«Я был уверен, что это моё. Чистое наитие», – рассказывает учитель о своём выборе в пользу китайского языка. И этот выбор очень быстро привёл его к абсолютному успеху.
Когда в 6 утра вокзал Белгорода заполнили дети с криками: «Дмитрий Алексеевич, ура!» – мама нашего героя, ставшего лучшим учителем России – 2025, неожиданно… спряталась. От скромности, присущей всей их учительской семье. А вообще из родственников Баланчукова можно было бы открыть школу с полным педсоставом. Их общий стаж – 110 лет!
Волшебный язык
Дмитрий – учитель китайс-
кого в белгородской гимназии
№ 22 с 2019 года. Это его род-
ная школа. Самое сложное –
даже не понять, а научиться
писать иероглифы,
говорят
шестиклассники. Дети не от-
крыли нам тайну, что за метод
применяет их учитель. Пояс-
нил сам Дмитрий Алексеевич:
он использует так называемую
декомпозицию иероглифов,
разбирая их на простые состав-
ляющие. И иероглифы, по его
словам, как будто оживают –
это включает зрительную па-
мять и облегчает запоминание.
Педагог вспоминает, что
у него самого любовь к языку
родилась в процессе его изу-
чения. А со временем он по-
нял, что полюбил и страну, где
на этом языке говорят. Дмитрий
был в Китае несколько раз –
в Пекине, Циндао, Даляне…
Учился там благодаря уни-
верситетским партнёрским
программам. «Очень хочется
и для школьников наладить
такие программы, – говорит
он. – Китайцы руководству-
ются философией «инь-ян» –
«хорошее в плохом и плохое
в хорошем» – и потому умеют
спокойно воспринимать все
события жизни. Но русский
народ тоже имеет древнюю ис-
торию и богатейшую культуру,
многому ведь и у нас китайцы
научились. И эта их черта, по-
жалуй, нам тоже не помешает –
брать всё хорошее от других,
чтобы сделать больше блага
себе».
Всё лучшее – из семьи
«Митя был всегда такой
рослый, румяный – настоя-
щий богатырь, – вспоминает
директор гимназии Светлана
Шляхова. – Очень ответственный,
исполнительный. Его
мама Екатерина Николаевна
возглавляет дошкольную об-
разовательную организацию.
Очень скромная женщина:
когда встречали Дмитрия
на вокзале, она даже не хотела
встать рядом с сыном, гово-
рила, что это неловко. А ведь
её сын достиг триумфа!»
На самого Дмитрия в жизни
больше всех повлиял его дед
Николай Баланчуков, испыта-
тель комплексов ПВО и ПРО,
служивший на полигоне Минобороны
СССР в Приозёрске
Казахской ССР.
«Для меня он пример стой-
кости, целеустремлённости,
порядочности, – рассказывает
педагог. – Он честно служил
Родине, не терял присутствия
духа в самое сложное время,
не боялся брать на себя от-
ветственность. Судьба страны
была его судьбой. И сегодня я
как никогда понимаю важность
того, что мой дедушка сделал
для страны».
Именно эти качества он ста-
рается воспитать в учениках.
А под воспитанием понимает
«сочетание движения души
и закалки характера, итогом
которого станет твой посту-
пок».
«Дети всегда удивляют и за-
ставляют смотреть на многое
по-новому. Я учу их и сам учусь
у них», – добавляет Дмитрий.
Эту интонацию взаимного
уважения он тоже вынес из ро-
дительской семьи и сохраняет
в своей собственной. Жена
Ксения – врач-стоматолог.
«Мы знакомы с детства,
жили в соседних подъез-
дах, – говорит наш герой. –
Ксения очень помогла мне
при подготовке к конкурсу,
очень радовалась моей побе-
де – без её участия она была бы
невозможна. Как и без учас-
тия и поддержки моей мамы
и моей школы. Любой кон-
курс – это командная работа:
без семьи и без своего родного
коллектива я бы не смог по-
бедить!»
Светлана Шляхова расска-
зала нам, что гимназия № 22
города Белгорода подгото-
вила шесть победителей ре-
гионального этапа конкурса
«Учитель года России» начи-
ная с 1998 года. Второй школы
с такими результатами в стране
просто нет.
Теперь Белгородская об-
ласть, как регион, откуда родом
победитель конкурса 2025 года,
будет в следующем году при-
нимать первый этап конкурса
«Учитель года – 2026».