Акция протеста у стен Верховной Рады, организованная бывшим губернатором Одесской области Михаилом Саакашвили, выглядит как жалкое подобие предыдущих протестных выступлений. Организаторам не удалось достичь зажечь людей своими лозунгами, а потому добиться главного — массовости.
«Призываю всех ехать 17 октября в Киев, чтобы убрать бандитскую верхушку и отрубить голову спрута», – анонсировал будущую акцию экс-президент Грузии, бывший глава Одесской области Михаил Саакашвили на митинге в Одессе в конце сентября.
«Наша цель – найти триста спартанцев, людей, которые поменяют политический класс… Второй «майдан» на Украине не окончен, ибо не исполнены требования второго «майдана», – уточнил лишенный украинского гражданства политик в середине октября свои планы. Но утверждать, что инициатива проведения протестной акции «за большую политическую реформу» принадлежит исключительно Михаилу Саакашвили, было бы явным преувеличением.
Накануне 17 октября правительственный квартал оцепили сотни нацгвардейцев и прочих правоохранителей. Формальным поводом для ужесточения мер безопасности послужил визит президента Мальты, запланированный именно на этот день. «Всему виной президент Мальты Мари-Луиз Колейро Преко. У нее завтра государственный визит в Украину. Предусмотрены церемониальные мероприятия на площади перед администрацией президента. Будет так, как во время визита президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана на прошлой неделе. Тогда точно так же перекрыли подъезды к АП еще накануне», – объяснял руководитель Главного департамента информационной политики администрации президента Украины Владимир Горковенко, обращаясь к организаторам протеста.
Это объяснение трудно назвать убедительным. Накануне киевские городские власти предупредили о перекрытии десятка улиц, прилегающих не только к администрации президента, но и к кабинету министров и Верховной раде. Утром на въездах в Киев к дорожным полицейским присоединились военные. К таким мерам безопасности в Киеве не прибегают даже ради более важных персон, чем президент островной Мальты.
Кого или чего испугались в администрации президента? Возможно, пытались перестраховаться: в украинском обществе массовых революционных настроений пока не наблюдается. Те, кто знал о предстоящих митингах, отнеслись к ним в основном с иронией и сарказмом. А большинство вообще не было в курсе того, что 17 октября в правительственном квартале планируются какие-то акции. Впрочем, в первый день проведения мероприятия, на которое собралось около пяти тысяч человек, не обошлось без стычек между манифестантами и полицией. Полиция изъяла у протестующих оружие, взрывчатку, гранаты и дымовые шашки.
Всем миром
Известную пикантность этому протесту придает тот факт, что в числе организаторов акции значатся депутаты из пропрезидентской фракции «Блок Петра Порошенко», такие как Сергей Лещенко и Мустафа Найем. Кроме них, в составе временного союза оказались «герой революции» Владимир Парасюк, доброволец Семен Семенченко, один из лидеров «Автомайдана» Алексей Гриценко и другие.
«Оранжевая революция» 2004 года (первый «майдан»)
Началась 22 ноября 2004 года. Поводом для массовых протестных выступлений послужили итоги второго тура президентских выборов, на которых Виктор Янукович победил кандидата от оппозиции Виктора Ющенко с перевесом в несколько процентов. Сторонники Ющенко назвали итоги выборов сфальсифицированными и начали кампанию «ненасильственной борьбы».
В Киеве в центре города на митинг протеста собрались порядка 200–300 тысяч оппозиционеров. Митинги в поддержку Ющенко проходили также в городах Западной и Центральной Украины. На юге и востоке Украины проходили митинги в поддержку Януковича.
Оранжевый цвет стал символом сторонников оппозиции.
По итогам переголосования, фактически третьего тура, ЦИК Украины объявил победителем президентских выборов Виктора Ющенко. Через два дня после его инаугурации палаточные городки были убраны из центра Киева.
К этой компании присоединился и «Рух новых сил» – политическая партия Михаила Саакашвили. Один из лидеров партии и соратник Саакашвили Давид Сакваралидзе подписал соответствующий меморандум об общих действиях.
«Мы, общественные и политические деятели Украины, подписываем этот меморандум в поддержку трех ключевых решений: 1) Введение пропорциональной системы с открытыми списками на выборах в Верховную раду Украины; 2) Отмена депутатской неприкосновенности; 3) Создание независимого антикоррупционного суда», – огласил основные требования протестующих координатор общественного движения «Честно» Николай Выговский.
Заявленная в меморандуме цель – «путем мирного протеста в рамках действующего законодательства заставить парламент выполнить собственные предвыборные обещания и международные обязательства Украины». Как сообщил Николай Выговский, к меморандуму присоединились «Автомайдан», общественные организации и движения «Антикоррупционный штаб», «Честно», «Инициатива реальных действий», «Реанимационный пакет Реформ», «Центр противодействия коррупции», всеукраинское объединение «Свобода», общественное движение «Волна», а также политические силы и партии «Альтернатива», «Демократический Альянс», «Национальный Корпус», «Движение Новых сил», «Объединение Самопомощь», «Гражданская позиция», «Европейская партия».
За что стоим?
Жителями палаточного городка, разбитого у стен Верховной рады, и участниками митингов стали по большей части маргиналы, для которых процесс «революции» важнее ее сути, и обычные «заробитчане» – бабушки и люди спортивной наружности, пришедшие сюда подзаработать. Искусственно организованные политиками и политтехнологами акции не находят поддержки у населения, которое традиционно приходит на такие мероприятия только за деньги. Безусловно, среди протестующих есть и те, кто стоит «за дело», но таких меньшинство. Сами участники протеста оценивают свои силы в 3–5 тыс. человек.
«Евромайдан» 2013–2014 годов
Начался 21 ноября 2013 года. Массовые выступления начались после того, как кабинет министров приостановил подготовку подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Поначалу в центре Киева собирались несколько тысяч человек. Но потом число протестующих начало расти. Возникли столкновения с полицией. После того как спецподразделения разогнали протестовавших в центре Киева, оппозиция потребовала отставки президента Виктора Януковича и правительства. В феврале 2014 года в ходе столкновений погибли 105 человек. 21 февраля власти и оппозиция при посредничестве ЕС подписали соглашение об урегулировании кризиса, которое, в частности, предусматривало проведение досрочных президентских выборов до конца года. Вечером того же дня Янукович, а также ряд высокопоставленных чиновников и депутатов от партии власти покинули Киев. На следующий день в телеэфир вышла запись, в которой Янукович отказывался от подписанных накануне соглашений. Верховная рада заявила о его самоустранении от власти и назначила досрочные президентские выборы на 25 мая 2014 года. Янукович бежал из страны.
По мнению замдиректора Агентства моделирования ситуаций Алексея Голобуцкого, к действиям власти негативно относится подавляющее большинство граждан Украины, но это абсолютно не значит, что они готовы выходить на акции протеста. При этом, как отмечает политолог, украинское общество недовольно нынешней властью больше, чем когда-либо за последние три года. Согласно результатам опроса, проведенного Центром социальных исследований «София», рейтинг Петра Порошенко как кандидата в президенты по состоянию на сентябрь 2017 года составлял только 12,8%, тогда как Юлии Тимошенко – 13,5%. Правда, у Михаила Саакашвили и вовсе набралось всего 4,2%, а у премьера Владимира Гройсмана – 1,1%, что вдвое меньше статистической погрешности.
Уровень напряженности в обществе 61% населения оценивает как высокий, о чем говорится в исследовании Фонда «Демократические инициативы им. Илька Кучерива», обнародованном в сентябре. Однако, согласно исследованию, общая оценка населением ситуации в стране последние три года существенно не меняется. В 2017 году 48% отмечают, что «терпеть наше бедственное положение уже невозможно». Такие же оценки давали в 2016 году 48%, в 2015-м – 45% (в 2014-м меньше – 39%). Но при этом – характерная черта украинцев – 39% опрошенных готовы терпеть ухудшение уровня жизни для осуществления реформ (из них 6% готовы «терпеть, сколько нужно», а 33% готовы «какое-то время потерпеть, но недолго»). В то же время количество тех, кто не готов терпеть снижение уровня жизни, в 2017 году составило 50%, что на 10% меньше, чем в прошлом, 2016 году.
Что больше всего раздражает украинцев? По данным Фонда «Демократические инициативы», прежде всего – продолжение боевых действий на востоке Украины (68%), рост безработицы (48%) и повышение тарифов (46%). Значительную часть негатива в совокупности провоцируют власти: коррупция (44%), безнаказанность и произвол чиновников (41%), недоверие к власти (34%).
И власть уже начинает маневрировать. Несмотря на то, что и президентские, и парламентские выборы пройдут только в 2019 году, киевлянам уже снизили тарифы на горячую воду (на 4,5%) и отопление (на 2%) – беспрецедентный шаг, учитывая, что в последние годы тарифы только повышались.
Как отметил Алексей Голобуцкий, в октябре власть пойдет на увеличение пенсий (по факту пенсионерам уже начали выплачивать повышенные пенсии), будет каким-то образом заморожен рост цены на газ. Все это, по его словам, будет делаться для того, чтобы «сбивать акции протеста».
Кому это надо?
По мнению директора Украинского института анализа и менеджмента политики Руслана Бортника, требования организаторов акции протеста на самом деле не отображают набор сегодняшних приоритетов украинцев. «Если посмотреть социологию, то речь прежде всего идет о тарифах, росте цен, потере рабочих мест, ситуации с преступностью. Это социально-экономические требования. Лидеры протеста выдвигают политические, искусственные требования».
На что рассчитывают и надеются организаторы акций протеста? По мнению Руслана Бортника, скорее всего, на то, что власть не сможет реализовать их требования и провести «большую политическую реформу». Это, считает политолог, позволит протестующим в дальнейшем критиковать власть и говорить о том, что парламент нежизнеспособен. «Это элементы создания политического кризиса, причем очень опасные», – говорит он.
Впрочем, в этом конкретном случае Петр Порошенко сумел быстро сориентироваться. Президент заявил, что поддерживает требование митингующих провести политическую реформу, в частности, создать антикоррупционный суд. Кроме того, он внес и уже зарегистрировал в парламенте законопроект о внесении изменений в Конституцию касательно депутатской неприкосновенности. «Порошенко показал умение перехватывать инициативу и забивать свои голы», – считает Руслан Бортник.
Особый интерес Михаила Саакашвили
Сторонники Михаила Саакашвили продолжат митинговать у Верховной рады, в то время как участники других политических сил продолжат протест другими методами, заявил в четверг вечером активист движения Александр Леменов. По состоянию на 20 октября у Рады оставалось порядка 300 протестующих.
Зачем бывшему губернатору Одесской области эта акция? По мнению директора Института глобальных стратегий Вадима Карасева, Саакашвили пользуется ситуацией для получения политических дивидендов. Самостоятелен ли он или же за ним стоят какие-то политические силы? – вопрос, волнующий многих экспертов, но не имеющий точного ответа.
С одной стороны, полагает Вадим Карасев, его может использовать президент, для того чтобы не дать укрепить политические позиции Юлии Тимошенко, чтобы внести раздор в ряды сторонников обоих политиков. Другой вариант – сам Саакашвили использует не только ситуацию, но и имя Юлии Тимошенко в своих интересах. «Это естественно, каждый политик будет пользоваться и ситуацией, и возможностями, и именами других политиков, для того чтобы сделать собственную политическую карьеру», – говорит Карасев.
Для самой Юлии Тимошенко, лидирующей сейчас в рейтингах, парт-нерство с Саакашвили скорее токсично, нежели полезно. «У нее есть все шансы выйти в лидеры во втором туре президентских выборов 2019 года, и поэтому ей не особо интересно ускорять события, как это пытается сделать Саакашвили», – объясняет Вадим Карасев.
«Сейчас главная цель Саакашвили – стать премьер-министром Украины. У него нет возможности занять выборную должность, поэтому должность премьера – пока что оптимальный для него вариант», – считает Вадим Карасев. Насколько это реально? По крайней мере, настроен Саакашвили серьезно, уверен политолог. «Весь этот медийный шум, его громкие заявления и другие особенности поведения – это лишь дань его горячей грузинской крови. Он темпераментный, обидчивый, но профессиональный политик, не просто так он был президентом страны и до сих пор считается одним из самых успешных реформаторов на постсоветском пространстве», – напоминает политолог.