Вне поля зрения
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Татьяна Карабут. Российская Газета
Иностранные инвесторы (в том числе из США и Европы), как стало известно "Российской газете", владеют в России около 1 млн га сельхозземель, хотя де-юре они не имеют на это права. В США уже приняли закон, запрещающий российским юрлицам и другим "недругам" скупать сельхозугодья. Пора ужесточить контроль и нам, считают в Госдуме. Есть риск саботажа, а также нарушения севооборота со стороны иностранных владельцев сельхозземель, предупреждают эксперты.
Зарубежные инвесторы владеют как небольшими земельными массивами, так и сотнями тысяч га сельскохозяйственной земли, утверждают опрошенные "РГ" участники и эксперты рынка. Общая площадь сельскохозяйственных угодий в России составляет около 200 млн га. По разным оценкам, площадь сельхозземель, находящаяся в фактическом владении иностранных лиц, может достигать 1 млн га. Но географически это самые востребованные земли на юге России, в центральном Черноземье, и земли Поволжья, Сибири, Дальнего Востока.
Среди инвесторов - компании и частные лица из стран Европы (в том числе Франция, Германия, Великобритания, прибалтийские страны), США, стран Азии (в том числе Таиланд, Вьетнам, Сингапур, Китай, Южная Корея). Например, французская группа компаний Sucden открыто заявляет, что производит в России более 550 тыс. тонн зерновых культур в год. Компания "АгроТерра" входит в топ-20 крупнейших владельцев сельхозземли в России. Хотя создана она инвестиционной компанией NCH Capital Inc, которую основал бизнесмен из США с украинскими корнями Джордж Рор. РЗ Агро основана "группой международных инвесторов" (в частности, членами семьи Луи-Дрейфус). Земельный банк "РЗ Агро" составляет более 100 тыс. га сельхозугодий, находящихся в собственности и долгосрочной аренде.
Российские законы запрещают иностранным лицам или российским обществам с долей иностранного участия в капитале более 50% владеть сельскохозяйственной землей на праве собственности. Землю они могут брать только в аренду, пояснили "РГ" в адвокатском бюро "Казаков и партнеры" и компании Birch Legal.
Обычно иностранные инвесторы создают российские компании, которые приобретают земли в долгосрочную аренду, в собственность и организуют на них сельхозпроизводство: растениеводство, животноводство (земли используют для выращивания кормов), переработка выращенной на землях сельхозпродукции.
Сложилась практика, когда российские "внучки" иностранных компаний покупают сельхозземлю в собственность. А это уже не запрещено. Получается, что земля в собственности находится у российского общества, которое полностью контролируется иностранным лицом. Такой практике уже много лет, и суды признают ее законность.
Ограничения на бумаге есть, но они легко обходятся иностранцами как из дружественных, так и недружественных стран, подтверждает председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин.
"Компании заметают свой иностранный след, оформляя владение через специально регистрируемую в России компанию-прокладку, а то и не одну. Вероятно, региональные власти закрывали глаза на подобный креатив ради сакрального "инвестиционного климата", а сейчас им просто не до того", - говорит он.
По мнению представителя отрасли, главный риск такой практики - возможный саботаж иностранных владельцев сельхозземель, в том числе нарушение научно обоснованного севооборота, что может привести к необратимым последствиям.
"Мы уже сталкивались с опасной координацией иностранных компаний в такой критической сфере, как поставка семян, что стимулировало процесс их импортозамещения. В ситуации с товарным производством мы можем потерять значительную часть урожая. Назрела объективная необходимость доработки нормативных документов", - считает Зернин.
Проблема есть, признает председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин. "Например, мы производим недостаточно семян кукурузы, 50% от потребности. И в то же время в Ставрополье стоит завод транснациональной компании Remington. На наших землях они выращивают семена кукурузы. На этом заводе их приводят в порядок. И потом продают их в другие страны. А что тогда остается нам?" - задается вопросом он. По его мнению, такие заводы, если они принадлежат компаниям из недружественных стран, нужно переводить в юрисдикцию России и дальше либо разрывать договор аренды или, если предприятие в собственности, национализировать его. Для этого по большому счету уже подготовлена правовая почва, есть Указ президента "О временном управлении некоторым имуществом", в 2022 году первое чтение прошел законопроект, который предусматривает введение в принадлежащих "недружественным" странам компаниях внешней администрации. Эти компании должны иметь существенное значение для обеспечения стабильности экономики и гражданского оборота, защиты прав и законных интересов граждан в РФ.
По словам Кашина, Госдума в конце прошлого года приняла также три закона, которыми "наводится порядок" в сельхозземлях. В России много "бросовой" земли, которую "прихватили" банки и другие нечистоплотные люди, которые уже не живут в России, таких земель в стране порядка 35-36 млн га. Необходимо их изымать и возвращать эти земли в оборот, говорит парламентарий. Кроме того, в феврале 2024 года группа депутатов Госдумы внесла законопроект, которым ограничиваются возможности региональных властей по переводу сельхозземель в иные категории, это предлагается делать только с согласия минсельхоза. Это позволит предотвратить дальнейшее сокращение площади сельхозземель, с 1990 по 2022 год она уменьшилась в 1,6 раза (с 638 млн га до 379 млн га).
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.