Епископ Переславский и Угличский Феоктист (Игумнов)
— Владыка, когда мы открываем Нагорную проповедь, то понимаем, что вообще ни одного ее пункта не в силах выполнить. Или в силах? Ведь Господь не говорит «если у вас будет возможность».
— В силах. А если не можем, то исключительно потому, что не хотим. Есть множество людей, которые это сделали. Это наши святые. У святителя Николая Сербского есть совершенно замечательный образ, который он использует, когда размышляет о заповедях блаженств в брошюре, которая так и называется: «Заповеди блаженств». Так вот, он вспоминает египетские пирамиды, которые строили для того, чтобы потомкам осталась память о фараоне, и говорит: вот и Христос предлагает нам построить собственную пирамиду, только духовную, которая будет стоять в веках и которую никто не сможет разрушить. И строить ее надо не на песке, а на камне слова Христова.
А начинать он предлагает с первой заповеди блаженств: «Блаженны нищие духом». Эту заповедь исполнить может любой человек, если будет внимательно следить за собой. О чем речь? О глубинном, сущностном понимании того, что сами по себе мы ничего доброго не в состоянии ни сделать, ни сказать, ни помыслить. То есть все, что я могу сделать благого, исходит от Бога. Да и сама моя жизнь — от Бога и может прекратиться в любую секунду, которую Бог сочтет подходящей. И вот когда я это пойму, почувствую, когда начну в буквальном смысле дышать Богом, а молитва моя станет непрерывной, потому что я просто шага без Него сделать не смогу, я достигну того самого блаженства нищих духом.
Исполнить эту заповедь может всякий думающий человек, если осознает, насколько его жизнь зависит от Бога. Ведь мы с самого своего зачатия обусловлены Богом. Разве вы выбирали свою внешность? А в какое время и в какой семье родиться? Или на каком языке думать? Все это определяет Бог.
Конечно, человек действует сам. Но результат его действий все равно зависит от Бога. И мне кажется, это настолько очевидно, что не признавать это — какое-то безумие. При том мы вполне можем что-то планировать, скажем путешествие, даже билеты купить, забронировать гостиницы, рестораны. Вот только перед вылетом у нас может оказаться положительный тест на ковид, и придется остаться дома. И для верующего человека это очевидное вмешательство Божие, для чего-то нужное.
— Так любую ситуацию можно возводить к Богу?
— Да. И когда научишься это делать, осознаешь, почему апостол Иаков говорил: послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», — вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло (Иак 4:13–16).
Все остальные заповеди строятся на этом фундаменте. Это первый уровень. А дальше надо рассуждать уже детально по каждой заповеди.
— Но ведь «блаженные» — это означает «безумные»?
— В русской традиции блаженными действительно называют юродивых. Но они не безумны в клиническом смысле, они отказались от той жизни, которая, по мнению большинства, является разумной. И их мнимое безумие обличает актуальное состояние общества.
— Получается, Господь призывает нас перестать быть разумными?
— Я бы все-таки имел в виду, что в оригинале заповеди прозвучали по-арамейски, до нас дошли на древнегреческом, а мы чаще всего пользуемся либо славянским, либо русским их переводом. «Блаженные» — это прямой перевод с греческого, но применительно к заповедям это не безумные, а те, кто в высшей степени счастливы. Хотя действительно, логика заповедей противоположна той логике, по которой живет падший мир.
Особенно ярко это прослеживается в изложении заповедей блаженств у евангелиста Луки. Там их меньше, редакция немного другая и смысл тоже. Но важнее то, что там появляется противопоставление: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете (Лк 6:20, 24–25).
Тут, конечно, логика обратная той, к которой мы привыкли. Казалось бы, какое горе богатым? Мы же знаем, что богатым быть хорошо. Во всяком случае, все хотят хороший телефон, машину, квартиру, дом, чтобы был достаток и не было никакой нужды.
— А нет ли тут привкуса социализма?
— Не думаю. Из всех известных моделей общественного устройства самое идеальное — жизнь по тому закону, который Бог возвестил Моисею, а Моисей — израильскому народу, когда нет царя и всем управляет Сам Бог. И закон этот сформулирован таким образом, что социальное расслоение сведено к минимуму.
То есть, если бы народ жил по этому закону, социальной напряженности просто не было бы. Даже если человек погряз в долгах и вынужден был все отдать, да еще и сам продаться в рабство, раз в 50 лет — в юбилейный год — все обнулялось. И всё, что кто-то приобрел у обанкротившегося соседа, он должен ему вернуть. Так что безмерно богатеть не получалось. Плюс людям, которые по какой-то причине попали в тяжелую ситуацию, давался второй шанс.
А что до социализма, то он ведь не предполагает, что верховным владыкой, который руководит народом, является Бог.
— Но то, о чем вы говорите, было понятно людям, жившим две тысячи лет назад. А нам как быть уверенными, что мы сегодня правильно смысл заповедей блаженства считываем? Что Христос имел в виду именно это, а не что-то другое?
— Действительно, изучая Священное Писание, необходимо тщательно исследовать контексты. И такая работа ведется. Но у нас в Церкви, которая имеет апостольскую преемственность, все немножко проще и логичнее. Мы не можем вернуться в ту эпоху, не можем понять, как мыслили эти люди. Более того, у нас ведь нет даже оригинала слов Спасителя, есть только их перевод на древнегреческий. Значит, мы не в состоянии погрузиться в ту эпоху и осознать, как это все звучало.
Зато там были апостолы, и они поняли слова Спасителя именно так, как должны были понять. И это понимание последовательно передавалось из поколения в поколение и так дошло до нас. Вот и упомянутый мной святитель Николай Сербский на основании церковной традиции разъясняет, что означают заповеди. Это очень важно, потому что начало церковной традиции положили те, кто хорошо все поняли и передали другим.
— А кто такие миротворцы в заповедях блаженств?
— Конечно, это слово употребляется тут в ином значении, чем, например, в случае с миротворцами ООН.
— Но это первое, что приходит в голову.
— Это потому, что мы постоянно сталкиваемся со вспыхивающими то там, то здесь конфликтами. Но тут речь идет не о мире между народами или странами, а о внутреннем мире, который Дух Святой ниспосылает кротким, нищим духом, алчущим и жаждущим правды. То есть тем, кто эти первые заповеди уже выполнил. Это то состояние, которое невозможно корректно описать на том языке, на котором мы обычно говорим. Это то, что человек может пережить и стяжать внутри себя, благодаря исполнению заповедей. И это не имеет никакого отношения к политике.
— Получается, и когда Господь говорит «блаженны алчущие», Он имеет в виду голод духовный?
— Конечно. В редакции апостола Матфея это исключительно про внутреннюю жизнь. А миротворцы… Сегодня только ленивый не цитирует преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и вокруг спасутся тысячи». И если у меня и у вас получится это сделать, представляете какое количество людей изменится! И мы видим, как это происходит. У нас ведь святыми зачастую оказываются безвестные монахи. Вот кто знал преподобную Марию Египетскую, кроме старца Зосимы, после ее ухода в пустыню? Никто. Но ее влияние на нашу цивилизацию огромно.
— А вот если я не подаю милостыню, я нарушаю заповедь Христову?
— Вот еще один повод вспомнить традицию понимания слов Христа, которая идет от апостолов. Уже в «Дидахе», или «Учении Господа через двенадцать апостолов язычникам», — одном из самых ранних памятников христианской письменности, заповедь о милосердии поясняется примерно так: «Пусть запотеет милостыня в руке твоей прежде, чем ты поймешь, кому ее дать». То есть надо четко понимать: кому и на что ее давать и для чего.
Таким образом, понимание слов Спасителя имеет свою традицию. Ведь Он проповедовал в далекую от нас эпоху, и мы действительно порой не можем уловить, что конкретно Он имел в виду. А апостолы — первые христиане, они были ближе, вот и пересказывают Его слова, и объясняют их. Поэтому они и предостерегают: не надо направо и налево сорить деньгами, пытаясь дать хоть что-нибудь любому человеку.
Лучше пусть у тебя будет один-два человека или семья, нужду которых ты знаешь, как и то, на что именно им нужны деньги. Вот им и помогай. Не распыляйся. А еще есть фонды, которым мы доверяем и которые занимаются тем, что лично нам по-человечески близко. Вот им и стоит жертвовать. Не распыляясь. И не пытаясь раздать всем по 10 копеек.
Вопрос в том, чтобы от себя что-то оторвать. И многие позднейшие комментаторы и толкователи замечательно говорили, что милостыня должна быть в том объеме, чтобы ты ощущал, что чего-то лишаешься. Для кого-то и 50 рублей большие деньги. А для вас? Вот если вы кому-то 50 тысяч дадите — какой-то знакомой семье на какую-то конкретную нужду, — это для вас будет ощутимым.
— А исполнимы ли вообще в реальной жизни все заповеди Христа?
— Заповеди Христовы в совершенстве исполнил только Сам Христос. Но именно в силу этого через личность Спасителя исполнение заповедей и спасение души становятся возможными и для нас. Невозможное человекам возможно Богу, — говорит Христос (Лк 18:27). А апостол Павел подтверждает: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп 4:13). При этом исполнение заповедей — это не какое-то одномоментное действие. Это бесконечный путь, уходящий в вечность. И этим-то так прекрасно и привлекательно христианство: ты идешь к цели, а она не то что удаляется, нет, но ты, возрастая, понимаешь, сколь она прекрасна и… недостижима. То есть у нас всегда есть чем заняться, и это здорово. Это похоже на 12-шаговую программу, по которой во всем мире, и в том числе в России, работают с зависимыми людьми — ведь в ней тоже нет некой финальной точки, после которой говорят, мол, всё, теперь ты полностью здоров и можешь расслабиться.
— Неожиданное сравнение.
— Да, очень похоже. И люди идут этими шагами, постоянно что-то уясняя, углубляясь в себя, открывая что-то новое и совершенствуясь. Вот так и с заповедями. Невозможно их исполнить раз и навсегда. Их надо исполнять постоянно, углубляясь в них. Поэтому никто в здравом уме и твердой памяти сам о себе не может сказать, что исполнил хотя бы одну заповедь. Почему? Да потому, что если на каком-то уровне, может быть минимальном, ты это и сделал, то на следующем уровне даже не приступал.