Почему долгосрочные сбережения «не летят»
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Александр Абрамов. Монокль
У людей нет и не будет явного интереса к программе долгосрочных сбережений и ИИС третьего типа: у первой сохранились все минусы прошлых накопительных систем, а на ИИС-3 держать деньги придется слишком долго.
Прошел год с небольшим с момента начала работы программы долгосрочных сбережений (ПДС) и индивидуальных инвестиционных счетов третьего типа (ИИС-3). Оба механизма должны были играть главную роль в качестве источников внутренних сбережений, без которых трудно будет выполнить задачу повышения капитализации до 66% ВВП в 2030 году, а также обеспечить достойное участие финансового рынка в структурной трансформации экономики.
Два черновика
Вступившая в силу с 1 января 2024 года ПДС позиционируется как добровольный накопительно-сберегательный продукт, софинансируемый государством. Он был призван заменить своих предшественников в виде обязательных пенсионных накоплений и дополнительной программы их софинансирования 2008 года, которые, к сожалению, трудно считать успешными.
Напомним, система обязательных пенсионных накоплений (ОПН) реализовывалась с 2002 года, с 2004-го к ней подключились негосударственные пенсионные фонды (НПФ). По своим параметрам эта система соответствовала лучшим мировым практикам. Важным ее преимуществом была обязательность участия, что позволяло привлечь даже работников с низкими доходами за счет возврата на их индивидуальные счета части обязательных социальных взносов в виде накоплений. В итоге число участников (застрахованных лиц) в системе обязательных накоплений в 2023 году составило 73,1 млн человек, или 87,4% от численности рабочей силы.
Однако с самого начала ОПН столкнулась с разного рода административными проволочками и изменениями правил игры. Срывались сроки выбора гражданами частных управляющих компаний; не вовремя принимались нормативные акты; после начала реформы был существенно сужен круг застрахованных лиц; медленнее, чем намечалось, повышались ставки взносов на накопительную пенсию. С 2014 года и вовсе на ежегодной основе стали замораживаться новые взносы в систему ОПН, а высвободившиеся средства направлялись на финансирование страховой пенсии. Наконец, с 1 января 2024 года вносы в накопительную пенсию были отменены окончательно.
Общая стоимость пенсионных накоплений выросла с 4,9 трлн рублей в 2020 году до 5,8 трлн в октябре 2024-го, однако относительно ВВП этот показатель снизился с 4,6 до 2,9%. По нашим расчетам, за 20 лет, с 2005-го по 2024-й, среднегеометрическая валовая доходность портфелей пенсионных накоплений в НПФ составила всего 7,7% годовых при инфляции 7,9%.
Программа софинансирования вступила в силу с 2008 года и предполагала государственное софинансирование взносов в сумме не более 12 тыс. рублей в течение десяти лет. Вступить в нее можно было с 1 октября 2008 года до 31 декабря 2014-го, а первый взнос сделать до 31 января 2015 года. Программа не стала популярной. Подали заявление о вступлении в нее 15,9 млн человек, сделали хотя бы первый взнос 2,5 млн человек, однако в 2023 году взносы осуществляли только 90 тыс. человек. За все время существования программы, с 2009 по 2023 год, общие взносы участников составили 74,2 млрд рублей, софинансирование государством — 70,7 млрд рублей, или 48,4%, взносы работодателей — 1,2 млрд рублей.
В обоих случаях регулирующие органы так и не составили итоговый публичный отчет о результатах выполнения программ, а вопрос, почему они были тихо свернуты, остался без ответа. По нашему мнению, важную роль здесь сыграли две причины — неэффективное управление пенсионными накоплениями и стремление государства использовать накопленные ресурсы для финансирования дефицита бюджета государственной страховой пенсии.
Те же минусы
Программа долгосрочных сбережений вначале возникла как аналог программы софинансирования 2008 года. Минимальный срок участия — 15 лет или до достижения возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.
Долгосрочные сбережения формируются за счет добровольных взносов граждан и перевода в систему ранее сформированных ими пенсионных накоплений. В недалеком будущем может появиться возможность их софинансирования работодателем.
Государство предоставляет непривычно щедрую материальную поддержку ПДС. В зависимости от среднемесячного дохода участника государство рефинансирует взносы в размере до 36 тыс. рублей в год. Участник вправе получать налоговый вычет по НДФЛ на сумму взносов до 400 тыс. рублей в год в размере от 52 тыс. до 88 тыс. рублей — в зависимости от его доходов (и, соответственно, ставки НДФЛ: 13%, 15% и так далее). Выплаты за счет ПДС, включая инвестиционный доход, также не подлежат налогообложению. В мире сберегательные программы, работающие по схеме налогообложения E-E-E (от англ. Exempt-Exempt-Exempt — освобождение от налога на стадии взноса, получения дохода и вывода денег), — большая редкость. Кроме того, государство гарантирует гражданам сохранность внесенных ими средств на сумму до 2,8 млн рублей, что в два раза превышает стоимость гарантий по банковским вкладам.
По данным Банка России, на 31 января 2025 года было заключено 3,3 млн договоров ПДС, сумма привлеченных средств составила 245 млрд рублей. Согласно распоряжению правительства РФ от 21.12.2023 № 3753-p, объем сбережений граждан в ПДС в 2030 году должен составить 1,2‒1,7 трлн рублей, с охватом 9,7‒13,3 млн участников, что значительно меньше по сравнению с числом застрахованных лиц в бесславно завершившей свое существование системе обязательных пенсионных накоплений.
Преимущество ПДС перед ее предшественницами в том, что она лучше управляется представителями регулирующих органов, для которых показатели этой программы являются своего рода KPI.
ПДС реализуется через устоявшуюся структуру негосударственных пенсионных фондов. Продажи идут преимущественно через узкий круг четырех-пяти крупнейших розничных банков, у которых затраты на привлечение клиента значительно ниже, чем у остальных участников финансового рынка.
Тем не менее у ПДС много проблем, часть из которых были характерны и для предшествующих ей накопительных планов.
Во-первых, не вполне понятен смысл ПДС как сберегательного продукта. Он не привязан к моменту достижения пенсионного возраста, значит, не является пенсионным планом. Однако забрать деньги с ПДС, например, через 15 лет сразу будет нельзя, они возвращаются в порядке, характерном для пенсионных выплат. Если человек с доходами до 80 тыс. рублей или от 80 тыс. до 150 тыс. рублей инвестирует исходя из принципов максимизации выгод (то есть в первом случае делает ежегодные взносы в течение десяти лет в размере 36 тыс. рублей, а во втором — 72 тыс. рублей, необходимые для получения софинансирования в сумме 36 тыс. рублей в месяц), то при доходности инвестиций на уровне 8% годовых сумма накоплений на счете составит около 1,4 млн рублей в первом случае и 2,1 млн рублей — во втором через 15 лет. Это хорошая сумма для покупки автомобиля или иной вещи, ремонта квартиры, оплаты обучения детей и т. д., но явно недостаточная для заметных пенсионных выплат. Но получить эту сумму одним платежом тоже не удастся.
Во-вторых, ПДС, как и прежняя система обязательных накоплений, не учитывает риск-профиль участников. Молодым людям и тем, кто уже получает пенсионные выплаты из пенсионных резервов (добровольную накопительную пенсию), НПФ предлагают одинаковый инвестиционный портфель, несмотря на очевидно разную склонность к рискам. Ряд пенсионных фондов предлагают планы с разной доходностью для тех или иных групп участников (например, физических лиц и корпоративных клиентов), однако это рискованный для всех вариант из-за отсутствия реальной сегрегации активов разных программ. Сегрегация на уровне учетных регистров не решение, громкий скандал с крахом пенсионного фонда Максвелла в начале 1990-х наглядно показал, что такая сегрегация плохо работает. Создание универсальных НПФ для пенсионных накоплений участников с разным профилем риска в мире давно не используется. Вместо этого применяется линейка пенсионных ПИФов с разным уровнем риска, администрируемых специализированной управляющей компанией.
В-третьих, ПДС трудно рассматривать как альтернативу классическим корпоративным и индивидуальным пенсионным планам. С отменой обязательных пенсионных накоплений в России практически исчезли второй и третий уровни пенсионной системы, что означает шаг на 20 лет назад. В отличие от ОПН с 73 млн застрахованных лиц ПДС ориентирована примерно на 10‒15 млн участников, или 13‒19% рабочей силы. Вне зоны дополнительного пенсионного обеспечения остается более 80% занятого населения На ПДС сложно распространить условия автоподписки или обязательности участия работников в корпоративном плане. Учитывая, что работодатели и так платят за каждого работника социальный взнос в размере 30% его доходов, не думаю, что их участие в формировании ПДС будет активным.
Наконец, возникают серьезные опасения насчет эффективности инвестирования резервов ПДС. Этот процесс осуществляется теми же организациями и по тем же правилам, которые не позволили успешно реализовать программу обязательных пенсионных накоплений. В сфере принятия инвестиционных решений в полной мере сохраняются недостатки прошлого — незаинтересованность НПФ в инвестировании в рискованные активы, снижение доходности портфелей из-за действия системы гарантии сохранности накоплений, отсутствие ясных бенчмарков для оценки результатов портфельного управления, наконец, фантастическая непрозрачность информации о портфелях пенсионных резервов НПФ и показателях их деятельности, включая и новую программу долгосрочных сбережений. Как в таких случаях говорил знаменитый инвестор сэр Джон Темплтон, «на этот раз все не по-другому».
В реальности ПДС будут играть важную роль в деле постепенного возврата «старых» пенсионных накоплений населению и их частичной трансформации в новый сберегательный продукт, однако привлечение новых средств граждан будет умеренным и оно будет дорогим для государства с точки зрения налоговых льгот и софинансирования. Необходимо думать о построении полноценных корпоративных и индивидуальных пенсионных планов.
Новые решения в сфере корпоративной пенсии
Большинство из 33‒36 развивающихся стран мира, внедривших обязательные накопительные планы 20‒30 лет тому назад, несмотря на высокую волатильность современных финансовых рынков, остаются верными курсу на развитие полноценных корпоративных и индивидуальных пенсионных планов. С этого пути за-за проблем с бюджетами полностью свернули лишь Аргентина, Боливия, Венгрия и Россия. В новых условиях модификация накопительных пенсий идет в направлении планов с автоподпиской, упрощения и укрупнения структур, администрирующих пенсионные накопления, учета профиля риска застрахованных лиц и более активного использования фондов жизненного цикла, применения современных цифровых технологий при администрировании индивидуальных пенсионных счетов.
Как некоторое эталонное решение, на примере которого можно показать вектор перемен в мире, приведем опыт нового корпоративного пенсионного плана в Ирландии. Это государство до недавнего времени оставалось единственным среди стран — членов ОЭСР, где отсутствовали обязательные государственные страховые планы, накопительные корпоративные программы или планы с автоподпиской. Девятого июля 2024 года был принят The Automatic Enrolment Retirement Savings Systems Act 2024 о создании пенсионного плана (AERSS), работа которого началась с 1 января 2025 года.
У AERSS есть механизм автоподписки: новые работники подписываются в планы автоматически при заключении трудового договора. Это позволяет добиться высокого уровня охвата планом в размере 35% рабочей силы в частных компаниях, несмотря на то что участие в AERSS не предусмотрено для тех, кто уже был охвачен добровольными пенсионными планами с льготами по НДФЛ. Новый план гибко учитывает интересы работодателей, позволяя им сохранять ранее сформированные корпоративные планы с льготами по НДФЛ. Кроме того, они могут принимать в свои ранее созданные корпоративные планы новых участников, а если таких планов нет — позволять сотрудникам присоединяться к AERSS.
Индивидуальные пенсионные счета в рамках AERSS будут открываться и администрироваться на общей платформе в государственной структуре — National Automatic Enrolment Retirement Savings Authority (NAERSA), находящейся под надзором Департамента социальной защиты. Это позволяет сохранить пенсионный план при смене места работы и не допускает монополизации бизнеса по ведению указанных счетов в одном-двух крупных банках.
Данный корпоративный план софинансируется не только государством, но и работодателями.
AERSS предусматривает обслуживание сбережений с длительным инвестиционным циклом до момента достижения пенсионного возраста, что позволяет в полной мере использовать преимущества сложного процента на длительных временных горизонтах. Самый длинный вероятный срок накоплений может составить 43 года.
Участник программы в зависимости от своего риск-профиля и финансовых целей вправе выбрать один из четырех инвестиционных фондов с разными стратегиями, включая фонд жизненного цикла для «молчунов». Напомним, фонд жизненного цикла существует до определенной даты, доля каждого класса активов (акций, облигаций и т. д.) в его портфеле автоматически корректируется по мере приближения к желаемой дате выхода на пенсию. Эти фонды являются паевыми, то есть позволяют фиксировать количество паев у участников и возможность их оценки на регулярной основе. В таких фондах участник всегда будет точно знать стоимость своих накоплений, не подвергаясь риску «размывания» стоимости принадлежащих ему сбережений, который несут участники НПФ в России.
AERSS не предусматривают государственной гарантии сохранности взносов, что будет стимулировать конкуренцию между фондами и управляющими компаниями, а также поможет избежать выбора избыточно консервативных инвестиционных стратегий. Сохранность сбережений в этом случае обеспечивается на операционном уровне со стороны государственного администратора индивидуальных пенсионных счетов и прозрачности результатов управления резервами фондов.
Нелегкий путь ИИС-3
Другим важным механизмом, призванным сдвинуть с места решение проблемы недостаточности долгосрочных сбережений, должны были стать индивидуальные инвестиционные счета 3-го уровня. В отличие от ПДС они ориентированы на более самостоятельных и обеспеченных инвесторов. Как и ПДС, ИИС-3 предусматривают широкий набор льгот и преференций. Налогообложение здесь тоже осуществляется по схеме E-E-E: при открытии ИИС-3 инвестор получает право на ежегодный налоговый вычет с 400 тыс. рублей взноса, а по истечении минимального срока владения (пока это пять лет) освобождается от НДФЛ доход от инвестиций в размере 30 млн рублей, за исключением дивидендного дохода. Пополнять счет можно на любую сумму, объем средств на нем не ограничен.
Однако основное ограничение ИИС-3 для инвестора заключается в том, что в течение 2024‒2026 годов держать активы на счете придется пять лет, а к 2031 году этот срок плавно вырастет до десяти лет. При этом ИИС-1 и 2 с более короткими сроками сбережений с 2024 года не открываются. Столь жесткое условие, как удержание активов на пять лет и более, — главная проблема привлекательности ИИС-3 для инвесторов. В данном случае государство несколько переоценило свои возможности «подталкивания» граждан к правильным инвестиционным решениям, оставив без доступа к налоговым льготам частных инвесторов, не готовых в условиях высокой волатильности своих доходов и доходности финансовых инструментов к инвестициям с горизонтом не менее пяти‒десяти лет.
По нашим расчетам, за 30 лет курсовая доходность индекса РТС снижалась на 20% и более 13 раз, четыре из этих падений не восстановились до настоящего времени. Поэтому осторожное отношение частных инвесторов к долгосрочным инвестициям вполне оправданно. Согласно опросу Центра банковского консалтинга и прикладных исследований Финансового университета, по итогам 2024 года около 50% частных лиц долгосрочными для себя считают вложения до пяти лет. Разумно ли оставлять такое количество потенциальных инвесторов за пределами ИИС-3?
Слишком высокие требования по минимальному сроку хранения активов на ИИС-3, по нашему мнению, являются причиной медленного продвижения на рынке ИИС нового типа. В условиях, когда 78,5% финансовых активов домашних хозяйств в 2024 году хранятся в виде наличных и на банковских депозитах со срочностью, как правило, меньше года, для стимулирования сбережений населения в более рискованных активах с помощью ИИС нужны более гибкие подходы. Необходимо поощрять любые сбережения граждан на фондовом рынке вне зависимости от сроков владения активов, с тем чтобы постепенно сами инвесторы приходили к решению об удлинении своих горизонтов инвестирования. В мире есть опыт, как это реализовано.
Урок ISAs в Великобритании для ИИС-3 в России
С точки зрения перспектив совершенствования ИИС-3 особый интерес может представлять опыт Individual Savings Accounts (ISAs) в Великобритании, которые успешно прошли путь от установления минимальных сроков владения активами на счете до полного отказа от данного ограничения, сохраняя механизмы «подталкивания» граждан к более долгосрочным сбережениям при ограниченном использовании крупных налоговых льгот и преференций.
Сегодня это простой и популярный инструмент для личных сбережений. Количество ISAs для взрослых в Великобритании выросло с 13,0 млн счетов в 2014 году до 22,3 млн в 2023-м, в настоящее время такие счета имеет около 42% взрослого населения Великобритании. Стоимость активов на ISAs для взрослых выросла с 388,1 млрд фунтов стерлингов в 2014 году до 725,9 млрд в 2023-м. По нашим расчетам, в 2023 году в структуре активов ISAs для взрослых акции составляли 9,9%, инвестиционные фонды — 44,5%, депозиты банков и денежные средства — 43,4%.
Совершеннолетние (с 18 лет) граждане Великобритании вправе открыть четыре типа ISAs: денежные счета (cash ISAs), счета инвестирования в акции (stocks and shares ISAs), счета инновационных финансов (innovative finance ISAs) и сберегательные счета жизненного цикла (lifetime ISAs). Все эти счета открываются в банках, строительных обществах, кредитных союзах, у брокеров, в организациях, выполняющих функции инвестиционных платформ, в других финансовых организациях.
В каждый налоговый год можно внести до 20 тыс. фунтов стерлингов на один счет или с разбивкой указанной суммы на разные счета. При этом предельная сумма годового взноса на сберегательный счет жизненного цикла не должна превышать 4 тыс. фунтов стерлингов. По взносам на ISAs не предоставляется налоговых вычетов из НДФЛ. Однако не подлежат налогообложению инвестиционный доход и доходы, полученные в виде дивидендов и процентов по депозитам в банках. Средства с ISAs для взрослых могут быть выведены в любой момент времени без уплаты какого-либо налога. Ограничения для вывода средств имеются только для сберегательных счетов жизненного цикла.
Денежные счета предназначены для вложений в депозиты банков и строительных обществ, а также в финансовые инструменты структуры National Savings and Investments (NS&I) — это государственный сберегательный банк, привлекающий депозиты и приобретающий гособлигации (Premium bonds). Счета инвестирования в акции предназначены для вложений в акции, инвестиционные фонды, корпоративные облигации и государственные ценные бумаги. Счета инновационных финансов используются для предоставления займов P2P, краудфандингового финансирования и вложений в разные инвестиционные фонды.
Сберегательные счета жизненного цикла вправе открыть граждане в возрасте от 18 до 40 лет. Они софинансируются государством в wразмере 25% от суммы взноса, но не более 1 тыс. фунтов стерлингов в год. Средства со сберегательных счетов могут направляться на покупку первого жилья, получение дополнительной пенсии по старости при достижении 60 лет, а также оплаты стоимости лечения при серьезных заболеваниях. Если средства выводятся на другие цели, государство взимает с суммы вывода 25%. В случае смерти владельца деньги на сберегательном счете жизненного цикла наследуются.
Наличие работающей и привлекательной для граждан системы долгосрочных сбережений — жизненно важная задача для внутреннего финансового рынка. На этом пути вряд ли кому-либо известны идеальные решения, движение вперед неизбежно будет происходить в виде проб и ошибок. Не отрицая значимости таких механизмов, как ПДС и ИИС-3, важно объективно оценивать их результативность и держать в поле зрения альтернативы — более прозрачные и дающие людям больше возможностей.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.