9 мая 1945 года в пригороде Берлина Карлсхорсте представители победивших держав подписали Акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. Впереди союзников еще ждала война с Японией, но всем было понятно, что Вторая мировая война уходит в историю. В этой истории было необходимо записать не только страницы о победах и поражениях воевавших держав, но прежде всего предостеречь человечество от повторения случившегося.
Сталин, Черчилль, Рузвельт, военные лидеры победивших государств в публичных выступлениях никогда не сводили вместе понятия "нацистский режим" и "немецкий народ".
Но разве можно было это объяснить миллионам тех, кто потерял близких в горниле войны, сотням, тысячам освобожденных из концлагерей, депортированных из своих стран в Германию. Разве можно это было втолковать солдатам и офицерам союзных армий, на глазах которых гибли их товарищи. Объяснить это было сложно, иногда невозможно, да никто этим по большому счету не занимался. В эти дни прозвучало драматическое радиообращение к немецкому народу одного из известных политиков: "Немцы и немки! Я обращаюсь в этот трагический момент нашей истории к немецкому народу... Никто не должен заблуждаться насчет тяжести тех условий, которые наложат на нас наши противники. Необходимо без всяких громких фраз ясно и трезво смотреть им в лицо. Никто не может сомневаться в том, что грядущие времена будут для каждого из нас суровы и во всех областях жизни потребуют жертв. ...Мы должны положить в основу нашей народной жизни право. Высшим законом и главной направляющей нитью для нашего народа должна стать справедливость. ...Тогда мы сможем надеяться, что атмосфера ненависти, которая ныне окружает Германию во всем мире, уступит место тому примирению народов, без которого немыслимо оздоровление мира". С такими словами обратился к немцам министр иностранных дел правительства Дёница Шверин фон Крозиг.
Решающими в этом послании были слова о смирении и "атмосфере ненависти, которая ныне окружает Германию". Немцев ждало многолетнее покаяние, публичное презрение, многочисленные суды и казни. Главные обвинительные заключения прозвучали на Нюрнбергском процессе. Здесь же штатный палач армии США сержант Джон Вудз исполнил волю судей. У специалистов, исследовавших историю и ход процесса, я интересовался: познакомили ли Вудза с его подопечными. Выяснилось, что нет. Палачу по его просьбе лишь передали параметры осужденных, их рост и вес. Жаль, что не познакомили. Возможно, это был бы интересный разговор палачей. Хотя и масштабы были несравнимы. Вудз при всем его мастерстве способствовал казни 300 человек - нацистские преступники отправили на тот свет миллионы людей. От свидетельств Нюрнберга мир содрогнулся. Если бы тогда кто-то высказался, что европейские и североамериканские политики скоро обо всем забудут, а к середине 2010-х годов в сердце Европы появится государство, власти которого по сути поддерживают нацистскую идеологию, а само это государство возглавит еврей, на вас бы посмотрели как на сумасшедшего. Но это случилось. 9 ноября в мире отметили Международный день против фашизма, расизма и антисемитизма. Разговор о том, возможны ли в нашем обществе сегодня остатки этого зла, уместен.
Европа еще долго оставалась фашистской. Надо сказать, что ошибаются те, кто считает, что весь мир единодушно признал уроки нацизма и его порочной идеологии. Еще довольно долго после войны в Европе существовали и даже процветали два откровенно фашистских государства: это Испания Франко и Португалия Салазара. Без всяких сомнений, к этому ряду следует отнести режим апартеида в ЮАР. Ряд правительств и правящих элит в Южной Америке долго не скрывали своих симпатий к идеологии Гитлера. Так или иначе, определенное влияние на общественное мнение стран, где они осели, оказывали нацистские преступники и их подельники. Это те же Аргентина, Боливия, Чили, Канада, Австралия, некоторые из стран Ближнего Востока. Фактически не понесли наказания финские военные преступники, эта страна была для нас окном в Европу, поэтому мы "забыли", кто стоял у ворот осажденного Ленинграда, мучил наших военнопленных в лагерях. Не стала предметом разбирательств и трудовая деятельность чешских и словацких рабочих на благо Третьего рейха. И происходило это при презрительном отношении нацистов к своим новым союзникам. Вот ответ Германа Геринга перед расчленением Чехословакии на миролюбивое выступление ее президента Бенеша: "Мелкий сегмент Европы будоражит человечество... Эта ничтожная раса пигмеев (чехов) без какой бы то ни было культуры - никто не знает, откуда они взялись - угнетает культурный народ, а за ним стоят Москва и проклятая маска еврейского дьявола". Помимо людского потенциала, немцы после своих завоеваний в начале войны получили ключ ко всем кладовым Европы: нефть Румынии, военные заводы Чехословакии, уголь Франции, продукты Бельгии, Голландии. На немцев работали порты, железные дороги, аграрный сектор Польши, Югославии, Норвегии. Фактически вся континентальная Европа служила интересам Третьего рейха. А это территория в 3 млн кв. км и с населением 300 млн человек. Сегодня, когда Европа, пусть и с трудностями, но существует в едином союзе с общим парламентом и валютой, не будем забывать, что впервые к началу 1940-х годов в своеобразном союзе против нашей страны их объединил фюрер. Под нацистским сапогом европейцы, которые любят нас поучать демократическим принципам, успешно трудились во славу германского оружия. А это был весьма существенный экономический потенциал, который превосходил советский к июню 1941 года в четыре (!) раза.
К январю 1942 года, после захвата немцами важнейших экономических центров СССР, этот потенциал превосходил советский уже в восемь раз! Европейцы после войны в целом простили всех своих сограждан, сражавшихся на стороне Гитлера. А ведь в войну на стороне нацистов вступили помимо Финляндии - Венгрия, Румыния. Это была немалая военная сила - 29 дивизий и 16 бригад, что составляло 20% всех сил вторжения. После того как в войну вступили итальянцы и словаки, а это произошло в июле 1941 года, уже 30% сил вторжения составляли военные подразделения союзников Германии. Между тем в боях на Восточном фронте были задействованы испанская "Голубая дивизия", дивизии из Голландии "Нидерланды" и "Ландштурм Нидерланд", дивизии из Франции "Лангемарк", "Валлония" и "Шарлемань", дивизия чешских добровольцев "Богемия и Моравия", дивизия албанцев "Скандербег", а также отдельные батальоны бельгийцев, норвежцев, датчан. Содействие Германии оказывали Болгария, вишистская Франция, Турция.
Солдаты и офицеры французской дивизии "Шарлемань" были в числе тех, кто сражался в Берлине с Красной армией до последнего патрона, защищая Рейхстаг, штаб-квартиру гестапо и рейхсканцелярию. В качестве военных трофеев после покорения Европы немцам достались и активно ими использовались различного вида вооружения. Из 28 танковых дивизий, подготовленных для удара по СССР, 8 были вооружены трофейными французскими, английскими, бельгийскими, чешскими танками.
Против СССР было брошено более тысячи финских, румынских, польских, итальянских самолетов. Следует отметить, что это были не опереточные подразделения, как пытаются представить в некоторых трудах их авторы. Так, румынские части потеряли в ожесточенных боях на территории СССР более 600 тыс. солдат и офицеров убитыми, ранеными и оказавшимися в плену. Достаточно активно, хотя и без особого желания, сражались на Восточном фронте итальянские подразделения. Русская зима оказалась для них очень серьезным испытанием, и воевать они не рвались. Когда 8-я итальянская армия была разбита на Дону, один из офицеров на вопрос, тяжелы ли потери, мрачно ответил: "Никаких потерь нет, они просто бегут".
Достаточно комично иногда происходило формирование дивизий. Итальянский историк Д. Веттораццо пишет, что за несколько дней до отправки на Восток группа солдат дивизии "Юлия" ночью украла из поезда с имуществом дивизии автомашину. На ее радиаторе висел большой портрет дуче. Доблестные бойцы разъезжали по разным селам и предлагали всем встречным плевать на портрет.
Согласно данным Министерства обороны России, обнародованным в 2009 году, безвозвратные потери союзников Гитлера, воевавших на Восточном фронте, составили 1,5 млн человек. Что интересно, в числе пленных, воевавших на стороне Германии, помимо немцев оказались более 1 млн граждан различных европейских стран.
Больше всего было чехов и словаков (70 тыс.), поляков (60,3 тыс.), дальше шли французы (23 тыс.), югославы (22 тыс.) и даже евреи (10,2 тыс). И это только часть людей, воевавших на стороне Гитлера. В основном бывшие легионеры Гитлера после войны вернулись в свои страны и зажили обычной мирной жизнью. Суды прошли только над высшими функционерами, а таких было немного. Именно эти люди, воевавшие против нас в нацистских подразделениях, члены их семей после развала СССР активно выжигали "коммунистическую крамолу" из общественной и политической жизни своих народов, крушили памятники советским полководцам, устраивали митинги перед российскими посольствами. Отдельно в этой связи следует сказать об украинских националистах, которые после войны активно пополняли лагеря ГУЛАГа. В некоторых из лагерей их было большинство.
Один из свидетелей восстания заключенных в казахстанском Кенгире А. Фельдман впоследствии вспоминал: "Лагерь выработал свой собственный необычный язык. Западные украинцы, которых было в лагере после войны большинство, пользуясь тем, что их понимали, не говорили по-русски, а только по-украински. Иностранцы и жители Средней Азии, совсем не знавшие русского языка, постепенно обучались украинскому, считая его русским. В общем большинство заключенных говорили на дикой смеси разных языков и наречий, которую они и принимали за русский". Практически никто из украинских националистов не отсидел положенные им сроки в 15-20-25 лет. Все они вернулись после хрущевской амнистии на историческую Родину, вернулись, как они сами считали, непобежденными. Начали с того, что стали активно внедряться в советские и даже партийные органы, заводить связи и контакты, в том числе с зарубежными подельниками и спецслужбами.
Уже в наши дни они установили в центре Львова памятник своему кумиру Бандере, поменяли названия улиц Пушкина, Чехова, Тургенева на более привычные им имена бандеровцев. Именно близкие этих людей, их потомки, не напившиеся русской, польской, еврейской крови, организовывали майдан в Киеве, жгли людей в Одессе, они формировали "Азов" (запрещен в РФ), другие националистические отряды. Они в основном и лежат под украинским флагом на многочисленных кладбищах Украины.
Нацизм возрождается? Природа нацизма многолика, его демагогическая сущность, чувство превосходства над другими людьми и народами привлекает к нему незрелые умы. В знаменитом фильме "17 мгновений весны", рассуждая о будущем возрождении рейха, Мюллер говорит Штирлицу: "Как только где нибудь вместо "здравствуйте" произнесут "Хайль!" в чей-то персональный адрес - знайте, нас там ждут. Оттуда мы начнем свое победоносное возрождение! Потомки продолжат наше дело с того места, где мы оступились!"
Европейские лидеры, поддерживающие режим Зеленского, допускают те же ошибки, что их предшественники в 1930-х. Мне доводилось не раз слышать удивление моих зарубежных друзей по поводу того, как много в нашей стране говорят о прошедшей войне. "Зачем бередить старые раны, говорили мне, ведь уже все затянулось". И это говорили люди, с симпатией относящиеся к нашей стране, соболезнующие нашим потерям. Более 78 лет прошло после завершения Второй мировой войны. Во многих странах, участвовавших и пострадавших в этом конфликте, - он давно уже предмет интереса историков, изредка, в памятные даты, журналистов и политиков. Но не так обстоит дело в России. Если говорить о событиях мирового, исторического значения, то Великая Отечественная война и сегодня является предметом самого большого внимания и интереса россиян. Соцопросы в начале XXI века показали, что 78% наших сограждан назвали победу в Великой Отечественной войне важнейшим событием, которое определило судьбу страны в XX веке, 87% заявили, что гордятся победой: при этом 68% полагали, что " всей правды" мы не узнаем. По существу Россия участвует сегодня в войне миров. Нет сомнений, что мы в ней победим. Как это уже было в 1945-м.