ТОП 10 лучших статей российской прессы за Май 16, 2023
Леонардо Ди Каприо. «Боль временна, а фильм — навсегда»
Автор: Мария Обельченко. Караван историй
"Лео остается для всех загадкой. Он - тайна, - сказал о своем партнере по фильму "Выживший" актер Том Харди. - Лео несчастлив, если не достигает наивысшего стандарта. Во всем, чем бы ни занимался. Он устремлен к звездам, но для того, чтобы поймать луну". - "Я просто чувствую себя очень несчастным, когда участвую в деле, к которому не испытываю настоящей страсти. С тех пор как одно мое имя стало гарантией привлечения денег под проект, я поклялся, что буду работать только с теми кинематографистами, которые хотят и готовы переделать мир. И не только мир кино", - отвечает на эти слова актер.
Ди Каприо нередко сравнивают с тигром. Это его любимое животное, и он тратит немало сил и средств, чтобы уберечь тигров от исчезновения. Один из самых выдающихся актеров своего поколения, умен, спокоен и вежлив. Он действительно высокий, в отличие от большинства своих коллег, кто в жизни значительно ниже ростом, чем кажется на экране. Стройный и подтянутый, в отлично сшитом костюме и голубой рубашке точь-в-точь в цвет его глаз — слегка прищуренных и усталых. Шутит, не избегает прямого контакта, не слишком лощеный, немного загорелый. Несколько морщин на лбу всерьез не старят его по-прежнему поразительно мальчишеский образ. Несмотря на доброжелательность и полное отсутствие звездного гонора, невозможно не почувствовать четкую и идеально выверенную актером дистанцию, которую он выстраивает при общении.
— Что надо сделать журналисту, чтобы вы ответили на его вопрос?
— Да ничего особенного. Я все равно буду говорить только о том, что считаю важным для себя.
С самого начала было ясно, что Лео наделен редким актерским даром. О нем заговорили после классического фильма о нелегком процессе взросления «Жизнь этого парня» и картины «Что гложет Гилберта Грейпа» — за эту роль ментально нестабильного подростка Ди Каприо получил в 1993 году свою первую номинацию на «Оскар». Затем последовали неизбежные романтические роли в «Ромео + Джульетта» База Лурманна и «Дневнике баскетболиста» и, разумеется, роль в фильме о затонувшем при столкновении с айсбергом корабле. «Титаник» ознаменовал начало новой эпохи в кинематографе, став самым дорогим на тот момент фильмом в мире — неслыханные сборы составили более двух миллиардов долларов. Он получил 11 «Оскаров», безграничную любовь зрителей и превратил Леонардо Ди Каприо в звезду международного масштаба и любимца публики. Ему ничего не стоило продолжать карьеру в этом амплуа, но он выбрал иной путь. Не позволил запереть себя в образе романтического героя-любовника. И добился своего, сумев совместить амбиции и талант, стать серьезным уважаемым актером, востребованным у самых выдающихся режиссеров — Стивена Спилберга, Мартина Скорсезе, Ридли Скотта, Квентина Тарантино.
Сейчас почти невозможно представить себе «Титаник», самый амбициозный кинопроект в мире, без Лео. Но на самом деле такое вполне могло случиться. Когда директор по кастингу предложил режиссеру Джеймсу Кэмерону попробовать на главные роли юных Ди Каприо и Кейт Уинслет, тот не слишком впечатлился. Хотел заполучить более звездных актеров и не прекращал поиски. Несмотря на то что Кейт успешно прошла пробы, ей пришлось еще долго уговаривать Кэмерона остановить свой выбор на ней. Уинслет упорно звонила и убеждала режиссера: «Я не понимаю, зачем вы еще кого-то ищете? Ведь совершенно ясно, что Роза — это я». И даже прислала ему розу с карточкой, подписанной «Я — ваша Роза!» Ее энтузиазм в конце концов покорил Кэмерона.
Ди Каприо вел себя совсем иначе. Отказался участвовать в читке, демонстрируя полное равнодушие. Режиссер проявил твердость — без проб Лео может даже не беспокоиться. Когда актер все-таки согласился, вел себя так, словно не хотел понравиться Кэмерону. Попеременно то дурачился, то «изображал нервы», то есть делал ровно то, чего не требовалось от героя. И все же Кэмерон увидел в нем Джека. «В какую-то секунду луч света спустился с небес и озарил этот темный лес», — вспоминал режиссер. Но Ди Каприо не успокоился и заявил режиссеру, что его не устраивает роль, и предложил сделать героя «более интересным». И вновь Кэмерон проявил твердость: «Я не собираюсь превращать Джека в мрачного невротика, не позволю ему страдать от тика или хромоты, или что ты там еще хочешь!» В конце концов Лео подписал контракт и получил свой первый чек, превышающий миллион долларов.
Но нежелание актера превращаться в звезду мейнстрима и опасения, что роль романтического героя нанесет ущерб его карьере и амбициям, привели к постоянным конфликтам с Кэмероном во время съемочного процесса. Проще говоря, они первое время друг другу не доверяли на все сто процентов. Однажды решили выяснить отношения и пару часов спорили в трейлере Кэмерона. Потом вышли, обнялись, и настал мир.
Ди Каприо, как кошка, ненавидел холодную воду и промокшую одежду. У него постоянно мерзли руки и ноги. Стоило ледяному ветру остудить воду, где проходили съемки, актер начинал нервничать и отказывался погружаться. Тем более что Кэмерон никогда не ограничивался одним или двумя дублями и заставлял своих актеров часами находиться в специальном резервуаре. Чтобы несколько смягчить участь Лео, ему перед погружением на голову выливали ведра теплой воды. И в конце многомесячного съемочного процесса актер чувствовал себя уже как рыба в воде. Самую последнюю сцену, где Лео полностью погружался, Кэмерон снимал сам, в гидрокостюме и с аквалангом. И увидел, что Ди Каприо спокойно кувыркается и делает сальто, как заядлый дайвер.
«На берегу» в течение всех съемок актер развлекал съемочную группу вместе со своей ручной ящерицей, которую всюду брал с собой, и затягивал актеров, прежде всего Кейт Уинслет, в свои бесконечные (и часто довольно жесткие) репризы и розыгрыши. А репертуар его пародий на любого члена съемочной группы был поистине неисчерпаем. Но стоило прозвучать команде «Камера!», клоун мгновенно становился самым серьезным профессионалом на свете. И несмотря на все трудности и непростой нрав Кэмерона, Леонардо проникся к нему большим уважением, уважением за уникальный уровень организации и умение заставить кого угодно выполнить самые, казалось, нереальные требования:
— Мне нужно затопить два верхних этажа и создать огромную волну, и я хочу, чтобы 400 человек массовки выпрыгивали в это время из окон, — говорил режиссер.
И ему отвечали:
— Будет сделано через 20 минут.
«Титаник» получил 14 номинаций на «Оскар», но Ди Каприо на церемонию не явился. Расстроенный Джеймс Кэмерон оставил ему сообщение, назвав «испорченным панком». Мол, если тебя не номинировали, это не значит, что ты не должен поддержать коллег. Спустя годы актер объяснил свое поведение: «Дело не в спеси. Я уже был номинирован и неплохо освоил роль лузера. Единственная причина — я искренне не понимаю, зачем идти по красной дорожке, если тебя лично не удостоили номинации. Проходить все эти церемониальные ритуалы ради того, чтобы себя показать? Нет, это не моя история».
Безумие, охватившее мир после выхода «Титаника», называли «леоманией», и она преследовала Ди Каприо почти десятилетие. Часто он чувствовал себя так, будто переживает посттравматический синдром: «Это было сюрреалистично. Какое-то сумасшествие. Никто не мог предвидеть такого эффекта. Конечно, я всякий раз одергиваю себя, когда жалуюсь — стоит вспомнить о людях, испытывающих по-настоящему серьезные проблемы, но все-таки это был очень аномальный и неожиданный сценарий». Ди Каприо буквально не мог появиться ни в одной точке мира, не вызвав бурную истерику фанатов и фанаток. Его узнавали индейцы в джунглях Бразилии, в глухой деревне в Мозамбике во время съемок фильма «Кровавый алмаз», да в любом месте, куда бы он ни пытался уехать, чтобы скрыться от своих поклонников. И хотя никогда не позволил себе дурно отзываться о «Титанике», он несколько лет отказывался от романтических ролей, избегая их так же, как и повышенного внимания к своей персоне.
Он путешествовал, играл в пейнтбол с друзьями, встречался с супермоделями и снялся в нескольких проектах. Издевался над своим звездным статусом в комедии Вуди Аллена «Знаменитость», расхаживал в сапогах-ботфортах и шляпах с перьями в «Человеке в железной маске» и согласился участвовать в приключениях на тропическом острове в фильме «Пляж» Дэнни Бойла. Даже рассматривал все за и против, подумывая о роли социопата-убийцы в «Американском психопате». После невероятного успеха «Титаника» Ди Каприо готовил себя к возвращению к сложным и неоднозначным характерам. «Он хочет быть профессионалом и актером и не хочет быть звездой», — точно сформулировал настрой актера продюсер «Человека в железной маске» Расселл Смит.
Леонардо Вильгельм Ди Каприо родился 11 ноября 1974 года в Лос-Анджелесе. Он был единственным ребенком секретарши Ирмелин и Джорджа Ди Каприо, сына итальянских иммигрантов, художника и автора комиксов. Дедушка по материнской линии Вильгельм Инденбиркен был немцем, а бабушка Хелена — русской иммигранткой, живущей в Германии. Родители назвали его Леонардо в честь Леонардо да Винчи, потому что мать первый раз почувствовала, как ребенок толкается, в тот момент, когда стояла перед картиной великого итальянского художника в галерее Уффици. Лео был год, когда отец ушел к другой женщине. Но он продолжал принимать участие в жизни сына и специально поселился вместе с подружкой в соседнем, примыкающем к жилищу бывшей жены, доме. Мама два часа тратила на дорогу, чтобы отвезти сына на уроки рисования и классы по истории искусства, отец его оттуда забирал. Родители остались друзьями, и Ди Каприо «получил доступ в целых два мира» и испытывает по сей день «огромное чувство долга перед ними»: «Это самое, наверное, сильное эмоциональное чувство, и оно живет во мне. Они всегда поощряли мои амбиции, хотя жили очень скромно. А я плохо учился. Но постоянно устраивал представления — и в школе, и дома. И они мной невероятно гордились. Мне никогда не вернуть им долг. Они меня слушали. Слушали своего маленького непослушного ребенка, которого ругали учителя. Я говорил им: «Я хочу делать то-то и то-то». И они меня поддерживали. Только поэтому я искренне верил, что мечты сбываются. Я знаю людей, которые выросли в гораздо более крепких и успешных семьях, но им не довелось испытать и доли тех безусловной любви и понимания, которые были у меня. Когда я сказал, что хочу бросить школу, чтобы всерьез заняться актерской карьерой, они одобрили этот шаг. Отец давал мне читать книги, много книг, приучил к поэзии. Я ведь в школе учился безобразно, до сих пор мои агенты и финансовые помощники удивляются, как чудовищно плохо я знаю математику. Единственное, что я умел, — импровизировать и изображать всех подряд. Только один учитель ценил эти способности — после урока он запирал дверь и просил кого-нибудь изобразить для него одного».
Школу Ди Каприо фактически не окончил: учитывая тот факт, что он уже постоянно работал в голливудской индустрии, ему выдали «условный» диплом, эквивалентный настоящему только по форме.
Страсть к актерству проявилась у Лео в два года, когда на театральном фестивале, куда привезли его родители, неожиданно для всех малыш взобрался на сцену и стал танцевать, к восторгу толпы. Изображать людей, чтобы вызвать реакцию и наблюдать за ней, было самым увлекательным занятием на свете. В пять лет он уже снимался в рекламе и гордился тем, что оказывает семье финансовую помощь, участвовал в телесериале Romper Room, но был изгнан оттуда за хулиганское поведение. И мать, и в особенности отец вели богемный образ жизни, но и это пошло Лео на пользу. Однажды Ди Каприо сказал: «Какую бы дикость я ни сотворил, все равно не смог бы переплюнуть родителей и сделать что-то, чего они не делали бы». Ди Каприо повезло — ему не нужно было бунтовать или вечно спрашивать у старших разрешения, как другим подросткам. Он мог выкинуть любой фокус и не нарваться на родительский гнев. В свободное время торчал на баскетбольных площадках неподалеку от голливудских студий, откуда было рукой подать до очередного кастинга. Он тусовался с друзьями, гонял по ночному Лос-Анджелесу на мотоцикле, веселился на дискотеках и знакомился с девчонками. Но как выяснилось, подростком производил куда большее впечатление на агентов по кастингу, чем на девочек. Они считали его дурачком. Зато стоило парнишке выйти на сцену школьного театра, зал утопал в слезах. Когда появились деньги от киношных заработков, он с гордостью водил мать в дорогой ресторан и покупал друзьям подарки. А потом, ничуть не опасаясь прослыть маменькиным сынком, станет брать Ирмелин с собой на все премьеры и церемонии.
В 1991 году Лео получил роль в сериале «Проблемы роста», и, как сказал один из его партнеров по этому шоу, у многих тогда возникло ощущение, что его ничто больше не остановит. В тяжелой конкурентной борьбе он победил немало мальчишек (включая лучшего друга Тоби Магуайра) и заполучил роль в картине «Жизнь этого парня» вместе со своим кумиром Робертом Де Ниро. Именно Де Ниро и выбрал его из всех претендентов, безошибочно разглядев заложенный в мальчишке потенциал. Эта картина запустила карьеру Ди Каприо. Ирмелин и Джордж бросили свои рабочие занятия и отныне посвятили себя карьере сына. А он и не возражал: «Родители — это часть меня». Актер благодарен родителям и за то, что помогли ему не слететь с катушек, он считает это целиком и полностью их заслугой. «Мой папа с его философскими воззрениями свободного художника, не подверженного конъюнктуре, заложил в мою голову стремление к необычным проектам. А ведь уже тогда Голливуд был у моих ног, еще до «Титаника». Но я предпочел не поддаться и, к удивлению многих, снялся в роли поэта Артюра Рембо в «Полном затмении» и в «Дневнике баскетболиста».
Ди Каприо всегда идеализировал отца и восхищался им: «Я отдаю ему должное за то, что он постоянно толкал меня в правильном направлении. С раннего возраста — к литературе, кино, творчеству любого вида. Вряд ли без него я узнал бы таких поэтов, как Артюр Рембо. Его мнение я уважал больше, чем чье-либо. И я всегда с ним советуюсь, прежде чем принять решение. Отец всегда был движущей силой моего, если так можно выразиться, актерского прогресса. Он помогал мне правильно оценить то или иное событие, указывал, в каком направлении двигаться. И я ни разу не пожалел, что послушал его совета. Однажды мы возвращались с очередного кастинга — мне было около десяти лет. Типичная ситуация, когда к тебе отнеслись как к «куску мяса». Я плакал в машине и сказал тогда:
— Папа, я очень хочу стать актером, но если им можно стать только так, то мне этого не нужно.
А отец положил мне руку на плечо и ответил:
— Леонардо, поверь мне, ты станешь великим актером. Запомни мои слова. И расслабься».
В какой-то степени Ди Каприо — продукт классического Голливуда. Он родился и вырос в его бедной, суровой и опасной части. Но и эта среда обитания была неотъемлемой частью Города грез. «Если бы я жил в другом штате или даже другом городе, возможно, ничего бы не вышло». Лео признается, что актеры всегда казались ему «элитой» и он мечтал быть одним из них.
Неслучайно в интервью «Лос-Анджелес Таймс» 39-летний Ди Каприо защищал свое решение сыграть запредельно аморального героя в фильме Мартина Скорсезе «Волк с Уолл-стрит». Он признался, что и сам мог бы пойти по плохой дорожке, родившись в бедности и нищете, и единственным спасением была близость Голливуда. Сколько его приятелей и одноклассников стали членами местных банд, где их уделом были алкоголизм, наркотики, тюрьма. Но он сумел избежать и другой беды, сломавшей карьеру и жизни многих звезд. «Я смог остановиться перед той чертой, за которой актерская работа стала бы превалировать над моей жизнью. Слишком много на своем веку повидал грустных историй. Все актеры, увы, беззащитны и уязвимы. Особенно когда оказываются под лучами софитов. Я же давно понял: чтобы доказать, что ты настоящий артист, совсем не обязательно шокировать мир какой-то ужасной выходкой. Или тем более смертью. Нет, я решил, что тот дар, который я получил и которым горжусь, не должен пропасть. Очень хорошо помню вечер, когда погиб Ривер Феникс — уже звезда, кумир, многообещающий актер... Как-то я оказался в «Гадюшнике» — клубе, принадлежащем Джонни Деппу, где проходили самые крутые тусовки в Лос-Анджелесе. И увидел Феникса, очень бледного, совершенно белого, просто как полотно. И не подошел к нему, хотя очень давно хотел с ним познакомиться, спросить, что он обо мне думает. А наутро узнал, что его нашли в «Гадюшнике» мертвым той же ночью... Никогда не забуду, какое впечатление на меня произвела его смерть. Честно говоря, я думаю, что Ривер был не самым плохим парнем!»
Спилберг как-то с сочувствием сказал, что за поразительный талант и умение превратить себя в «идеальный организм, облепленный ракушками и антеннами, заплачена немалая цена». И еще он говорил, что пригласил Ди Каприо в свой фильм «Поймай меня, если сможешь» благодаря его «невинности». Несмотря на безумную славу, по мнению Спилберга, Лео не утратил эту «невинность».
Он подтвердил свой статус ведущего голливудского актера сразу двумя мощными фильмами — «Банды Нью-Йорка» Скорсезе и «Поймай меня, если сможешь» Стивена Спилберга. Герой списан с реального персонажа из 60-х годов — это подросток, изо всех сил стремившийся угодить родителям и сбежавший из дома после их развода, чтобы стать высококлассным мошенником, за которым много лет безуспешно гонялись полиция и ФБР.
Во многом карьеру Ди Каприо сформировало его сотрудничество с Мартином Скорсезе: «Банды Нью-Йорка», затем «Авиатор», «Отступники», «Остров проклятых», «Волк с Уолл-стрит»... А в этом году выходит долгожданный новый фильм прославленного режиссера — «Убийцы цветочной луны», где главные роли играют два его любимых актера — Леонардо Ди Каприо и Роберт Де Ниро. В планах творческого тандема еще несколько проектов, среди которых фильм о Рузвельте, где Ди Каприо сыграет великого американского президента.
«Отношения с Мартином — исполнившаяся мечта. Я прошел с ним не только отличную школу изучения мирового кинематографа. Он открыл мне глаза на множество творческих и художественных аспектов. Если бы меня в 15 лет спросили, с кем из режиссеров я мечтал бы поработать, то безусловно назвал бы Скорсезе». Кстати, очень забавно: отец Леонардо, как выяснилось, жил в одном квартале с Мартином Скорсезе в Квинсе. И они ходили в одну и ту же школу.
Мартин увидел Лео в фильме «Что гложет Гилберта Грейпа» в 1993 году. «Но именно Роберт Де Ниро, после того как поработал со мной в картине «Жизнь этого парня», сказал ему, что я очень перспективный. Не впадая в сентиментальность, могу только констатировать факт: Скорсезе сделал из меня того актера, каким я и хотел стать». Мартин Скорсезе, в свою очередь, был столь же счастлив обрести Ди Каприо в качестве своего протагониста, каким многие годы, начиная с фильма «Таксист», был для легендарного режиссера Роберт Де Ниро: «Лео напомнил мне те невероятные волнение и восторг, какие я испытывал, работая вместе с Де Ниро. От него исходит та же энергия. Лео подарил мне заново все те редкие ощущения, которые я уже не надеялся испытать».
Ди Каприо славится своим умением экстремально погружаться в образ, как, например, в роль Говарда Хьюза из «Авиатора» — противоречивого человека, прославившегося в качестве визионера и летчика-авиастроителя, голливудского продюсера и бабника, творившего множество достойных дел наравне с не слишком привлекательными поступками. Или взять его героя из психологического триллера «Остров проклятых». «Только на площадке я осознал, через какие невероятные страдания и испытания должен пройти этот человек, на какое глубокое эмоциональное дно погрузиться. Роль Тедди, ветерана Второй мировой войны, а теперь судебного пристава с посттравматическим синдромом, сложно было играть прежде всего потому, что жанр здесь не главное. У моего героя слой за слоем вскрываются все новые и новые кошмары из прошлого, не всегда реальные, но очень страшные. Сумеет ли человек преодолеть такое прошлое, выдержит ли его природа и травмированная психика? Но не стоит ждать ответа на этот вопрос. «Остров проклятых» — виртуозная психологическая головоломка. Марти вынул из меня всю душу, шесть месяцев я полностью жил этой работой. Поскольку действие происходит в специальном медицинском учреждении, где содержатся особо опасные и вместе с тем психически больные люди, я много времени потратил на исследования, посмотрел кучу документальных фильмов на эту тему. Мартин пригласил в качестве консультанта очень известного психиатра, одного из основателей таких заведений, где к преступникам относятся прежде всего как к пациентам».
Работая с Мартином Скорсезе, он давно понял, что не стоит уповать на сценарий, как бы тот ни был хорош. Они совпали с режиссером как раз потому, что оба необычайно амбициозны и поэтому готовы потратить очень много времени и терпения, чтобы снять хорошее кино.
Лео полностью согласен, что фильм сродни художественному полотну. Или скульптуре. Иными словами, он должен быть произведением искусства. И он, как актер, уподобляется творцу, который желает, чтобы его работа жила долго и была оценена потомками. «Но не считайте меня сумасшедшим эгоистом. Я прекрасно отдаю себе отчет, что в конечном итоге все, что я делаю, — я делаю не для того, чтобы достигнуть небывалого успеха или богатства. Потому что ни то, ни другое совершенно не обязательно приносят счастье. Вернее сказать, они его не приносят. Единственное, что имеет значение, — испытываешь ли чувство удовлетворения в процессе работы и ведешь ли ту жизнь, которая тебе интересна. И, разумеется, важна возможность что-то вкладывать в мир, способствовать разрешению его проблем. И в этом плане я, безусловно, настоящий счастливчик». Кстати, он заядлый коллекционер и тратит деньги не на яхты, а на предметы искусства, которые ему дороги и интересны. Точно так же, как и на дорогие его сердцу проекты. Для этого у Ди Каприо есть своя продюсерская компания.
«Иногда я даже не понимал, как мои родители умудряются себе вообще что-то позволять при своих доходах. И актерство казалось мне с раннего детства самым легким и быстрым путем к финансовому благополучию. Да, я достиг своей цели. Но идея преследовать, гоняться всю жизнь за материальными объектами абсолютно бессмысленна. Она иссушает душу, вся эта суета. Стив Джобс на смертном одре говорил о том, что человеческая жадность и неуемное стремление ко всем видам богатства, — вот где корни всех несчастий и зла. Я с ним полностью согласен. Чувствую и знаю, что обязан не только брать, но и отдавать. Это мое моральное обязательство».
В 2013 году режиссер Баз Лурманн, снявший Ди Каприо в «Ромео + Джульетта», пригласил его сыграть главного героя в фильме «Великий Гэтсби» по роману Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Многие актеры дорого бы заплатили, чтобы оказаться на его месте, — в предыдущей экранизации эту роль играл молодой Роберт Редфорд. Лео без ложной скромности говорил, что ему близка и понятна настойчивость и целеустремленность Гэтсби. Но в отличие от Гэтсби, «стершего» свое прошлое и выкинувшего из жизни людей из этого прошлого, чтобы перевоплотиться в великого олигарха, Ди Каприо своим прошлым безмерно дорожит.
Лео не так просто уговорить сниматься, но когда он узнал, что Квентин Тарантино приступает к своему очередному фильму «Джанго освобожденный», то сам позвонил режиссеру с просьбой отдать ему роль рабовладельца Кэлвина Кэнди. У Тарантино были сомнения, он планировал взять актера постарше, но Лео очень настаивал, и режиссер согласился: «Почему бы, — решил я, — этому злодею не стать своеобразным Калигулой, мальчишкой с императорскими замашками? Ему плевать на хлопок, плантации, которые он получил в наследство, куда больше его волнует то, как меряются силой чернокожие рабы, и бордель, который он устроил в своих угодьях. Он — Людовик XIV в Версале. Король, обладающий всеми привилегиями, в его власти казнить или миловать. В процессе съемки и у Лео появились сомнения. Кэнди казался ему слишком жестоким. Но мы ведь хотели показать, какими были эти люди. Зачем менять историю?»
А вот сомнений, пригласить ли Ди Каприо в свой последний фильм «Однажды в... Голливуде» в 2019 году, у Квентина не было. Лео сыграл актера, «сбитого летчика», чьи слава и успех уже в прошлом, а Брэд Питт — его дублера, который пытается поддержать в старом друге надежду. Леонардо убедил режиссера переписать несколько сцен с его участием, поскольку они казались ему недостаточно сложными. Квентина поразило, как откровенно нервничал и волновался актер, оказываясь перед камерой, как фантастически импровизировал. «Один из лучших актеров, с кем мне доводилось работать, самый талантливый из своего поколения», — такую оценку от Тарантино редко можно услышать. А с Питтом они так сдружились во время работы, что с тех пор Лео порой заглядывает в гончарную мастерскую Брэда, и они вместе ваяют керамические изделия.
Некоторые поклонники Леонардо и Кейт Уинслет не могут успокоиться из-за того, что у них так и не случилось романа. Слишком уж очевидна была между ними «химия» и в «Титанике», и в «Дороге перемен», фильме, который снял муж актрисы Сэм Мендес. Кейт в 2009 году, когда получала «Золотой глобус» за роль в этом фильме, произнесла целую речь в честь Ди Каприо: «Лео, я так счастлива, что знаю тебя. Я люблю тебя от всего сердца, и это чистая правда». А он в это время посылал ей из зала воздушные поцелуи. В «Дороге перемен» у них были по-настоящему любовные сцены, и когда спустя год Уинслет рассталась с Мендесом, ходили слухи, что всему виной ее интрижка с Ди Каприо. Мол, муж, снимающий жену с любовником, не выдержал такого испытания.
Но и Кейт, и Лео долго допытывались у режиссера, уверен ли он, что готов снимать такие сцены. И именно Сэм убедил актрису, что его это нисколько не смущает. «А бедный Лео в результате должен был меня подбадривать и убеждать, что мы справимся, мне только надо расслабиться и забыть, что снимает Сэм. Но я знала, что ему тоже было не очень-то по себе. Так вот, мы с ним лучшие друзья. И он, как известно, вел меня к алтарю, когда я вышла в третий раз замуж. Наша дружба существует столько лет только потому, что у нас никогда не было даже намека на романтические отношения. Я понимаю, это многих разочаровывает. Гораздо увлекательнее была бы мыльная опера, где Кейт и Лео влюбляются друг в друга с первого взгляда и на протяжении многих серий обмениваются страстными поцелуями. Но в жизни мы с ним ни разу не целовались. Лео всегда видел во мне одного из «своих парней», с кем он дружит. Возможно, так случилось потому, что нам обоим нужно было поддерживать друг друга на этих чертовых кровавых съемках «Титаника». Мы были совсем юными, и все те страшные часы, проведенные в воде, в жутком холоде, учитывая жесткий характер Джима Кэмерона и тяжелые условия, просто шокировали нас обоих, здорово ударили по нашим нервным системам. Зато с тех самых пор я не позволяю Лео относиться слишком всерьез к себе и своей славе. И он мне за это благодарен».
В «Дороге перемен» Лео впервые сыграл мужа и отца, семейного человека. Это очень трагическая история о неудавшемся счастье двух любящих супругов. В тот период Ди Каприо был известен своими романами с ведущими супермоделями. Но жениться 48-летний актер не торопится. Хотя ему и не нравятся бесконечные шутки о том, что все его девушки были моложе 25 лет. Мол, стоит перешагнуть этот роковой рубеж, и пара расстается. Но Ди Каприо не из тех, кто готов оправдываться за то, что касается его личной жизни. Очевидно, что у него есть свои представления о счастливом браке и особенно много он думал о семейных ценностях во время съемок «Дороги перемен»: «Почему жена и муж не могут вписаться в определенные обществом рамки и правила брачного института, почему они страдают и пытаются свои роли изменить? Таких историй, как в фильме, в 50-е годы произошло очень много. В Америке — экономический послевоенный бум, и именно с тех пор и появился миф об успешной жизни среднестатистической американской семьи — муж, делающий карьеру (куда входит, правда, и интрижка с секретаршей), и жена, ждущая его в уютном загородном домике с детьми. От нее требуется поощрять мужа и гордиться его успехами — прибавкой к зарплате, поощрением босса, новой машиной. А она вместо этого мечтает о чем-то совершенно ином. И вместо идиллии — алкоголизм, измены, потребность в психотерапии, лекарствах от депрессии».
«Мой отец частенько повторял: «Сынок, иди и занимайся тем, что тебе по душе. Меня совсем не интересует, преуспеешь ты в этом деле или нет. Просто пусть у тебя будет интересная жизнь. Будь счастлив, когда утром встаешь и натягиваешь брюки». Мне кажется, я так и живу». Но несмотря на столь философский подход к жизни, Ди Каприо несомненно задевал тот факт, что ему никак не хотели вручить «Оскар». Это была одна из самых загадочных историй в Голливуде. Как и почему «академики» упорно не желали замечать актерские работы, одна другой лучше? Но наконец они прервали этот своеобразный бойкот. Лео получил вожделенную статуэтку за роль в фильме Алехандро Иньярриту «Выживший». Съемочный процесс напоминал настоящий ад на земле. Некоторые члены группы не выдерживали и бросали работу. Режиссер хотел снять такое кино, которого зрителям еще не доводилось видеть. Так что ставки были очень высоки. Это были невыносимые условия и самый тяжелый проект в долгой актерской жизни Ди Каприо. Он умирал от переохлаждения, перепада высоты и температур, спал в снегу, на костях животных, оказывался перед камерой без одежды при минусовой температуре. Его чуть не задрал медведь. Он сам напросился на то, чтобы вместо достаточно гадкого куска пластика, изображавшего печень бизона, попробовать в кадре настоящую печень, потому что местные охотники при нем ее ели. Подумал, что так будет более выразительно — даже играть не надо. Самым страшным стало купание в ледяной реке в одеянии из шкуры лося и медвежьего меха. Намокнув, этот наряд весит килограммов пятьдесят. Когда Лео вытаскивали из воды, то гигантским феном, похожим на спрута, едва успевали подсушить немного пальцы рук и ног. А потом снова швыряли в реку. Съемки в воде зимой у берегов Мексики во время работы над «Титаником» показались детскими игрушками. Неужели он тогда мог жаловаться? В общем, «боль временна, а фильм — навсегда» — это девиз к картине, принесшей актеру долгожданную награду.
Однако этот фильм был важен для него не только с точки зрения актерского искусства, но и как доказательство тех опасных изменений, которые происходят с окружающей средой, с планетой, ее экологией. «У нас была возможность прямо во время съемок наблюдать и участвовать в природных явлениях, которые об этих переменах и свидетельствуют. Быть их заложниками. Да, заложниками в буквальном смысле, поскольку работать решили исключительно на природе. И никаких павильонов, все снималось так, как и происходило в истории с моим героем, реальным охотником-первопроходцем, которого чуть не до смерти порвал медведь и которого оставили умирать товарищи. Но то, что мы получили в результате, превзошло все наши страхи и ожидания. Это были безумные явления, из-за которых пришлось вообще на время прекратить съемочный процесс. Из-за отсутствия снега в разгар съемок в Канаде нам пришлось переместиться ближе к Южному полюсу, в Аргентину, в ее самую южную точку, потеряв кучу времени и денег. И в этих краях нас ждал мороз такой силы, какой никто из старожилов не припомнит. То есть там, где должен был быть снег и мороз, все таяло. И наоборот. Это был нам всем своего рода месседж».
Вот здесь проходит демаркационная линия между «таблоидным» Лео Ди Каприо и знаменитым актером, сумевшим поставить старомодную голливудскую звездность на службу обществу. Артист еще в 25 лет создал первый благотворительный фонд. Тогда в глазах публики он выглядел инопланетянином. Но Лео решил, что если заниматься благотворительностью, нужно делать то, что ему реально близко, то, во что он верит. «Хотя я жил в городе, природа оказывала на меня какое-то одуряющее воздействие. Может потому, что я был немного диким ребенком: чем глубже в лес, дальше от цивилизации, тем интереснее». В 2007 году он представил свой документальный фильм «Одиннадцатый час», посвященный проблемам экологии и защиты окружающей среды. В нем участвовали знаменитые ученые, нобелевские лауреаты, в том числе Стивен Хокинг.
«Я думаю, настала пора всем правительствам и людям, обладающим властью, не только осознать важность проблемы, но и реально употреблять свою власть для ее разрешения. Это же необходимость — у них просто нет выбора! Я боюсь, мы останемся в истории самым безответственным поколением, если будем сидеть сложа руки».
Ди Каприо несколько раз чудом избегал смерти. Однажды летел в Россию на саммит, посвященный спасению тигров, и единственный из пассажиров бизнес-класса смотрел в окно. На его глазах взорвался один из двигателей. К счастью, летчикам удалось посадить самолет. В другой раз его спас от неминуемой гибели друг актер Эдвард Нортон. Они вели подводную съемку на Галапагосских островах, и неожиданно у Ди Каприо стал заканчиваться кислород в баллоне. Нортон был неподалеку и делился кислородом с Лео, пока они оба благополучно не всплыли на поверхность. «У меня, как у кошки, много жизней», — говорит актер. Хотя несколько из них он уже явно использовал.
На церемонию, где Лео получил наконец свой «Оскар», актер пришел с мамой. Он по-прежнему часто берет ее с собой в поездки, особенно когда отправляется в Европу. «Она меня просит, а я и рад ее компании. Мама очень любит участвовать в моей жизни, и, по-моему, это классно. Можете назвать меня маменькиным сыночком, я не обижусь. В Берлине у мамы родственники, как и по всей Европе, так что она не скучает и не требует повышенного внимания. А мне всегда нравилось делить с кем-то близким воспоминания. Актеры ведь очень одинокие люди, они слишком много времени проводят вдали от дома. Бывает грустно. Может быть, поэтому так много любовных историй случается во время съемок. Это не всегда любовь, а лишь желание разделить с кем-то эти дни и часы, а потом — воспоминания о них». Мать — одна из немногих, кому позволено фотографировать Ди Каприо. Он ласково зовет ее «мамарацци».
Возможно, именно из-за своих страхов перед будущим планеты и из-за того, что столько раз был на грани смерти, актер и не заводит семью? И вместо этого занимается спасением тигров и орангутангов и переживает из-за глобального потепления. Ему нередко задают подобные вопросы: мол, как же так, такой богатый, успешный, стоит только пальцем пошевелить... Но все такого рода клише он слышал тысячу раз. Обычно Ди Каприо отвечает: «Когда придет время, тогда придет. Честно говоря, не верю, что можно предсказать брак. Спланировать его. Это просто должно случиться в какой-то момент, и все тут. Но я думаю, что даже в браке человек должен остаться самим собой, сохранить свою индивидуальность и вместе с тем вписаться в совместную жизнь. Оба партнера должны быть независимыми до той степени, когда можно, скажем, неожиданно сорваться и уехать на Аляску на две недели с друзьями, и это не превратится в проблему, не разрушит ваш брак. Я знаю, это трудно. Но не вижу иного варианта. А еще, хотим мы в этом признаваться или нет, но в любых отношениях всегда незримо, но присутствует тень сомнения. Вопрос в том, как и о чем ты сможешь с этим внутренним голосом договориться».
Ах да, ему еще непременно задают вопрос о детях. «Не люблю пустопорожние разговоры на эту тему. Если желаете знать, хотел бы я впустить в этот мир своих собственных детей, отвечу: если этому суждено случиться, значит, так и будет. В любом случае, что бы я ни сказал, потом мои слова переврут и придумают им совершенно другой смысл и значение. Все друзья, у которых есть дети, уверяют, что лучше этого нет ничего на свете. Так что я не возражаю, но предпочитаю пока положиться на волю судьбы».
Ему нравятся слова из песни Джона Леннона: «Жизнь проходит, пока ты строишь планы». Это тоже, конечно, в некотором роде клише, но ведь и правда нужно уметь наслаждаться жизнью в ее процессе. Так что поживем — увидим.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.