Девушки - это с десяток женщин-дворничих разного возраста в национальных платьях, которых мы с коллегами встретили во время прогулки в Душанбе. Они выходили с метлами из парка в самом центре города и с удовольствием разговорились, улыбаясь во все золотые зубы.
- У нас был союз. Дружно. Крепкий такой, крепкий дружба. И вы уважали нас, и мы тоже очень уважаем вас. У нас город хороший, у вас все хорошие.
Столица Таджикистана, и правда, предстала неожиданно зеленым, активно застраивающимся и совершенно светским городом. Здесь не очень хорошие дороги (может просто, это мы, москвичи, избалованы), но отличный автопарк (в основном китайские «электрички», а вот стареньких жигулей или даже иномарок - меньшинство), уютные дворики еще советской застройки и небоскребы бизнес-класса, россыпь современных кафе и брендовых магазинов…
Есть такая присказка: у каждого армянина есть родственник в России. Подставьте в нее таджика и тоже не ошибетесь.
Таджикистан остается для России главным поставщиком трудовых мигрантов. И это не фигура речи, а чистая статистика: доля таджиков среди других гастарбайтеров самая высокая (см. «Конкретно»). А едут к нам они за еще более хорошей жизнью - у нас зарплаты в разы выше. И эта схема работает очень эффективно:
- А ты жил в России? - мы с фотографом «Комсомолки» Михаилом Фроловым расспрашивали таксиста, сидя в новеньком комфортабельном электромобиле Хончи.
- Два года в Петербурге. Работал приемщиком в сети ресторанов - отвечал за то, что поставляют, что закупают. Но вернулся. Больше не поеду, я все сделал, что хотел.
- Дом себе построил, вот машину купил. Теперь на ней работаю.
Вот так. Построил дом и купил машину, которая в России стоит под 3,5 миллиона. И это за два года. «Как такое возможно?» - спросите вы.
Хороший женский халат из хлопка с шелковой нитью обойдется в 2-2,5 тысяч рублей, шейный платок - 700-800…
Даже в дорогих по местным меркам ресторанам доступные цены, а уж в обычной чайхане и вовсе чувствуешь себя олигархом - плотный обед - 700-800 рублей. Друзья хвалили местную водку по 350 (и это тоже в ресторане). Так что и дом построить под Душанбе будет куда дешевле, чем под Питером или тем более Москвой.
ЭТО ВАМ НЕ ПАРАНДЖА
Кстати, о халатах и абайях (это традиционное платье).
Местные девушки этот предмет гардероба любят и носят с радостью. Но Душанбе - не тот стереотипный город с закутанными женщинами, который многие себе представляют. Местные не укутываются до самых глаз: некогда черные квадраты ткани (а именно так и выглядит классическая арабская абайя) превратились в элегантные разноцветные платья, халаты и накидки. Девчонки с удовольствием носят их с каблуками и брендовыми сумочками. Дань традиции. Очень уж красивая дань.
У нас, кстати, тоже кокошники стали входить в моду. На это обратил внимание даже президент. Традиции берут свое и в этом плане мы с Таджикистаном движемся в одном направлении.
ПОЧТИ РОДНОЙ ЯЗЫК
Еще одно яркое впечатление о Душанбе. Здесь все говорят по-русски. И ладно бы только старшие (у них это еще наследие СССР), но даже молодежь.
- А где ты так хорошо язык выучила? - я болтал с девчонкой лет двадцати пяти в спортивном костюме и хиджабе (когда голова покрыта, а лицо - нет).
- Так я училась в русской школе. Я русский знаю лучше, чем таджикский.
Еще в Москве друзья из средней Азии рассказывали: кто у нас на родине не учился в русской школе, считались «людьми второго сорта».
Несколько лет назад президент Таджикистана Эмомали Рахмон обратился к Владимиру Путину: постройте школы. Мы и построили. И учителей привезли. И учебники для них напечатали. В итоге на русские школы здесь не просто большой спрос, а ажиотаж.
- Конкурс говорит сам за себя: в среднем 22 человека на место, - рассказал мне министр просвещения Сергей Кравцов. - А, например, в школу имени Юрия Алексеевича Гагарина в Душанбе - 93 человека место.
- Как будто даже не хватает.
- Мы обсуждаем этот вопрос. Не исключаю появление новой школы. Возможно, появятся и просто классы русского языка, работающие по нашим стандартам. Мы как раз с министром образования и науки Таджикистана эти вопросы обсуждаем.
Но даже те, кому не хватило места в русской школе, тоже отличного говорят по-русски. Тут уже впору говорить о культурном коде:
- А ты-то откуда так язык хорошо знаешь? - это меня уже удивил парень лет двадцати. Он выписывал трюки на скейте в парке, а двум заезжим журналистам нужно было спросить дорогу.
- Тоже в русской школе учился?
- Нет. У меня обычная школа была, русский нам не преподавали. Я выучил по мультикам. Мы в основном русские смотрим, или в русском переводе. Так и научился. Плюс друзья говорят по-русски.
В общем, русский язык везде, даже в конституции - как «язык межнационального общения». Владимир Путин своего таджикистанского коллегу за это благодарил: «Мы знаем, какое внимание уделяет этому президент республики, и выражаем самые искренние слова благодарности».
ОБМЕН ПОЛИЦЕЙСКИМИ
А когда русский знаешь, и «там» (то есть у нас) можно заработать, почему бы и не поехать? Вот они и едут. Кто-то на время, кто-то насовсем. Улыбчивая дворничиха тоже делилась, как гостила в России:
- А почему у вас только женщины работают дворниками?
- Мужчины тоже работают. Мой муж в Санкт-Петербург работает. Я к нему пошла, пять месяц жила - все там русский хорошие, нас уважают, не ругались со мной.
Многие на родину не возвращаются, а пытаются встроиться в уже российскую жизнь - легализуются, получают паспорта, становится россиянами. Чтобы этот процесс упростить Россия открывает на территории Таджикистана офисы своих миграционных служб - чтобы желающие работать у нас еще здесь получали все необходимые документы и прилетали уже готовыми. Особенно важно это для тех, кто не сильно разбирается в бюрократии, особенно российской.
- К вам в Россию в основном едут не из Душанбе, - говорит соседка Хабибат Керимова - продавщица национальных нарядов и таджикских сувениров. - Из Душанбе едут в Европу или Америку. У нас тут это на поток поставлено - вон, видишь, палатка? Вот там можно заявку на Грин-карту заполнить. А в Россию едут ребята из провинции.
Чтобы эти ребята из провинции у нас не потерялись в наших законах и обычаях Россия и Таджикистан запускают уникальный проект - в Таджикистан едут наши полицейские, а их - к нам.
- Мы заинтересованы, чтобы это была нужная нам рабочая сила, и чтобы люди у нас жили в человеческих условиях, соблюдали наши законы, - объяснил президент Владимир Путин. - Но проблем здесь много, и граждане Российской Федерации нам указывают на эти проблемы. Очень важно, чтобы представители министерств внутренних дел, работали как наши в Таджикистане, так же и таджикские коллеги работали бы в России. Они – уже как законные представители властей Таджикистана участвуют в принятии соответствующих решений. И теми же самыми гражданами Таджикистана, которые оказываются на территории Российской Федерации, это воспринимается совсем по-другому. Когда подключаются сами сотрудники правоохранительных органов Таджикистана - это повышает уровень доверия с обеих сторон и эффективность работы.
Есть еще большой пласт мигрантов из Таджикистана в России. Они уже давно наши граждане - с 90-х годов. Вот у Хабибат Керимовой семья как раз такая:
- У меня все дети и племянники еще с девяностых живут в Подмосковье: сын - военный, внучки учатся в институтах, все уже давно законопослушные граждане России, - рассказывает она и с удовольствием показывает фотографии в телефоне.
- А вы почему не поедете к ним?
- Я люблю свой дом. Дети ко мне приезжают, я в Россию езжу иногда. Но у меня тут и муж похоронен, и родители. Я не хочу из дома уезжать.
КОНКРЕТНО
- В России трудится около 1,2 миллиона граждан Таджикистана. Это порядка 16% из всех иностранцев, которые работают у нас на рынке.
- Денежные переводы таджикских граждан на родину в 2024 году превысили 1,8 миллиарда долларов. Это 17% ВВП республики.
- Россия по просьбе Таджикистана построила пять школ. В них по российским программам учатся порядка 5,7 тысячи учеников.
- В рамках инициативы «Российский учитель за рубежом» в прошлом году в Таджикистан для преподавания направлено 109 педагогов из России.
- В российских вузах, в их филиалах в Таджикистане, а также в Российско-таджикском (Славянском) университете обучаются около 35 тысяч студентов.
- Россия - основной партнер в деле укрепления обороноспособности Таджикистана. Здесь находится наша 201-я военная база.
- Россия - ведущий торговый партнер. Наша доля во внешней торговле Таджикистана - более 22%.
- Товарооборот между станами в прошлом году вырос более чем на 7%, до 1,5 миллиардов долларов. За 7 месяцев этого года он прибавил еще 17,3%.
- Россия - один из ключевых инвесторов в экономику Таджикистана. Наши накопленные инвестиции - около полумиллиарда долларов.
- В Таджикистане действуют более 300 российских компаний.