По соцсетям и СМИ разлетелась новость, что у зумеров (нынешняя молодежь) появилась еще одно модное направление времяпрепровождения – пожить и потрудиться в православном монастыре. По новой лингвистической моде такое тут же окрестили монастырингом.
27-леняя Анастасия Ащеулова, с ролика которой все и началось, рассказала «Комсомолке», что, отправляясь в отпуск в обитель, даже и не думала задавать новый тренд. «Я поехала трудником на 5 дней. Сняла о своем опыте небольшое видео и выложила его в сеть. И пошло-поехало».
«КП» уже писала про избинг с доингом и сенокосингом (отдых в деревенских реалиях). А теперь, похоже, появится еще и монастыринг. И хотя выяснилось, что такой вид перезагрузки еще только зародился и пока не достиг пика популярности, это вполне может произойти, судя по ажиотажу.
- В одно прекрасное утро я проснулась и поняла, что стала знаменитой, - говорит Анастасия. – Все друзья и знакомые стали скидывать мне перепосты моего прошлогоднего видео из монастыря. Оно разлетелось по многим миллионным пабликам , СМИ и попало даже на ТВ. Обидно только, что никто не делал ссылки на мой аккаунт. Хотя, изначально я не рассчитывала, собственно, что стану законодательницей такой моды. Но так получилось, и я даже рада, что столько людей узнали о возможности пожить в монастыре.
- В СМИ назвали это все монастыринг. Как ты к этому относишься?
- Не знаю, это называлось трудничество. От слова «труд». Потому что туда приезжают трудиться, молиться. Монастыринг - прикольное слово. Кто его придумал - не знаю. Возможно, я теперь имею полное право называть себя основательницей монастыринга. Но как бы не произошло так, что люди станут приезжать ради понтов, ради того, чтобы такой контент снять. Если пойдет мода, чтобы просто приезжать и быть в тренде монастыринга, то это все-таки не то. От этого точно настоятельницы монастырей и сами монахини не будут в восторге. Пишут, что это замена дорогих психологов. Это не так. Все-таки психолог выполняет свою функцию, а это - другое.
Теперь Анастасия с удовольствием делится своим опытом, а интересуются очень многие.
- Я очень удивлена, что мало кто в курсе, что можно приехать в любой монастырь и пожить трудником. Причем совершенно бесплатно. Меня теперь спрашивают, через какое агентство забронировать келью, куда обращаться и что делать. Но это все совсем не так организовывается. Мы с сестрой просто написали сообщение настоятельнице Свияжского Иоанно-Предтеченского женского монастыря, спросили, можно ли приехать трудниками. Игуменья Питирима (Лисицина) очень добродушно ответила, что конечно. С пустыми руками не хотелось, и мы спросили, что нужно привезти. Оказалось, больше всего нужна обычная еда – крупы, постное масло, консервы рыбные. Но, подчеркну, это наша была инициатива, никто ни к чему не принуждал.
- Как вообще у тебя появилась идея провести отпуск в монастыре? И почему именно в этом?
- Давно хотела попробовать (хотя у нас не какая-то там воцерковленная семья). Даже думала, что если не выйду замуж до конца учебы в университете, то уйду в монастырь. Потом попалась книга «Исповедь бывшей послушницы», которая меня очень впечатлила. А еще сериал «Монастырь». В этих произведениях описывалось, как все ужасно там в обителях, одна героиня даже умерла, потому что ей не смогли вовремя оказать медицинскую помощь. Я подумала, неужели все так плохо. Но оказалось, что вовсе даже нет. Почему именно Ионанно-Предтеченский? Потому что мы родом из Татарстана, это известная у нас в Республике и очень старинная обитель, она еще при Иване Грозном основана. К тому же она расположена на небольшом острове Свияжск, где всего-то 100 человек живет, включая монахинь. Очень необычное место.
- Кроме вас, в монастыре были трудники?
- Да, пять человек. Семейная пара и девушка молодая 20-летняя. Она сказала, что живет тут давно послушницей, поссорилась с парнем, случилась депрессия и вот приехала. А так не из монахинь там еще живут трудниками повар, бухгалтер. Для таких как мы на территории обители стоит дом паломника. Нам с сестрой выделили комнату, очень простую – стол, две кровати, два стула. Санузел был общий. Монахини живут в другом здании. Мы с ними мало общались. Не особо, там как-то не принято разговаривать, лезть с вопросами. Только вот с той монахиней, которая нам с сестрой экскурсию проводила, мы немного поболтали. Она в монастыре уже двадцать лет, вышла на пенсию и решила свою жизнь посвятить Богу, хотя говорила, что у нее есть внучка, которая к ней приезжает иногда, какую-то связь с родными и близкими она все равно поддерживает. Молодые монахини тоже там есть, я видела двоих девчонок, им лет по 25 – 30.
Анастасия рассказала, что вела дневник, писала, что чувствует.
- В первый день я написала: «А чем монастырь отличается от тюрьмы?». На второй уже совсем другие были мысли: «Как же здорово, что тут нет никакого осуждения ни к кому и ни к чему. И вообще, что так мало в принципе разговоров. Все погружены исключительно внутрь себя, в свои мысли».
- А вам кто-то по приезду объяснял, о чем можно думать, о чем нет?
- Нет, ничего такого. Это все на каком-то внутреннем уровне само пришло. Единственное, нам объяснили распорядок дня, сказали, что будут давать послушания, то есть работу какую-то. И все.
- И какой в монастыре распорядок?
- Первая служба начинается в 6 утра и длится где-то до 9 – 9:30. Ты можешь приходить, можешь не приходить. Но нам совестно было пропускать, мы же приехали на службу. Я просто молилась вместе со всеми, а моя младшая сестра Мария занимается церковным пением, и матушка ее брала петь. Какие -то молитвы я знаю, а все остальное, конечно, очень сложно было понять. Но это как тренировка для мозга, в том числе, потому что ты должен не отвлекаться, не думать о том, как у тебя замерзли ноги или как ты хочешь спать в шесть утра, а должен вникать в молитву, в суть богослужения, понимать, о чем речь, что к чему.
После службы было свободное время и завтрак. Как и все паломники, мы ели отдельно от монахинь в кафе, что при монастыре, куда и все, кто приезжают в Свияжск приходят. Но нас кормили бесплатно. После завтрака у нас было послушание, мы шли трудиться – мыли полы, чистили подсвечники, один день на кухне помогали. И так до двух, даже до полтретьего. Потом обед, после которого можно было немножко отдохнуть. Мы обычно лежали в своей комнате, потому что рано вставали и весь день на ногах. На службе стоишь, потом моешь, чистишь. Тяжело, еще и холодно. Ну а в 17 начиналась вечерняя служба. Шла она где-то до 20:30, потом все расходились по своим кельям, читали вечерние молитвы и ложились спать. Все, на большее сил не хватало. И так каждый день. В монастыре не было особо связи. Я знала, что есть вай-фай, но он только для работы, для бухгалтерских дел и так далее. Это было прям хорошо, потому что я телефон брала, чтобы что-то снять на память, сделать красивый снимок. Не заходила ни в какие соцсети, я настолько сильно от этого отдохнула.
- За территорию монастыря выходить разрешалось?
- Да, и мы один раз даже хотели прогуляться. Вышли с опаской, сестра все переживала, что не получили на прогулку благословения. Так что мы немножко постояли и вернулись обратно. Хотя, наверное, если бы узнали, то никакого наказания бы не было.
- А если бы не понравилось, вы же могли взять и уйти? Или в какие-то бумажки подписывали?
- Не было никаких договоров, ничего такого. Это просто по договоренности: здравствуйте, мы приехали. И - мы завтра уезжаем.
- И что ты в дневнике своем писала в следующие дни, когда уже погрузилась в монастырский быт?
- На третий день мне уже тоскливо было, что скоро уезжать. Я написала: «Мы еще не уехали из монастыря, а я уже скучаю». Монастырь оказался вовсе не таким, каким я про него в книжках читала. Может, конечно, все зависит от атмосферы этого места, от настоятельницы, от того, как все было по-доброму, как нас хорошо встретили.
Остаться, конечно, можно было, но у меня уже отпуск заканчивался, надо было еще до Москвы доехать.
- Когда вы снимали на телефон, вам не мешали? Это вообще разрешалось?
- Это не особо разрешается. Я не снимала монахинь, я знала, что это нельзя. Но какие-то свои процессы мне удалось снять. С открытой камерой мы не ходили.
- Что такого особенного в таком отдыхе?
- Уход от суеты. Ты знаешь, что ты завтра будешь делать, что ты точно будешь накормлен, у тебя точно есть где спать. Ты что-то делаешь, но вроде как ты ни о чем не думаешь, ни о чем не беспокоишься. Да, в монастыре было сложно физически, но это покрывалось каким-то внутренним окрыленным состоянием спокойствия. В обычной жизни же в голове постоянно круговорот мыслей. А там такого нет и какая-то наполненная пустота. Почему все сейчас полюбили медитацию? Потому что ты отключаешься и ни о чем не думаешь. Сейчас популярные всякие ретриты, многие ездят в Индию, в Таиланд. А вон наши монастыри, по сути, такое же погружение в себя, или даже ближе нам. Даже в Москвы много монастырей и святых мест. Казалось бы, шумный город, везде дороги, траву косят, машины ездят, зашел за забор обители, а там уже тишина и покой. Я когда вернулась в Москву, стала по-другому смотреть на многие вещи, меньше обращать внимание на мелочи. Не знаю, как объяснить, это надо прочувствовать, чтобы понять. Моя сестра Мария держит с ней связь с игуменьей, они иногда встречаются в Казани на каких-то больших праздниках. Мария после этого еще несколько раз ездила в монастырь, на три дня пожить, потрудиться. Мы очень сильно полюбили это место. Думаем, что непременно нужно снова мне взять отпуск на недельку и поехать пожить в монастырь.
- Что взять с собой, как все организовать?
-Зубную щетку, мыло, тапочки. Сменную обувь, особенно зимой, потому что тяжело в сапогах всегда стоять и ходить. И самое главное, теплые вещи, потому что обычно храмы холодные. Из одежды пригодятся темные юбки, платья длинные. Юбка до колен, как бы обычно ходим в церковь, там как будто не очень уместна.
- А как найти монастырь?
- Много сайтов монастырей. Можно просто найти телефон в интернете и позвонить.