Триумф глобализма, тактическая победа Netflix и экологическая повестка «Джокера». В Лос-Анджелесе вручили премию Американской киноакадемии. Главным фильмом года была названа южнокорейская картина «Паразиты» Пона Чжун Хо. Какие еще сюрпризы принес «Оскар», разбирались «Известия».
Церемония, которая должна была стать на редкость предсказуемой, вдруг разразилась неожиданной интригой. Лучшим фильмом стал южнокорейский хит «Паразиты» Пона Чжун Хо, который победил также и в иностранной категории – и это уникальный случай в истории. Главный «Оскар» и раньше забирали неамериканские картины. Как правило, британские, один раз — французская («Артист» в 2012-м), хотя там почти не было слов, да и те английские. Но триумф полностью иноязычного фильма на «Оскаре», безусловно, стал сенсацией.
Как пояснил «Известиям» глава Гильдии киноведов и кинокритиков России Кирилл Разлогов, ночью в Лос-Анджелесе с равным успехом могли назвать и другие картины — многие были уверены в победе военной драмы «1917» Сэма Мендеса, а ведь в номинантах ходил еще «Ирландец» Мартина Скорсезе и «Однажды… в Голливуде» Квентина Тарантино.
— Фильм Пона Чжун Хо сближает с работой Тарантино бесшабашность зрелищных эффектов и черный юмор. Правда, в «Паразитах» значительно больше восточной кровавости и бьющих по нервам эксцессов. Мы живем в мире технических трюков, а «1917», снятая будто бы одним планом, из всего набора номинантов, с этой точки зрения, была самой очевидной кандидатурой. Выигрышный материал — Первая мировая — раскрашен новыми технологиями. Опять же был «Ирландец». Хоть он и снят для Netflix, я был уверен, что академики как-то уважат старика, — рассказал эксперт.
Однако победил именно кореец, который ранее принес своей стране первую «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Пон Чжун Хо, один из самых кассовых режиссеров на родине, довел до совершенства традиционную для национального кино эклектику жанров. В его фильмах черная комедия органично уживается с кровавым экшеном, социальной сатирой и искренней эмоциональностью. Наконец, его фирменный коктейль распробовали и в Голливуде. Неслучайно канал HBO (который сделал «Игру престолов») уже пообещал превратить «Паразитов» в мини-сериал.
Всего же Пон Чжун Хо поднимался на сцену четырежды. Его фильм забрал также награды за режиссуру и лучший оригинальный сценарий (а всего был номинирован в шести категориях). Фаворит «1917» в итоге положил в копилку три «технические» статуэтки (из 10 возможных). Надо сказать, что нежданный триумфатор произвел на зал приятное впечатление. Выйдя за режиссерской статуэткой, Пон Чжун Хо в непреодолимом смущении неожиданно стал признаваться в любви Мартину Скорсезе, после чего весь зал встал и, повернувшись к живому классику, аплодировал несколько минут стоя.
— Хотя моими фаворитами были «1917» и «Скандал», я очень рад такой абсолютной победе — четыре «Оскара» — неанглоязычного фильма «Паразиты», — рассказал «Известиям» главред американского отделения авторитетного журнала Screen Daily Джереми Кай. — Каждый создатель фильма должен осознавать, что мы сегодня имеем дело с совершенно новым типом зрителей — интернациональной аудиторией. Это значит, что все фильмы сегодня должны делаться с глобальным прицелом. Страны должны приглашать экспертов с международным опытом, чтобы помочь отобрать национальные истории, которые при определенной доработке могут быть понятыми и принятыми зрителями с разным культурным бэкграундом.
Стриминг теснит кинотеатры
В актерских номинациях обошлось без сюрпризов вовсе, и это само по себе было приятным сюрпризом. Как и желали многомиллионные болельщики по всему миру, лучшим актером стал Хоакин Феникс, сыгравший смешливого злодея в «Джокере». Лучшая актриса — Рене Зеллвегер за роль Джуди Гарленд в фильме «Джуди». В категориях второго плана победили-таки Брэд Питт («Однажды… в Голливуде») и Лора Дерн («Брачная история»). Ровно такой же расклад был и на «Золотом глобусе». Причем для всех, кроме Зеллвегер, это первая актерская статуэтка в карьере.
Все речи были предельно эмоциональны — и у Питта в том числе. Он сердечно поблагодарил Квентина Тарантино («Ты единственный в своем вроде — без тебя Голливуд был бы гораздо скучнее»), назвал «фантастическим» коллегу по площадке Леонардо ДиКаприо и сказал, что занимается тем, чем занимается, ради своих детей. Хоакин Феникс, известный в том числе и как экологический активист, воспользовавшись трибуной, призвал беречь природу. Рене Зеллвегер напомнила, что ее героиня Джуди Гарленд в свое время так и не получила «Оскара», и эта награда — своего рода исправление ошибок. Лора Дерн сказала, что это лучший подарок на день рождения (который как раз выпал на дату церемонии) и призналась, что, прочитав сценарий фильма, проплакала 20 минут.
— Я написал полностью автобиографический текст, — признался «Известиям» режиссер и сценарист фильма «Брачная история» Ноа Баумбах. — Я сам прошел через этот ад, когда разводился со своей женой (актрисой Дженнифер Джейсон Ли. — «Известия»). Дженнифер была первым зрителем моего фильма, она расплакалась и сказала, что люди должны увидеть это. Героиня Лоры Дерн — это пародия на известного адвоката, специализирующегося на разводах знаменитостей. Через ее руки прошел чуть ли не весь Голливуд. То, что получилась добрая пародия, — заслуга Лоры, которая смогла сыграть тонко и элегантно. В этом волшебство нашей профессии — мы выдумываем истории, в которых рассказываем правду.
Задолго до церемонии один победитель был известен заранее — и это Netflix, для которого были сняты и «Брачная история», и «Ирландец». Последние пару лет Голливуд грозится прогнать нахального выскочку и всячески отказывает ему в наградах — так, например, было на Emmy. Но «Оскар» думает иначе. В позапрошлом году у Netflix было 8 номинаций, в прошлом году их стало уже 15, а в этом — сразу 24. После прошлогоднего триумфа «Ромы» (три статуэтки) сегодня список побед невелик: кроме победы Лоры Дерн на счету стриминг-сервиса награда за документальный фильм «Американская фабрика» о рабочих закрытого завода General Motors в Огайо. Но это лишь начало экспансии.
Печальные сюрпризы
Из грустного — без «Оскара» (хотя бы сценарного) остался Квентин Тарантино. Не получила награду и анимационная короткометражка «Дочь» россиянки Дарьи Кащеевой (номинированная от Чехии). Она уступила американской «Волосатой истории». Ранее три российских проекта — «Дылда» Кантемира Балагова, «Акварель» Виктора Косаковского и «Он не может жить без космоса» Константина Бронзита — были отобраны в шорт-лист, но не прошли в номинации.
Но совсем уж без «русского следа» «Оскар» не обошелся. Статуэтку получила Елена Андрейчева — продюсер и сорежиссер британского фильма «Научиться кататься на скейтборде в зоне боевых действий (если ты девчонка)», победившего в номинации «Короткометражный документальный фильм». Елена, чьим родным языком является русский, родилась в Киеве, но выросла в Британии.