Знак «Осторожно, дети!» весит перед всеми зданиями нашей школы, предупреждая водителей о повышенной бдительности вблизи детских учреждений. Что естественно. Безопасность — прежде всего! Однако, как показывает опыт, только снижения скорости недостаточно.
Пару дней назад камеры видеонаблюдения зафиксировали драку на внешнем контуре начальной школы. Срочно прибывший на место ЧП заместитель директора по безопасности был шокирован: дрались мамашки малышей, не поделив место на парковке автомобилей. При этом не стесняясь в выражениях, ругаясь как извозчики. Собственно, они и есть извозчики, доставившие на своих железных конях детей к первому уроку. За всем этим с большим интересом наблюдали малыши! Признаться, подобные выяснения отношений я порой наблюдал между представителями сильного пола, но чтобы так вели себя дамы, да на глазах детей... Еще одно доказательство того, что стирание гендерных различий идет у нас полным ходом.
Как известно, власть директора не распространяется на родителей. Что теперь, вызвать детей на ковер и делать им замечание о недостойном поведении их мамаш?! После этого можно прогнозировать дальнейшее развитие событий. Вернувшись домой, ребенок призывает свою родительницу к ответу: «Мама, ты что себе позволяешь? Прекрати позорить меня на всю школу». Увы, это только гипотеза, ибо, как справедливо заметил еще товарищ Сталин, сын за отца не в ответе.
Еще один забавный фигурант в этой горячей ситуации — бабушка, но чисто божий одуванчик, которая снимает происходящее на смартфон, давая соответствующий комментарий: «Две гадины не поделили дорогу». Очевидно, что репортаж с места событий немедленно появится в Интернете, обрастая комментариями и лайками. Что же, появление активных бабушек, владеющих гаджетами, — результат реализации замечательной программы «Активное долголетие». Сегодня пожилые люди с удовольствием изучают в наших школах иностранные языки, овладевают информационными компетенциями... Так что бабушка-блогер уже не редкость. Только одни демонстрируют миру свои соления и рецепты их изготовления, а другие стремятся быть в гуще событий. Причем отнюдь не бескорыстно. На горячих новостях можно неплохо заработать в Интернете. Еще один способ пополнить пенсионерский бюджет. Так что бабки могут зарабатывать реальные «бабки». Способы могут быть разными. Недавно один родитель ученика поведал мне о том, как в прямом и переносном смысле он «попал на бабки». Его машина заехала на бордюр. Как известно, штраф за это нарушение составляет три тысячи рублей. Бдительная старушка зафиксировала произошедшее на своем смартфоне и предложила уничтожить улику за половину размера штрафа. На полутора тысячах и сошлись: рынок есть рынок! А мне интересно, делится ли данная бабушка секретами своего бизнеса с внуками? И как они на это реагируют? Спешу высказать всего лишь гипотезу. Скорее всего современный подросток, покровительственно похлопав старушку по плечу, произнесет: «Молодец, бабуля, прикольно»! Таким образом мигом будет восстановлена нерасторжимая связь поколений. Но о такой ли связи мы печемся?
Разумеется, я не имею ничего против программы «Активное долголетие». Это замечательно, что пожилые люди получают возможность удовлетворять свои интересы, идя в ногу со временем, приобретать новые компетенции. Но, наблюдая этот всплеск пенсионерской активности, прихожу к выводу, что кое-что в нашей программе придется корректировать. Так, например, огромной популярностью среди пенсионеров пользуются занятия в школьном тире. На память немедленно приходит наделавший шуму фильм Станислава Говорухина «Ворошиловский стрелок»...
Но это, так сказать, горячие новости местного локального значения. Между тем на прошлой неделе была горячая новость, всколыхнувшая всю блогосферу и вызвавшая широкий резонанс в СМИ. В одной из школ подростки, издеваясь над товарищем, засунули его головой в унитаз. При этом, как это принято сегодня, сняли все на видео, сами же выложили запись в Интернет, не без оснований надеясь получить за это «крутое» видео бессчетное количество лайков. Скандал обсуждала вся страна.
Подростки — народ жестокий. Групповая травля избранной жертвы (буллинг) — явление не новое. Оно неизбежно имеет место в любой стране, в любую эпоху. Достаточно обратиться к классическому роману Ульяма Голдинга «Повелитель мух» и к фильму, снятому на основе этого романа еще в 1990 году. Другое дело, что травля сегодня модернизировалась и из коридоров школ часто переносится в Интернет.
Как противостоять этой беде — разговор особый, требующий серьезного профессионального подхода. Он выходит за рамки этой заметки. Но здесь я веду речь о другом — об ответственности взрослых за свои слова и поступки перед лицом детей. Школа стоит не на Луне. Подростки как губка впитывают в себя атмосферу окружающей жизни. Помнится, какую симпатию взрослых вызвала метафора «мочить в сортире». Относилась она к бескомпромиссной и беспощадной борьбе с террористами. Но подростки — ребята конкретные, воспринимающие данное, ставшее крылатым выражение как непосредственное руководство к действию.
Общеизвестно, что наиболее простой и доступный способ сплочения, дающий возможность почувствовать сладостное единство, — это найти врага, сделав его козлом отпущения. Поводом к выбору жертвы может быть все что угодно. Пластина на зубах для исправления прикуса — жертва получает кличку «саблезубый», разрез глаз — «узкопленочный». Причинами травли могут стать национальность, вероисповедание, физический недостаток, например заикание...
Но разве наши политические ток-шоу, которые дети ежедневно наблюдают по телевизору, не демонстрируют наглядно этот примитивный, возбуждающий ненависть подход? В качестве внешнего врага регулярно выбираются «укры», «америкосы», «либерасты» и т.п. Недавно на валдайском форуме Президент РФ призвал перестать рисовать Украину, где проживает братский народ, исключительно в черном свете. Но, судя по тому, что мы продолжаем наблюдать на экранах, даже он не был услышан. Чего мы хотим от детей?
В ходе ожесточенных дебатов на тему детской травли неоднократно высказывалось суждения, что в годы советской власти подобных эксцессов не было, ибо тогда советская школа занималась воспитанием, а сегодня российская школа отказалась от выполнения этой задачи. Такая трактовка горячей новости — бессовестная ложь.
12 октября исполняется девяносто лет со дня рождения выдающегося артиста, режиссера, педагога и гражданина Ролана Антоновича Быкова. Я имел честь быть знакомым с ним. Он имел мужество в годы застоя снять фильм «Чучело», где бескомпромиссно говорилось о детской травле. С каким же трудом пробивался на экраны этот фильм! Автора обвиняли в клевете на детские пионерские коллективы. Как будто мы забыли о том, как в годы оные «мудрая» власть детского коллектива требовала от соученика публично отказаться от отца — врага народа. «Автор порочит честь советского учителя, подрывает престиж учительской профессии», — не унимались оппоненты Быкова. Тогда на бурных закрытых обсуждениях наши отдельные голоса в защиту этого шедевра тонули в вое и скрежете зубовном ревнителей чистоты рядов советской школы. Тем не менее фильм вышел на экраны — и сегодня это классика советского кино.
Для меня лично особенно больно, когда травле подвергаются больные дети. Так сложилось, что одно из подразделений нашей школы обучает прямо в клинике детей с онкологическими заболеваниями. Они блестяще учатся и зачастую поступают в ведущие вузы страны. Среди них есть девочка, которая мечтает поступить в одну из престижнейших московских высших школ. Только что на наш запрос вуз прислал свои условия. Поскольку эти дети в силу понятных причин не могут заниматься физкультурой, девочке предложено написать два реферата: «Олимпийские игры древности и современности» и «Не захочу — не заболею». Вы только вдумайтесь в название второго реферата, предложенного больному ребенку! Это ли не явная форма травли и издевательства? После такого ответа лично я считаю это высшее учебное заведение низшим.
Так что знак «Осторожно, дети!» относится не только к ограничению скорости на дорогах, но ко всем проявлениям взрослой тупости, жестокости и хамства.