«Заказать» сотрудника, который сумеет собрать мебель и повесить люстру, можно будет бесплатно в районных центрах соцобслуживания.
Департамент социальной защиты населения Москвы в 2015 году расширит перечень социальных услуг. Как рассказал «Известиям» заместитель руководителя департамента социальной защиты населения Москвы Андрей Бесштанько, новой услугой будет вызов сотрудника, который сделает мужскую работу по дому. Для семей с небольшим доходом это будет бесплатно, для остальных цена будет ниже рыночной. Сейчас «мужа на час» предлагают десятки частных компаний в Москве.
- Такой услуги у нас пока нет, но мы планируем в этом году ввести ее обязательно, - сказал Андрей Бесштанько. - У нас будут квалифицированные сотрудники, которые смогут справиться с разной работой. При этом нам необязательно брать их в штат. Возможно множество вариантов организации работы с ними, в том числе аутсорсинг, но пока их озвучивать рано. Стандарты для этой услуги мы еще не разработали.
Он пояснил, что для тех семей, где доход небольшой (меньше 18 тыс. рублей на одного члена семьи), эта услуга будет бесплатной. Остальные также смогут заказать «мужа на час», но за плату. При этом цены, которые устанавливает департамент на социальные услуги, ниже рыночных.
По его мнению, новая социальная услуга станет популярной, и департамент сможет занять существенную долю на рынке. Как рассказали в одной из компаний – «Муж на час Москва», в столице работают несколько десятков таких фирм.
- Обычно наших клиентов можно отнести к двум категориям, - сказали в компании. – Либо это совсем молодые семьи - новое поколение не умеет делать руками ничего. Либо это пожилые люди. Обычно требуются мелкие бытовые услуги - повесить карниз, поменять смеситель, розетки починить.
Также компании предлагают, к примеру, такие услуги, как повесить люстру, установить ванну, собрать мебель, поклеить обои. Минимальный заказ обычно составляет около 1 тыс. рублей.
В компании «Муж на час - домашний мастер» рассказали, что в зависимости от заказа подбирают нужного специалиста – сантехника, электрика или мастера-универсала.
- Если нужно поменять проводку, то за это берется электрик, а если повесить карниз или люстру, то с этим справится специалист широкого профиля, - говорят в компании. – У нас есть минимальное число штатных сотрудников, а также те, кто работает по совместительству.
В компании придерживаются другой ценовой политики – стоимость рассчитывается исходя из предоставленных услуг, а не за час работы. Повесить полку, например, стоит 400 рублей, просверлить стену дрелью – 100 рублей, заменить лампочку – 60 рублей и пр.
- Мэрия, безусловно, повысит конкуренцию на рынке. Многие сейчас борются как раз за социально незащищенный слой населения – мы, например, предоставляем скидку 5-10% инвалидам и матерям-одиночкам, - сказали в компании.
Председатель комитета по бытовому обслуживанию в Московском отделении «Опоры России» Дмитрий Несветов рассказал, что после девальвации рубля рынок бытовых услуг ощущает серьезный спад спроса.
- В текущей ситуации вводить новые услуги рискованно, поскольку все игроки испытывают недостаток спроса. Структура потребления населения изменилась, доходы снизились, поэтому москвичи стали экономить на привычных вещах. Спрос упал ориентировочно на 10-15%, - говорит эксперт. – Главная особенность в том, что по сравнению с торговлей это низкомаржинальный рынок: предприниматели не могут взвинчивать цены, они должны сопоставлять ценовую политику с платежеспособностью населения, иначе произойдет еще большее падение спроса.
Несветов пояснил, что к рынку бытовых услуг относятся ремонт техники, изготовление ключей, химчистки и прачечные, уборка помещений, ремонт квартир и пр. услуги.
- Объем столичного рынка по итогам 2013 года составлял несколько миллиардов рублей. В 2014 году произошел небольшой спад, - сказал Несветов.
По данным Росстата, объем бытовых платных услуг в России составил 799,5 млрд рублей за 2014 год. Лидирующие позиции заняли два вида услуг: по техобслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования и по ремонту и строительству жилья и других построек - 59,6% в общем объеме. Около 40 млрд рублей пришлось на «ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий». Оборот прочих видов бытовых услуг, куда в том числе относится "муж на час" - чуть более 31 млрд рублей.
Член гильдии маркетологов Денис Никитас полагает, что, например, одинокие пенсионеры могут начать злоупотреблять бесплатной услугой и вызывать мастера, чтобы просто пообщаться.
- Должен быть элемент софинансирования: клиент может оплачивать 20% от стоимости услуги – это будет минимальной гарантией, что он действительно нуждается в выполнении работ, - говорит он.
Никитас также считает, что услуга «муж на час» будет востребована среди молодых семей, которые либо слишком заняты, либо ничего не умеют делать по хозяйству.
Отметим, что сейчас в перечне департамента соцзащиты – несколько десятков социальных услуг. К примеру, уже предлагается помощь в «женской» работе по дому. Это мытье посуды, «уборка мебели от пыли», «чистка кухонной плиты», приготовление горячей пищи, глажка белья, мытье окон и т.д. Тарифы составляют около 300 рублей в час. Кроме этого департамент предлагает социально-правовые услуги (например, помощь в оформлении документов), социально-медицинские услуги (например, «содействие в обеспечении ухода с учетом состояния здоровья»). Для льготных категорий, в том числе одиноких пенсионеров, ряд услуг являются бесплатными.