Беловский район в Курском приграничье особенный. По пути к нему и дорожные указатели не нужны: картинка за окном подскажет - беловская земля. Побеленные деревья, ухоженные обочины трасс, яркие цветники не только в палисадниках жителей и во дворах - по всем улицам, удивительная чистота и непередаваемая атмосфера размеренной созидательной жизни.
Восхищаешься этим, а люди говорят с гордостью: "Да, это нас глава учит! Красиво жить надо!" И ни слова о том, как трудно содержать в таком образцовом порядке весь район. Ни ропота, ни жалобы, ни недоброго взгляда. Рядовой муниципальный чиновник, глава Беловского района Николай Волобуев для жителей - и пример, и опора, и добрый наставник. Редкий человек.
За весь период своего служения беловцам и всему Беловскому району он, пожалуй, впервые так надолго оставил его. Атака украинского дрона, несколько переломов, транспортировка в столичный медицинский центр, операция… Но остается неразрывная связь с односельчанами и родной землей. "Я обычный деревенский человек", - говорит глава в интервью журналистам, и видно, что к такому вниманию он совсем не привык.
В Беловском районе Николай Волобуев родился и, как говорится в любимой приграничной поговорке, пригодился. Крошечное, но крепкое село Щеголек на севере муниципалитета до сих пор его дом, малая родина. Учился в Курском педагогическом институте. В те времена получить высшее образование стремился не каждый - трудно. А Николай Викторович выучился. Но не осел в городе, не устремился ближе к столицам. Вернулся домой. Карьерный его путь простым не был. Сначала работал учителем: преподавал математику, историю. Его любили дети, уважали взрослые. Так что пост председателя исполкома Щеголянского сельсовета, а потом и 15 лет работы его главой - вполне логичный виток жизни молодого специалиста.
После сельсовета стал директором Беловского детского дома-интерната. Особенные детки, масса сложностей, и только он один знает, какое это эмоциональное напряжение. И вот 2014 год. Избрание главой Беловского района. Все помнят это время, и на Курском приграничье события на Донбассе отразились неизбежно. Рвались дружеские, даже родственные связи. Больно и, как говорят здесь, по живому. Менялся привычный уклад, жизнь переворачивалась. Но район строился, развивался и хорошел. После пятилетнего ежедневного труда при полной поддержке людей Николай Волобуев был переизбран на второй срок, а теперь и на третий, потребовавший от главы приграничного муниципалитета стойкости и мужества, невероятных сил и несокрушимой веры - в правоту своего дела.
Четвертое покушение
Августовские события в Курском приграничье принесли беловцам трагичное испытание. Оккупанты заняли часть муниципалитета, а по тем селам, до которых не дошли, били беспощадно. Людей вывозили в Курск, рискуя жизнью, беловский глава - в том числе. Не секрет, что винили тогда чиновников в сумбурности эвакуации, только вот о Николае Викторовиче слова плохого не сказали.
И теперь встречаешь беловцев в ПВР, признаются: тоска по дому гложет сердце.
Но никто не жалуется. "Скажут нам - приезжайте, все хорошо, в момент соберемся, поедем, а пока - останемся тут. Кровать да тумбочка - вот все пристанище". Но есть и те, кто такой тоски не вынес. Выехал, а потом вернулся. А то и не выезжал вовсе. Пережили в подвалах обстрелы и до сих пор там держат запас воды и продуктов. А сами живут и трудятся в считаных километрах от фронта. И можно долго рассуждать об этом: спор "уехавших" и "оставшихся" в приграничье о том, "как правильно и надо", наверное, не утихнет и после восстановления городов и сел. Николай Волобуев понял и одних, и других, и третьих. И неудивительно. Сам же - беловец.
Ракетный удар, взрывы, грохот в небе. Сыплются с неба горячие обломки снарядов. Чуть утихло - глава уже на месте удара: стекла убрать, строительный мусор вывезти, порядок навести и восстанавливать, что можно. В Telegram-каналах, в соцсетях Николай Викторович почти каждый день предупреждает односельчан: "Осторожно, дроны! Берегите себя! Берегите близких!"
А в минуты тишины - это когда не ревет сирена ракетной опасности, да не пищат противно дрон-детекторы - за работу! "Несмотря на сложную оперативную обстановку, в канун Дня Победы сотрудники администрации Беловского района и сотрудники Дома культуры приводят в порядок площадь слободы Белая, - пишет он в соцсети. - Завтра - посадка цветов".
Прифронтовая летопись на его странице течет своим чередом: вот они - фото нежных петуний на клумбах слободы Белой. И это все - после целенаправленных ударов ВСУ по району, по поселку, по нему самому.
Врио губернатора Курской области Александр Хинштейн майскую атаку дрона на главу Беловского района назвал четвертым на него покушением. Весной было известно еще об одном: Николай Викторович развозил хлеб селянам, когда в его машину ударила черная "птица". Если бы не строгое распоряжение Хинштейна, он после удара дрона бы даже в больницу не поехал. Но врио губернатора настоял не просто на медпомощи - на полном обследовании.
Вот и теперь. День атаки дрона сам Николай Викторович называет обычным: майское утро, супруга - в храм, он - за руль, на работу. Висящий дрон увидел впереди себя. "Зная за этот период, что это такое и какие могут быть последствия, я принял решение, насколько позволила обстановка, буквально одна-две секунды до приближения и столкновения, на ходу и на большой скорости выпрыгнуть из машины, - рассказывает он уже в больничной палате. - Дрон попал в машину, я вывалился на асфальт и упал в кювет. Выполз на обочину, лег на спину, поднял руки вверх. Проезжал автомобиль военных, и Вячеслав - военнослужащий 810-й бригады - меня доставил в больницу".
После из Курской областной клинической больницы главу района транспортировали в Москву, в Национальный медицинский центр травматологии и ортопедии (ЦИТО). Переломы лучевой кости и костей таза потребовали хирургического вмешательства.
Второе рождение
Его телефон не умолкает: звонят односельчане, звонит весь Беловский район, звонят друзья и товарищи. И глава государства. Разговор с президентом Путиным Николай Викторович называет "лучшей медициной". "Услышал: "Здравствуйте, Николай Викторович", и по интонации и тембру голоса понял, что это Владимир Владимирович, - рассказывает он. - За два дня до этого в Курчатове я докладывал президенту об обстановке в районе, отвечал на вопросы, слушал, как принимаются решения по разминированию, восстановлению. Голос - не забыть. Я себя считаю простым деревенским человеком, и главе государства в своем плотном графике найти время, позвонить и справиться о здоровье - это дорогого стоит!"
На вопрос президента, нужно ли что-то, он ответил коротко: ему самому - ничего, а вот отогнать противника от государственной границы - надо.
Александр Хинштейн сообщил, что операция прошла успешно, и реабилитация главы Беловского района уже начата. А сам он в разговоре со следователями, которые ведут уголовное дело о теракте, поделился: "Теперь все будет зависеть от того, как я буду себя вести. Надо пройти полный курс лечения, не рваться домой, на работу, к семье, - говорит он, и в светлой его улыбке ощущается тоска по дому. - Мне все звонят - переживают… Ведь со многими за этот период прошли огонь, воду, а с некоторыми ребятами из Суджи стали и братьями".
А что же в самой Белой? С настоятелем Троицкого храма слободы, протоиереем Стефаном Иванюком мы беседуем сразу после службы.
"Весь район молится за Николая Викторовича, - говорит он. - А знаете, ведь эта беда с ним случилась в день Николая Чудотворца. Можно сказать, это второе рождение! С главой мы знакомы давно, еще со времен его работы в Щегольском сельсовете, в детском доме. Теперь вот тоже плечом к плечу… А в тот день читаю я молитву Святителю Николаю: "О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче"… И про Николая Викторовича вдруг подумал. Ему Господь Бог людей доверил. И он, как добрый пастырь, помогает каждому. Чтоб он проехал по улице и не остановился, не поговорил - да не бывает такого! Кто обращается - всегда поможет. И бывает же так, что и сделать ничего нельзя, но даже добрым словом Николай Викторович человека поддержит, и тому легче. Нам его, конечно, сейчас очень не хватает. Молимся о скорейшем его исцелении. Пусть вернется к нам здоровым!"