Окраина Северодонецка, пережившего ожесточённые бои минувшим летом. Здесь, в полуразрушенной пятиэтажке, живёт Ирина Суровая. У неё на попечении сотня кошек и котов. Кого-то в панике бросили хозяева, покидавшие город, кто-то пришёл сам, пронюхав, что тут кормят. Коты тепло человеческое получили. У людей тепла нет – ни газа, ни электричества. Нормализовать жизнь в Северодонецке мешают регулярные обстрелы ВСУ. «Мне деваться с этой бандой некуда. Не могу я взять и сбежать, оставив их на голодную смерть. Как-то будем выживать», – рассказывает Суровая.
Мариуполь. Лето 2022 года. Левобережный район города, больше всех пострадавший после боевых действий, напоминает своим видом кадры из фильма про всемирную катастрофу. Жаркое солнце запекает пустые улицы, а скрыться от него можно лишь в тени некогда уютных двориков, где зелень деревьев соседствует с огрызками жилых домов, сгоревшими автомобилями и разбитой военной техникой.
Кажется, что здесь не осталось ничего живого. Однако стоит лишь выложить на одну из дворовых тропинок немного еды, как из кустарников и подвалов на запах потянутся десятки измученных котов и кошек. Все они еще недавно жили в благоустроенных квартирах, встречали своих хозяев вечерами на пороге и мурлыкали, сворачиваясь клубком на кровати. Боевые действия, ставшие для жителей Мариуполя шоком, вынудили многих бросать все нажитое и бежать, оставляя на произвол судьбы домашних питомцев. У этих животных есть второй шанс на жизнь благодаря Евгении Михайловой, которая буквально положила свою жизнь на алтарь спасения беззащитных зверей.
С Евгенией мы познакомились как раз тогда — летом 2022. Она и несколько волонтеров сутки напролет колесили по разрушенным кварталам Мариуполя в поисках брошенных домашних животных. Тогда ей даже пришлось бросить свой благоустроенный дом в Еленовке неподалеку от Донецка, чтобы на все лето прописаться в Мариуполе.
«Летом мы целыми днями ездили по Мариуполю. Подкармливали животных, которых на улицах оказались сотни. Когда они привыкали к нам и уже сами приходили на место прикормки, то отлавливали их. Отправляли в наш временный приют здесь же в Мариуполе. Для этого мы арендовали квартиру у местного жителя, который на время боевых действий покинул город. Многие животные сами выходили к нам, услышав человеческую речь. Другие были настолько запуганы и психологически травмированы боевыми действиями, что забирать их приходилось силой», — рассказывает Евгения.
По ее словам, все рассказы о том, что домашнее животное, оказавшись на улице, найдет себе пропитание в любом случае — это неправда.
«Нам попадались настолько обезвоженные коты и кошечки, что их организм уже не справлялся с перевариванием пищи. Некоторых нам так и не удалось спасти. Многих ведь просто запирали в квартирах, где они умирали голодной смертью. Их хозяева даже не давали им шанса на спасение. Некоторые от звуков обстрелов забивались в квартирах в самые дальние уголки, так и не сумев выбраться оттуда. Мы уже потом находили тела этих животных, хотя приходили в эти квартиры неоднократно. Искали зверей, звали, рассыпали корм. Но они были настолько напуганы, что не выходили и даже не подавали голоса», — рассказывает Евгения.
Боевые действия калечат животных не только физически, но и морально. Евгения говорит, что некоторые коты даже спустя несколько месяцев после боев до сих пор боятся громких звуков.
«Свою деятельность в качестве зооволонтера я начала в 2014 году. Тогда из-за войны люди уезжали и бросали своих животных. Много кошек оказались на улице. Хозяева выбрасывали их на трассах за городом. У меня тогда был дом в Еленовке, и я решила устроить там приют. Занимались передержкой животных, искали им хозяев. Множество людей отзывались из России. Постепенно сумели организовать свою работу, наладить транспортировку зверей их хозяевам в Россию. В этом мне помогают другие приюты на территории России», — рассказывает Евгения.
Зачастую животных Евгения возит сама на собственном автомобиле. Загружает переноски с кошками в автомобиль и отправляется в Ростов. Там совместно с другими волонтерами организовывается пересылка животных в другие регионы к новым хозяевам.
Кого-то оставляют на передержку в приюте в Ростове-на-Дону.
Вслед за Мариуполем география спасения животных расширилась и до ЛНР. Евгения вместе с соратниками спасала животных в Попасной, Северодонецке, Рубежном и Лисичанске.
«Там, где прошли кровавые бои, всегда остаются ни в чем не повинные звери, ставшие заложниками разборок человека. Это счастье, когда удается спасти невинную душу от голодной смерти, а уж тем более найти любящих хозяев», — говорит зооволонтер.
В практике Евгении уже несколько историй, когда хозяева, бежавшие от войны, возвращались за своими питомцами, уже не надеясь найти их живыми.
«Был у нас паренек из Мариуполя. Бои застали его на смене на “Азовстали”. Добраться до дома он уже не смог, а там остался его кот. Он попросил товарища последить за котом, но тот затем погиб. В итоге кот остался предоставлен сам себе. Мы его нашли на улице. Подлечили. Выложили в социальных сетях, и отозвался его хозяин. Вы не представляете, какая это была трогательная встреча. Мужчина плакал», — рассказывает Евгения.
Забирают животных и уехавшие с Донбасса в другие регионы России. Вспоминает Евгения историю, когда люди ехали из Липецкой области, чтобы забрать свою кошку в Ставрополье. От войны они бежали в Россию, но забрать с собой домашнего любимца не смогли. Нашли другу друга уже через сотни километров от линии боевого соприкосновения.
«Вся наша деятельность держится лишь на помощи неравнодушных людей. Нам пересылают деньги, везут корм, помогают с транспортировкой животных. Сейчас на собранные средства мы сумели приобрести большое здание бывшей гостиницы в Донецке. Здесь на два этажа несколько комнат, где мы размещаем животных. В планах организовать полноценную ветеринарную клинику, которая будет бесплатно лечить зверей в приюте и просто домашних животных. Уже закупили часть необходимого оборудования для проведения анализов. Дело идет, и все это благодаря неравнодушным людям. Некоторым из наших питомцев просто жизненно необходимо покинуть Донецк. Здесь активно стреляют, и это плохо сказывается на их и без того травмированной психике. Только за вчерашний день в нашем районе убило трех человек. И так постоянно. Громыхает без остановки», — отмечает Евгения.
В ближайших планах Евгении поезда в Попасную и Северодонецк. Там еще остаются животные, которым нужна ее помощь. Кроме того, Евгения повезет помощь героине нашего прошлого репортажа Ирине Суровой, также спасающей братьев наших меньших от голодной смерти.