рынка (он пожелал остаться неназванным), эти месяцы приносят до 30% прибыли. Ведь малая авиация активно летает с мая по октябрь.
Теоретически можно летать и во время мундиаля. Для этого за сутки до полета надо послать запрос в зональный центр Регионального межведомственного оперативного штаба, который на свое усмотрение может разрешить полет, а может и нет. «Так пишутся все коррупционные законы, когда кому-то даются полномочия разрешать или не разрешать, но не прописываются критерии и порядок отказа», – сетует Владимир Тюрин.
Поэтому все, кто мог, просто перебрались на более отдаленные аэродромы, а остальные поставили свои самолеты и вертолеты в ангары.
Один из авиаторов, с которым мы общались, предположил, что тотальный запрет на полеты объясняется перестраховкой, ведь «радары не могут засечь небольшой самолет весом до 1 тонны, летящий на высоте 15–20 метров». Это не совсем так, системы ПВО вроде того же «Панциря» специально предназначены для отслеживания и перехвата малоразмерных целей, в том числе беспилотников. В последнее время «Панцири» замечали даже на объектах «Газпрома», что уж говорить про города, где пройдут игры чемпионата. Да и как тогда объяснить запреты для владельцев туристических автобусов и речных судов – они, к слову, ситуацию предпочитают не комментировать, мол, нельзя, так нельзя.
Лицом на Восток
Все страны, проводя мероприятия такого уровня, как ЧМ по футболу или Олимпийские игры, вводят те или иные ограничения для граждан. Мы попытались сравнить, как выглядит Россия на фоне других государств. Одни из самых жестких мер безопасности предпринимались при подготовке зимней Олимпиады в Солт-Лейк-Сити в 2002 году, ведь прошло всего несколько месяцев с момента совершения терактов 11 сентября в Нью-Йорке. Тогда американские власти тоже ввели ограничения на полеты легких самолетов, однако, по словам Владимира Тюрина, там порядок получения разрешения на полеты был четко прописан. При наличии плана полета, связи с диспетчером и с включенным ответчиком летать все-таки было можно.
Беспрецедентные меры безопасности были и в Лондоне на летних Играх 2012 года. Десятки тысяч полицейских, спецназ, расчеты ПЗРК на крышах домов. Разумеется, проверки, досмотры. Однако британские чиновники подчеркнули, что не будут как-либо ограничивать проведение митингов и демонстраций, поскольку демократические традиции. Отмечалось только, что охрана таких мероприятий будет усилена.
Пожалуй, больше всего наши ограничения напоминают китайские практики при проведении съездов компартии. В это время в столице КНР запрещены не только полеты беспилотников, но и запуск воздушных змеев, а в городских такси исчезают ручки стеклоподъемников. Как рассказал «Профилю» востоковед Леонид Ковачич, в радиусе 5–10 км от места проведения мероприятия в Китае закрываются гостиницы, кафе, магазины, закрываются и опечатываются офисы компаний. Ограничивается проезд автомобилей по центральным улицам, запрещается парковка. Более того, на время партийных съездов прекращают работу некоторые площадки электронной торговли, а пользователи соцсетей также жалуются, что из-за радиоглушилок плохо работает мобильная связь. Получается, что мы чем-то похожи на наших соседей.