Начать с малого
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Татьяна Карабут. Российская Газета
Условия для самозанятых до 2028 года меняться не будут. А до конца 2025 года появится новая категория МСП+ - для предпринимателей, которые переросли малый бизнес, но еще не стали крупным. Заместитель министра экономического развития Татьяна Илюшникова в интервью "Российской газете" также рассказала, как малый и средний бизнес справляется с санкциями, высокой ключевой ставкой, кадровым дефицитом и что такое креативная экономика.
Как санкции сказались на секторе МСП (малое и среднее предпринимательство)? Какие сегменты пострадали больше всего, а какие, наоборот, только выиграли? Как в этой ситуации государство может помочь?
Татьяна Илюшникова: За последние годы сектор пережил беспрецедентный комплекс стрессов - две волны COVID, проблемы с логистикой, СВО и последующие санкции. Но малый и средний бизнес оказался очень гибким. Многие предприниматели быстро переориентировались на внутренний рынок и нашли новые ниши.
Мы видим рост в секторах, связанных с экономикой предложения, - в первую очередь это IT и цифровые сервисы, а также, например, туризм. Кроме того, активно развиваются сложные виды бизнеса, связанные с технологиями, с производством, с новыми форматами и подходами.
Правительство вместе с отраслевыми министерствами активно поддерживает эти направления - например, национальным проектом по туризму и программами Минцифры и Минпромторга.
Отдельные сегменты экономики действительно испытали определенные сложности. Например, логистический сектор. Кроме того, резкий рост спроса на внутренний туризм первоначально привел к дефициту гостиниц и транспорта.
Однако бизнес оперативно отреагировал на эти вызовы: были созданы дополнительные сервисы для туристов, открыты новые кафе и развлекательные площадки, что позволило сбалансировать рынок.
Также пришлось переходить на новое сырье и технологии. Но эти проблемы уже в основном решены. В целом ситуация показывает: несмотря на удары, МСП учится видеть в изменениях возможности и даже строить на них рост.
Как в нынешних условиях с высокой ключевой ставкой выживать МСП? За последние пару лет не наблюдается ли сокращение количества малых и средних предприятий?
Татьяна Илюшникова: В количественном выражении сектор МСП даже вырос. Тем не менее мы видим очевидную корреляцию: чем выше ключевая ставка, тем короче горизонты планирования у предпринимателей. Действительно, при нынешних ставках инвестпроекты с долгим сроком окупаемости кажутся рискованными. Поэтому часть деловых инициатив притормаживается.
Чтобы компенсировать это, есть специальные инструменты поддержки. Во-первых, это микрозаймы на льготных условиях. Есть и система государственных гарантий, которая позволяет получить кредит без залога или под меньший процент. Важнейшая мера - субсидирование процентной ставки по кредитам МСП: федеральный бюджет и Центробанк совместно реализуют программу льготного кредитования, чтобы конечная ставка для предпринимателей оставалась ниже рыночной. Кроме того, мы отдельно фокусируемся на инвестиционных кредитах от 50 млн до 2 млрд рублей, чтобы не останавливать уже запущенные проекты. Все это дает возможность компаниям брать займы на более комфортных условиях, несмотря на общий рост ставок.
Сейчас активно обсуждается законопроект о платформенной экономике, который напрямую коснется малого бизнеса. Насколько легче станет от него МСП: проработаны ли в последней версии законопроекта такие проблемы, как штрафы/размер скидок и т.п.? Насколько в целом прирос сегмент МСП за счет развития маркетплейсов? В каких областях деятельности их приросло больше всего?
Татьяна Илюшникова: Платформы действительно стали важным каналом сбыта. Сейчас порядка 700 тыс. селлеров работают на маркетплейсах. Раньше многие просто перепродавали товары, а сейчас все больше селлеров хотят открыть свои производства. Это помогает снизить издержки и расширить аудиторию без необходимости открывать десятки офлайн-точек. Но нужно уметь работать с этими каналами: разобраться в правилах площадки, в настройке логистики и маркетинга.
Новый закон о платформенной экономике призван внести ясность в эту сферу. По сути, он защищает обе стороны: и тех, кто продает на маркетплейсах, и сами большие маркетплейсы, которые на рынке более сильны и задают условия. Мы внимательно следим за дискуссией вокруг этого законопроекта.
Минэкономразвития совместно с Минфином проработали предложения об увеличении лимитов по выручке для МСП с 2 млрд до 3,5 млрд руб., по численности сотрудников - с 250 до 525. Что это даст?
Татьяна Илюшникова: На полях Петербургского международного экономического форума президент России предложил выделить категорию МСП+. Это компании, которые изначально были средними, но достигли порогов сектора МСП, при этом не доросли до крупного бизнеса.
Для того чтобы их не отключать в моменте от системы поддержки, и было предложено выделить категорию МСП+.
Планируется, что уже до конца этого года в закон об МСП будет внесена поправка, которая зафиксирует эту новую категорию. Ключевой приоритет - обеспечить компаниям этой категории непрерывность финансовой поддержки. В связи с этим в пилотном формате мы прорабатываем расширение гарантийных механизмов на такие предприятия. Такая мера позволит устойчивым компаниям, превысившим критерии МСП, сохранить доступ к инвестиционным инструментам и мерам государственной поддержки на прежних условиях.
В каких направлениях МСП испытывает наиболее жесткий дефицит кадров? Как решать эту проблему?
Татьяна Илюшникова: Кадровый дефицит - это макроэкономический вызов, который придется решать всей экономике. В малом бизнесе он особенно заметен, потому что МСП не может конкурировать с крупными компаниями по зарплатам и социальному пакету. Поэтому собственно нехватка кадров одновременно становится стимулом: многие малые предприятия активно внедряют цифровые технологии, автоматизируют процессы, вводят системы учета и оптимизируют управление. Это единственный путь повысить производительность труда в условиях ограниченного ресурса.
Если говорить о конкретных секторах, то особенно остро кадры нужны в туризме - инфраструктура и сервисы начали расти, но порой не хватает квалифицированных менеджеров и обслуживающего персонала. Также дефицит остается в IT-сфере: несмотря на рост отрасли, все талантливые программисты быстро находят работу. Не хватает специалистов в сельском хозяйстве, в пищевой промышленности на малых предприятиях.
Государство старается помогать программами переобучения и стажировками, но прежде всего бизнесу нужно продолжать инвестировать в повышение своей эффективности и обучать работников самостоятельно.
Насколько у нас изменилось число самозанятых? В каких сферах они работают? Есть ли планы по изменению законодательства в отношении самозанятых (например, порога дохода или возможностей пенсионных отчислений)?
Татьяна Илюшникова: Режим самозанятых функционирует в формате эксперимента. И к текущему моменту мы видим следующее: сейчас около 13,5 млн россиян зарегистрированы как самозанятые. Для многих это был удобный способ легализовать подработки - у кого-то это сдача квартиры, у кого-то подработки по вечерам, кто-то совмещает самозанятость с основной работой.
Важно понимать, что эксперимент продлится до конца 2028 года, и до этого времени правительство обещало не менять условия. После завершения эксперимента мы посмотрим на накопленный опыт и, возможно, скорректируем формат. Например, обсудим, как включить самозанятых в систему социального обеспечения или четче разграничить их с наемными работниками.
Пока же главное - самозанятые успешно развивают множество мелких бизнесов без бюрократии, и эту форму необходимо сохранить как старт.
Как в последние годы развиваются креативные индустрии? Россияне стали больше делать расписных матрешек или, может, заниматься ландшафтным дизайном?
Татьяна Илюшникова: Креативная экономика - действительно "новое поле", и мы только начинаем его осваивать. Для начала надо понять, что относить к креативной экономике. Непосредственно креативные индустрии - это, например, производство видеоигр, анимация. Второе - у нас есть отрасли, которые неразрывно связаны с креативными индустриями. Это, например, профильное образование или производство авторских тканей для фешен-индустрии, специализированное программное обеспечение, специализированное оборудование. Третий блок - это традиционные сектора экономики, где есть креативные составляющие. Например, в обработке, в производстве машин или мебели присутствуют элементы промышленного дизайна. Это тоже часть креативной экономики. То есть пока креативная экономика тяжело поддается эконометрике.
На данный момент мы начали работу с составления четких определений и институтов поддержки для креативной экономики, обсуждаем, как сделать так, чтобы творческие проекты приносили ощутимую добавленную стоимость и становились драйвером роста в регионах. Это может быть разработка авторской одежды, игры или дизайн мебели - везде, где есть интеллектуальный продукт со "своим кодом".
Кстати, по последним данным, выручка креативного сектора у нас уже составляет порядка 7,6 трлн руб., и примерно 4 трлн руб. из этой суммы создает малый и средний бизнес. То есть потенциал огромен.
Главное сейчас - выстроить инфраструктуру и донастроить поддержку: помочь людям учиться создавать такой продукт, давать возможность получить целевые гранты или льготные кредиты для творческих проектов. Уверена, что с ростом креативные отрасли будут все больше влиять на экономику страны.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.