Транзитным пассажирам могут разрешить находиться без виз вне пунктов пропуска в аэропортах. С таким предложением Федеральная служба безопасности обратилась в Минтранс, рассказали "Известиям" в ФСБ. Служба объясняет это тем, что номеров в гостиницах в"стерильных"зонах при форс-мажорных обстоятельствах может на всех не хватить. Изначально инициатива принадлежала аэропорту Шереметьево. Мера может спасти ситуацию в экстренных случаях, но удобнее было бы разрешить безвизовый режим для пассажиров, делающих плановую пересадку в аэропорту, считают эксперты.
В июне 2018 года вышло распоряжение правительства, разрешающее размещать отели на территории пунктов пропуска, чтобы транзитным пассажирам было где подождать вылета в течение 24 часов. То же касается и задержанных рейсов: авиакомпания сейчас обязана предоставлять место в гостинице пассажирам, рейс которых задержан более чем на 8 часов днем и 6 часов - ночью.
Гостиницы в "стерильных" зонах открыты пока только в московском аэропорту Шереметьево, отмечают в ФСБ. В терминале D Шереметьево действует капсульный отель GettSleep на 36 мест, в терминале Е - GoSleep на 12 мест и "Воздушный экспресс" на 46 номеров.
ГДЕ ПОЯВЯТСЯ "КАПСУЛЫ"
В Шереметьево новый капсульный отель запланирован в "стерильной" зоне строящегося терминала С, а в конце января такие гостиницы откроются во Внуково в "стерильных" зонах внутренних и международных воздушных линий, сообщили "Известиям" их представители. В Домодедово отдельных гостиниц не планируется, но по мере расширения терминальных мощностей планируется развитие гостиничных услуг. Пока в "чистой зоне" для краткосрочного отдыха пассажиров есть залы со специальными креслами, путешественники также могут воспользоваться услугами бизнес-залов, ответили "Известиям" в пресс-службе воздушной гавани.
Внесение изменений инициировал аэропорт Шереметьево, сообщили "Известиям" в его пресс-службе. Там объяснили, что это "обусловлено продолжающейся тенденцией увеличения въездного туристического потока, в том числе транзитного". Речь идет о размещении пассажиров за пределами режимной зоны в непосредственной близости от аэропорта и воздушного пункта пропуска через российскую границу.
В Домодедово сообщили, что поддерживают инициативу ФСБ, поскольку она "повысит комфорт для транзитных пассажиров в аэропортах России, обладающей большим потенциалом для наращивания таких перевозок".
В Минтрансе "Известиям" сказали, что представили свою позицию в ФСБ, отказавшись от других комментариев. Проект изменений в МИД не поступал, ответили в ведомстве.
- В случае получения мы будем готовы рассмотреть его в установленном порядке, - добавили в пресс-службе.
ТРАНСФЕР ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ
Проблема нехватки мест для транзитных пассажиров в случае задержки рейсов действительно есть, признал исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев. Он напомнил, что в ноябре 2018 года вынужденную посадку в аэропорту Иркутска совершил самолет Air France с 282 пассажирами на борту, которых пришлось размещать в гостиницах вне аэропорта.
Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Федор Волков предупредил о лишних хлопотах, связанных с сопровождением иностранцев сотрудниками ФСБ организацией размещения таких пассажиров. Выход может быть в разрешении безвизового въезда для трансферных и транзитных пассажиров на определенный срок, минимум на 72 часа.
- Это повлечет за собой рост въездного туризма. Так произошло в Санкт-Петербурге, когда безвизовый въезд стал доступен пассажирам круизных лайнеров, - напомнил он.
Размещение отелей в "чистых зонах" аэропортов актуально при большом потоке трансферных пассажиров международных рейсов, считают эксперты.
- По факту он есть только у Шереметьево, - сказал Олег Пантелеев. - При этом капсульные отели все равно имеют ограниченную емкость, а в случае с Иркутском гостиница должна была бы по площади превысить международный терминал.
В 2018 году пересадку в Шереметьево совершили 8 млн пассажиров, доля трансферного пассажиропотока (16 млн пассажиров, считается прилет и вылет) составила 35% от общего объема перевозок. При этом рейсы в аэропорту задерживаются свыше двух часов крайне редко, отметили в пресс-службе воздушной гавани. Во Внуково в 2018 году обслужено 1,17 млн трансферных пассажиров, в том числе 9,4 тыс. пересаживались с международного на международный рейс, сообщил представитель аэропорта.