Гарик Сукачёв: «Я одновременно и оптимист, и пессимист»
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Нелли Скогорева. Караван историй
«Что бы я ни создал — пластинку, фильм, спектакль, — всегда критика была со знаком минус».
Игорь Иванович, вы, без условно, легенда русского рока. А вокруг легенды всегда витают слухи...
— Слухи — это обратная сторона таланта и успеха. Все мы читаем какие-то слухи. Все любят подглядывать в замочную скважину за соседями, что они там делают на кухне. (Смеется.) Многие думают, что полжизни был алкоголиком и вообще ударялся во все тяжкие. Это очень забавно наблюдать, особенно в моем возрасте. Но людям нужны слухи, нужна неправда, иногда она даже бодрит тебя самого. Когда чья-то жена кричит: «Да ты посмотри на себя!» — муж может ей спокойно ответить: «Ладно я, ты на Сукачёва посмотри!» (Смеется.) И это для него оправдание. И я не против такого. Это восстанавливает равновесие в мире. Более того, для возникновения этих слухов я приложил много усилий. В какой-то момент они были мне необходимы, а все и поверили!
— То есть было время, когда слухи про себя вы сами и создавали?
— Огромное количество людей, занимающихся современным искусством, провоцируют. Я в том числе. Чтобы вы меня запомнили на какое-то время, я должен сделать несколько телодвижений. А если я сделаю яркие телодвижения, которые вызовут у вас оторопь и даже чувство отторжения, то вы меня уже очень долго не забудете, а может быть, и никогда. Вопрос, как именно вы ко мне относитесь — хорошо или плохо, — вообще не стоит! Это как продюсеру все равно, понравилось вам его кино или нет. Ему важно, купили вы билет или нет, а ушли ли вы через 20 минут или досидели до конца, его это вообще никак не интересует. Так этот мир существует.
Я всю жизнь это знал. Слишком много было вокруг примеров. Кроме того, я занимаюсь не чем-нибудь, а рок-н-роллом. А это веселое и провокационное дело. Ты восстаешь против общества в той или иной сфере. Ничего нового я не изобретаю. Так все устроено — ребята и девчонки, которые идут к успеху, бунтуют, начиная с одежды, с проколотых ушей, выкрашенных в черный или зеленый цвет ногтей, нестриженых волос. Так было во все времена. Мода изменяется и первично существует как провокация. Потом это становится трендом, все начинают так ходить, с такими прическами. А начинается с альтернативы, с отвержения. Это касается и искусства, и науки, и всех аспектов человеческой деятельности. Только молодежь создает что-то новое, отвергая предыдущее. И это абсолютная базаровщина, это нигилизм. Но давайте вспомним Базарова. Чем закончилась жизнь человека, который отвергал все, который восставал не только против морали своих родителей, но и против морали общества и отвергал вообще человеколюбие? Он умер оттого, что спасал жизнь другому человеку.
— Что вы делали конкретно, чтобы люди вас запомнили, — бросали телевизоры из окон, крушили гитары на сцене?
— Это все было. Но началось с того, что я оставил свою фамилию. Это фамилия моего отца. Первые 16 лет моей жизни она была крайне неудобна для меня. При получении паспорта я хотел сменить ее, взяв мамину. Но в это время уже появились первые слабые группы, в которых я участвовал или сам сколотил. Пришло понимание, что буду этим заниматься. И что фамилия может мне в этом помочь. Она мгновенно запоминающаяся, редкая. Чтобы мальчики и девочки меня запомнили, я оставил ее. И хотя уже плохо помню себя в 16 лет, но муки были большие — взять мамину фамилию или оставить эту. Хотя мотивация была именно такая.
— А откуда появилось имя Гарик?
— Я уже не помню, я ли к этому приложил руку или нет. (Смеется.) Меня в детстве никто так не называл, называли по имени. Кто-то написал это имя на первых плакатах. Это были еще даже не плакаты, а объявления, написанные от руки, перед андерграундными концертами в доперестроечный период. Может быть, это кто-то написал, а я этим воспользовался или я сам себя так назвал — за давностью лет не помню. Это как если вы сейчас спросите, как ты познакомился со своим лучшим другом. А черт его знает, такое ощущение, что мы всю жизнь вместе. Такая же история. Слишком много впечатлений.
— Слухи бывают и со знаком «плюс». Говорят, вы очень трогательный и нежный папа...
— Это как раз не слух, а чистая правда. Я вообще люблю детей, а своих — тем более.
— Игорь Иванович, вы своих детей тоже заставляли учиться музыке, как ваш папа — вас?
— Они музыкой не занимались. Мои дети взрослые уже. Сыну скоро будет 40 лет, дочери — 21 год. Сын — кинорежиссер. Мы редко видимся, давно живем не вместе. Когда Саша учился еще, у нас было много тем для разговоров, например мы больше говорили о творчестве, а сейчас нет. У нас, конечно, бывают профессиональные разговоры, касающиеся каких-то фильмов, которые хочется обсудить, но не более того. У каждого своя судьба, свой путь. Дочка с нами живет, учится в университете, пока не замужем.
А мой папа — да, он заставлял меня учиться музыке. Я окончил музыкальную школу. По баяну курс был пять лет, а я учился семь. Потому что отец хотел, чтобы поступил в музыкальное училище. Я не хотел, и баян мне совершенно не нужен был, особенно в том подростковом возрасте. Все играли тогда на гитаре, и я научился в 12 лет на ней играть. И делал это с удовольствием с утра до ночи. Мне нравилось. Сейчас, кстати, все чаще и чаще играю на баяне. Жизнь сделала свой круг — закольцевалась в этом смысле. Спасибо папе.
— Еще слух: говорят, вы любите роскошь...
— Что вы имеете в виду? Какую из роскошей?
— У вас, например, есть своя яхта...
— Яхта есть. Сзади вас стоит кубок, врученный мне за победу в регате. Я не занимаюсь регатами, но иногда в них участвую. Тут важно, что считать роскошью. Является ли яхта роскошью? Наверное, да. Но кто-то хочет купить себе квартиру, а кто-то — яхту. Я из вторых. Родился и вырос на реке, жил около воды, прямо на берегу Химкинского водохранилища. Поэтому для меня вода очень близкая среда, я ее обожаю. Моя жизнь проходит в море последние 25 лет, и яхту я не считаю роскошью, это просто часть моей жизни. Для меня это увлечение. Все это время я занимаюсь дайвингом вместе с женой, хотя вообще-то это опасное для жизни занятие. И даже моя дочь Настя умеет нырять с аквалангом и ходит под парусами, потому что с семи лет посещала парусную школу ЦСКА. Конечно, это было скорее увлечение мое и жены. Но то, что мои дети умеют это делать, совсем неплохо. Отсюда и лодка.
Еще у меня есть мотоцикл Harley-Davidson — тоже роскошь с чьей-то точки зрения. Я падал с него, пять ребер и ноги поломаны, но все равно продолжаю ездить. Есть поговорка: «Если парашют не раскрылся, значит, этот спорт не для вас». (Смеется.) Кстати, к парашютному спорту, например, я холоден, хотя прыгал два раза в своей жизни. Кроме ужаса, ничего не испытал. В первый раз прыгнул ради любопытства, а второй — сдуру. Это был чистый авантюризм. Потом жалеешь, но деваться уже некуда — рядом с тобой люди... А жить очень хочется.
Кто-то строит квартиры, дачи, а я строю лодки. Я их строю больше двадцати лет. Первая моя лодка связана с моей дочерью, я строил для нее, и следующую, и последнюю тоже. Не знаю, останется это для нее как память, когда меня уже не станет, или нет — одному Богу известно. Для меня это важная вещь, которая касается меня, моей семьи и моих привязанностей.
— В строительстве лодки вам помогло первое образование — техникум железнодорожного транспорта?
— Конечно. Лодка строится как здание. Есть лодки, которые можно купить, а есть те, которые можно построить по своему макету. Сидишь с чертежами, думаешь, как осуществить все, что тебе необходимо. Обсуждаешь это все. История эта небыстрая. Всего у меня в жизни было семь лодок.
— Игорь Иванович, вы же, кстати, еще и здание спроектировали?
— Моя трудовая деятельность началась в НИИ, продолжилась на Московской железной дороге. Пассажиропоток в то время сильно возрос, и в стране открылась программа по строительству и реконструкции станций. Почти то же, что сейчас делает Сергей Собянин — строятся новые станции метро. До 1980 года электрички были длиннее, и они были восьмивагонные, а после 1980 года стали 12-вагонными. Я принимал участие в осуществлении этого проекта. Мой начальник, Андрей Иванович Серов, жил в Опалихе, а я жил в Тушине. Он решил взять себе для реконструкции Опалиху, а я попросил его взять себе Тушино. Нам дали это направление. Так по моему проекту была построена железнодорожная станция и платформа Тушино. Правда, она уже давно перестроена. Надо сказать, Андрей был прекрасным инженером — в отличие от меня. Он всегда закрывал глаза на то, что я бесконечно сижу на служебном телефоне, и много еще на что. Говорил мне: «Я чувствую, что ты говоришь по-русски, но не понимаю ни слова, о чем ты». (Смеется.) Там было много музыкальных терминов. Он понимал, что мне эта работа не нужна, что я просиживаю штаны, что я другой человек. И позволял не приходить на работу. Единственным требованием было к концу месяца сделать весь намеченный объем работ.
Не один я был в таком положении. А сколько домов построил Володя Шахрин! Он окончил техникум и работал прорабом на стройке в Екатеринбурге. Сергей Галанин работал в Метрострое. Мы все ходили на работу до перестройки и все ненавидели эту работу. Вся наша музыка не приветствовалась, мы были в подполье. Перспектив никаких не было. Ты любил эту музыку, она была тебе близка, но никаких денег тебе не платили, ты даже не предполагал, что когда-нибудь за это заплатят. Это к разговору о роскоши. Если тебя приглашал какой-то институт, все ехали в общем вагоне, жили восьмером в одной комнате, тебя подкармливали девчонки-студентки, было сплошное безденежье.
Я перестал жить в долг только в начале 2000-х годов. Хотя в девяностые мы получали деньги, но не такие, как поп-музыканты, а гроши. И все равно это была крутая, кайфовая жизнь. Я не отношусь с героическим пиететом к тому, «как нас всех гнобили, какие мы были несчастные». В молодости все было клево. Если тебя не повязали на концерте, то какой ты рокер на фиг? Если повязали, то круто — вы молодые боги! И тогда еще больше народу придет на следующий концерт, еще больше девочек будут там визжать-кричать. Это часть имиджа.
— Фанатки добавляли адреналина?
— Конечно! Возьмите и сейчас любую молодую группу — девчонки там визжат, лезут на сцену и за сцену, прорываются в номера. Я помню очень многих девчонок, все они были прекрасны! Клевые, веселые, талантливые. Знаете, я никогда не выкидываю тетрадочки, которые они мне дарили со своими стихами или прозой. У меня сохранились обычные школьные 12-листовые, копеечные тетрадки. Несколько лет назад я перебирал их и с таким удовольствием читал эту милую графоманию! И думал: « Господи, сколько же тебе сейчас лет? А помнишь ли ты, как писала эти стишки? Как передавала? И как ты сейчас относишься к ним? Интересно, может, ты давно про них забыла? А там твой телефон даже записан, чтобы я тебе позвонил...» Все это было. Зато есть что вспомнить, жизнь настолько насыщена разнообразными событиями и встречами, что кому-то хватило бы на десять жизней. Поэтому когда мы сейчас играем на концертах, особенно с Сергеем Галаниным, я всегда говорю со сцены: «Мы передаем привет молодежи 1980-х, нашим подругам 80-х и 90-х годов! Девчонки, мы вас не забыли, спасибо вам, что вы были в нашей жизни!» Приятно даже вспоминать, как они тогда выглядели, какие у них были прически, одежда. Среди фанатов ребята тоже были. Но битломанию сделали девочки двенадцати лет от роду, и от этого никуда не деться. У всех групп, да и не только, все начинается с девочек: они же стимулируют, все же в мире про любовь так или иначе.
— Игорь Иванович, поговорим о вашей главной любви. Вы с женой уже 40 лет вместе. Было время, когда она продала свой ресторан, чтобы поддержать вас материально...
— Я тогда снимал фильм «Праздник». Не было денег закончить картину. Мне не хватало каких-то копеек. И Оля предложила: «Давай продадим». Для меня ее бар был обузой, потому что я не видел Олю с утра до ночи, но ей эта работа нравилась. И тут она сама предложила. Если бы не предложила, думаю, нашел бы как-нибудь эти деньги.
— А вы чем-нибудь жертвовали ради нее?
— Не знаю. Это надо ее спросить. В любом случае долгая семейная жизнь — это жертвоприношение с обеих сторон. (Смеется.)
— А Ольга может вас покритиковать?
— Скорее нет, чем да. Жена моя время от времени говорит: «Прекрати писать мрачные песни, их много, напиши что-то веселое». А мне кажется, что они такие веселые! Целую жизнь мы вместе. Острые моменты давно прошли. Когда были молоды, то обсуждали новую пластинку, например. Моя жена никогда не дает интервью, даже очень хорошо знакомым журналистам. А мне кажется, она много чего интересного могла бы рассказать. Я не могу ее уговорить. Мне самому было бы интересно прочитать про себя что-то новенькое. (Смеется.)
— «Новенькое» для вас началось, похоже, после перестройки?
— Перестройка началась безо всех нас. Сколько бы там ни рассказывали, это было как гром среди ясного неба. «Калитка» открылась — хлынули первые кооперативы, какие-то новые первые кооперативные комсомольские организации. Стало возможным получать хотя бы гроши за концерты, потому что эти организации забирали себе львиную долю заработка.
Потом я поехал учиться в Липецкое областное культпросветучилище, потому что мне казалось, что я увлекся театром. Тогда только казалось. Я всегда был очень увлекающимся человеком, разнообразно. У меня было огромное количество разных привязанностей, я начинал их изучать, оценивать. С раннего возраста понимал, что разносторонне одарен, что умею быстро чувствовать какие-то вещи, связанные с искусством. Я легко обучался, играю на многих инструментах, но делаю это очень плохо с музыкальной точки зрения. Прекрасно рисовал, я могу в течение двух часов написать ваш портрет. Меня это занятие просто не бодрит. Последний раз рисовал стенгазеты для дочери, когда она училась в школе.
— А настоящее увлечение театром пришло позже?
— Да, это случилось уже после того, как я снял три своих фильма в качестве режиссера. А в театр «Современник» на встречу с Галиной Борисовной Волчек меня привел Михаил Ефремов.
— Игорь Иванович, давайте развеем или подтвердим еще один слух: якобы вы спросили: «А кто такая Волчек?»
— Глупости! Что же, я не знал, кто такая Галина Борисовна Волчек? Я с ней общался до того, как с легкой руки Ефремова она меня пригласила работать. Мы много лет были знакомы. Кому-то нравится меня постоянно порочить. Был бы я помоложе, мне бы это даже нравилось, но сейчас, когда мне 65 лет... В результате нашей с ней встречи в 2012 году я поставил спектакль «Анархия». На него было много и положительных, и отрицательных отзывов. Тогда еще журналистика выглядела как «сам дурак». Но по-прежнему в профессиональной сфере находится огромное количество непрофессионалов. Это касается любой деятельности. Если говорить о критике и журналистике, ничего нового не скажу: люди сидят на тех местах, которых они не заслуживают, недоучки, необразованные, которых сюда привели по знакомству. Вот они и пишут всякий бред. В большинстве своем вся пресса «Анархии» так и была устроена.
— Похоже, вы не очень доверяете критикам?
— Совершенно ясно, что ни один критик или журналист ничего не решает. Кое-кого из журналистов я знаю лет тридцать и знаю, кто они. Именно поэтому их мнение меня не интересует. Они ничего нового обо мне не написали и не сказали. Потом есть еще личные отношения — я не люблю этого человека, потому что я его не люблю. Не нравится — и все. Так и должно быть. Для любого творческого человека важно мнение публики, которая решает все. Но для профессионалов еще важно, насколько поняли твой посыл и профи. И ты с уважением относишься к тем людям, которые раскладывают на составляющие произведение, которое ты создал. Они имеют свое профессиональное суждение — со знаком «плюс» или со знаком «минус», не имеет значения. Ты к этому человеку относишься с уважением, потому что он не тот, который «покурить вышли», а тот, кто понимает в искусстве — глубинно, структурированно. Они понимают и могут оценить твою работу. К таким людям я прислушиваюсь. Надо вам признаться, всю мою жизнь, что бы я ни создал — пластинку, фильм, спектакль, — всегда критика была со знаком минус. На все! Поэтому, когда я стал читать отзывы на мою следующую, недавнюю работу в этом театре, спектакль «САШАШИШИН», меня они прямо напугали. Это были сплошь восторженные отзывы и критиков, и журналистов. Меня это даже потрясло. Потом я подумал, может, возраст пришел, может, людям уже неловко, что я в Гариках бегаю, а кое-кто мне даже во внуки годится, не в дети...
— Этот спектакль даже получил Театральную премию газеты «Московский комсомолец» в номинации «Ансамбль». Но если с темой «Анархии» все понятно, вам знакома жизнь рок-н-ролльщиков, то спектакль «САШАШИШИН» — об истории жизни человека с аутизмом. Почему эта тема вас увлекла?
— Меня зацепил роман, его жуть и беспросветность. Автор романа Саша Николаенко — художник-оформитель. Она работает над книгами великих писателей как художник, вы видите здесь ее картины. И она моя близкая подруга со своего 18-летия, времени, когда написала свой первый рассказ. Потом пошли большие произведения, которые я, конечно, читал. Галина Борисовна хотела, чтобы после «Анархии» я поставил еще один спектакль на сцене «Современника».
Я долго искал материал, не мог найти тот, который меня «зажжет». Видите, там на столе стопка всякой чепухи — меня ничто не бодрило. Пока Саша не написала роман «Убить Бобрыкина» и не дала мне почитать. Я прочел и понял, что не понимаю, как это делать, и потому буду этим заниматься. Сразу заблудился в трех соснах. Понимал: я или взлечу вверх, или упаду стремительно вниз. Ничто другое меня не интересует. Знаете, есть перефразированная, «тушинская» поговорка, которую иногда повторяет Ваня Охлобыстин — и я ее люблю: «Все, что нас не убивает, нам неинтересно!» Это меня или убьет, или я сделаю работу, которую не делал доселе. Новаторскую для себя. Я знал, что мне надо создать новый вектор развития театра внутри одного произведения. И это не высокомерие какое-то. Сейчас у театра есть огромные возможности сделать так, чтобы зритель максимально сопереживал тому, что происходит на сцене. А не просто вышел артист, что-то проговорил — и вот какие мы молодцы, похлопайте нам! Этого мало, меня это не интересовало. Сначала эта работа не очень складывалась. Случилась пандемия, потом скончалась Галина Борисовна, и однажды прозвучал звонок из «Современника». Влад Ветров сказал: «Горыныч, можешь ли ты приехать в театр?» Я приехал, и мне предложили вернуться. Худсовет прочел эту пьесу, и меня позвали работать. За что я им очень благодарен. Потому что сам обычно никуда не хожу. Никого ни о чем не прошу и никому ничего не доказываю. Почти по Булгакову. (Смеется.) И так было всегда. Это счастье, что определенные люди относятся ко мне серьезно как к художнику. Конечно, иногда все мы идем на компромиссы, так или иначе. Бывают разговоры с людьми, которые тебе неприятны, но надо лавировать.
— Я вижу, что ваши пальцы все время двигаются, живут своей жизнью, и в спектакле «САШАШИШИН» у главного героя, аутиста, то же самое. Это не подражание вам?
— Нет, у меня это профессиональное. Что касается артистов, то они ездили вместе со мной в центр помощи людям с аутизмом «Наш солнечный мир» и изучали все изнутри, общались с детьми и со взрослыми. Это те точности, которые должны быть у актера, играющего персонажа-аутиста, он обязан быть в этой органике.
— Игорь Иванович, в вашей фильмографии порядка тридцати ролей в кино в качестве актера, и несколько фильмов вы сняли как режиссер. А кто вас привел в кино?
— Кино появилось в моей жизни таким образом. В 1986 году режиссер Александр Наумович Митта пригласил нашу группу «Бригада С» в фильм «Шаг», где играли Комаки Курихара и Леонид Филатов. Нас пригласили с песней «Моя маленькая бейба». Это была история о нашем советском ученом, который изобрел вакцину от детского полиомиелита. В 50-е годы прошлого века в Японии бушевала эпидемия этой болезни, и именно наш ученый изобрел живую вакцину. Она недолго жила, и за 24 часа ее доставляли в Японию. Таким образом Советский Союз купировал эту эпидемию. Об этом уже все, конечно, забыли сейчас.
Фильм был на эту тему. Действие происходило в лаборатории НИИ, и профессор, роль которого исполнял Леня Филатов, пригласил нас на вечеринку, где мы должны были играть. А мне Митта дал еще сказать пару реплик. Потом в 1990 году, когда он запустился с фильмом «Затерянный в Сибири», они уже написали роль для меня побольше. Это была экспедиция, я попросил Александра Наумовича разрешить понаблюдать, как работает съемочная группа — мне было очень интересно. Митта позволил мне приходить каждый день на съемочную площадку и все время быть рядом с ним. И вот на протяжении всех съемок я наблюдал, как работает мой учитель и как вообще работает вся эта огромная фабрика. Меня это необычайно увлекло, и я стал учиться этому. Потом я учился у него на Высших режиссерских курсах, но не окончил, потому что у нас было много гастролей, и я просто не пришел за дипломом. Он где-то там валяется, наверное. (Смеется.) И время менялось — эти корочки нужны были, а потом стали не нужны. Александр Наумович дал мне столько, сколько, пожалуй, никто в жизни не дал, — и как педагог, и как старший товарищ, к советам которого я всегда прислушивался. Какую бы работу я ни делал, начиная с первых видеоклипов, я неизменно приносил все Александру Наумовичу. В том числе и первые мои фильмы. Мы обсуждали сценарии, которые писал я или Иван Охлобыстин. Мы с ним больше половины жизни вместе. У меня к нему сыновние чувства.
— Вы начали снимать свое кино, пригласив туда своих друзей. С друзьями трудно работать. У вас были конфликты или недопонимание?
— Не имеет никакого значения, являются артисты твоими друзьями или нет. А имеет значение, создана ли дружеская атмосфера в нашей тяжелой работе. Важно, чтобы люди относились друг к другу с уважением. Чтобы не было склок, недомолвок, потому что худые отношения ведут к плохому результату, от этого страдают все. И работа. Это касается любой творческой работы. Атмосфера важна всегда, и ее надо уметь создавать. Потому близкие ли это твои друзья или они стали тебе близки в процессе работы и ты думаешь о них, когда начинаешь следующий проект, — это не имеет никакого значения.
Первый фильм — «Кризис среднего возраста» — это было наше общее высказывание. И конечно, это было важно для нас всех — Ивана Охлобыстина (автора сценария фильма), Миши Ефремова, Димы Харатьяна, на которого был написан сценарий, Жени Добровольской. Снимался там и Федор Бондарчук, который не входил в наш круг близких людей, но он представлял поколение ребят-клипмейкеров. Это было новое тогда искусство, нам интересное. Саша Балуев, Татьяна Лаврова, которая была для меня символом 60-х годов, Николай Пастухов — это знаковые люди для меня. Они были неслучайны. Мне было необходимо быть вместе с ними, хотелось поработать с людьми такого колоссального таланта. Слава богу, что получилось. У меня не бывает кастингов. Это касается любой моей работы в кино или театре. Я долго не думаю, всегда знаю, кто будет у меня сниматься. Не всегда так случается, но в большинстве случаев получается. Артисты откликаются довольно часто. Даже в маленьких эпизодах у меня играли выдающиеся актеры. Что касается конфликтов, то мне тут нечем вас «порадовать», ничего такого не было. (Смеется.)
— Игорь Иванович, в какой-то момент вы перестали «бунтовать». Это связано с возрастом?
— Мы с вами говорили о молодежном бунте. А как выглядит твой «взрослый» внутренний бунт? Бунт против самого себя? У тебя же есть какие-то косности и комплексы. Они все равно существуют, и лишиться их труднее всего. Плыть по течению легко и приятно. А ты постарайся пойти на какие-то внутренние риски и к тому же втрави в это людей! Это же еще и определенная ответственность. Наверное, это тоже бунт, и он продолжается. Я могу заниматься только музыкой, которую люблю, и жить в ладу с самим собой. Потому что скоро 40 лет популярности, и это всегда нравится, всегда бодрит, когда на концертах люди и ты сам испытываете счастье. И, казалось бы, продолжай так же. Но если во мне что-то еще начинает жить, я уже не могу от этого освободиться. Родилось и растет, и я обязан сделать эту работу, как груз с себя сбросить. Бунт ли это? Да, бунт для самого себя. Можем заключить это в кавычки, можем не заключать — от перемены мест слагаемых сумма не поменяется. Я не склонен к анализу такого рода. Другое дело, бывает, что истратил годы на какой-то проект, но он не получился. Такое я испытывал много раз в жизни. Но тут не все от тебя зависит, есть обстоятельства выше. Однако это бунт, так или иначе. Тебя мучают опасения и человеческие страхи. И дело не в том, чтобы быть понятым или не быть понятым, это все фигня! Главное — отдать, условно, построить дом, и чтобы кто-то жил с красивыми стенами и с добротной сантехникой. Ты же не для себя. Искусство — это когда мы самого себя проецируем на других людей. Не что-то проецируем, а себя — о чем ты думаешь и что внутри тебя. В итоге ты себя отдаешь людям.
— При этом все равно главное ваше занятие — петь. Вы когда-нибудь бросали петь?
— Конечно. Периодически мне это надоедает, и я прекращаю. Бывало, что четыре года музыкой не занимался, переключался на что-то другое. Иногда мне вообще надо ничего не делать, чтобы понять, куда идти дальше. Я могу себе это позволить. Во все времена моя жизнь была внутренне наполнена. У меня всегда много планов, сбываются или не сбываются — это неважно. Но они всегда есть. Закончив одну работу, я знаю, что буду делать следующую, непонятно какую. Но понимаю, что это будет что-то другое, что еще не делал.
— Игорь Иванович, а кем вы больше всего себя чувствуете: поэтом, композитором, певцом, актером, режиссером, сценаристом?
— Я чувствую себя человеком эпохи Возрождения. Я — человек искусства. Никогда его не подразделял на виды, подвиды, жанры, поджанры и так далее в широком смысле. Если меня завтра пригласят поставить оперу или балет, я с удовольствием это сделаю. Потому что этого никогда не делал. Брать вершины — это очень интересно. Я таким родился. Не мне судить о результатах, а потомкам. Если суждено судить. От нас не зависит, оставим мы след или нет. Все равно он останется для родных и близких людей. В моем случае он может быть более широким.
— Вы завидовали кому-нибудь, кому удалось «оставить след»?
— Конечно, таланту всегда завидую. Зависть белой не бывает, она всегда черная. Сколько раз я это испытывал! Если на меня что-то произвело впечатление — группа ли, музыка ли, фильм, — то я завидую. Но потом приходит другое чувство. Знаете, есть цитата из Ленина, когда молодой вождь после смерти брата говорит маме: «Сашу расстреляли, но мы пойдем другим путем». Хотя думаю, что это мифология. Молодой мальчик в момент горя не мог сказать так, потому что на это мама бы ответила: «Никаким путем не ходи, стань адвокатом, ты этому учишься». (Смеется.) Так вот в таких случаях у меня появляется азартное ощущение, что «надо пойти другим путем».
— Кстати, по поводу наследия... Говорят, Иван Охлобыстин подарил вам некролог?
— Это было 15 лет назад, он написал некролог и подарил мне его на мое 50-летие. Офигенный некролог, мне он очень понравился! (Смеется.)
Ваня сам уникальный человек, в котором тоже сочетается много чего. Может быть, поэтому мы так близки всю жизнь, это общее, что нас роднит. Время от времени мы все теряем «друзей». Это означает, что они и не были друзьями. Вообще не важно, считает ли человек тебя другом или нет, важно, что ты его считаешь другом. Я не требую любви. Если он во всех проявлениях ведет себя как настоящий друг, то это и есть необходимое и достаточное условие, при котором я считаю его другом. Это как с любовью. Важно, что ты любишь. Если делаешь добрые дела, то не требуй благодарности, ты же делаешь от чистого сердца, это твоя необходимость, и просить за это медальки и благодарности неприлично.
— Игорь Иванович, в какой из этих папок на вашем столе лежит актуальный для вас сейчас проект?
— Заканчиваю работу над киносценарием, сейчас начнутся питчинги. Примет ли его Минкультуры РФ или Фонд кино — не от меня зависит. Будем надеяться на финансирование. Я провел большую подготовительную работу, которая заняла у меня полтора года. Сегодня вечером получу от сценариста Александра Рыжкова, с которым мы вместе дорабатывали сценарий, его окончательный вариант. Дальше какое-то время нужно будет почистить, отдать в редактуру и послать продюсеру. В театре тоже есть предложения. Если кинопроект будет долго длиться, то, может быть, я начну работу в театре. Но это все небыстро доходит до зрителя, и театральные, и киноработы занимают три — пять лет.
— А песни еще пишете?
— Это как вспышка. Пишу, когда есть вдохновение. Я никогда не задавался целью каждый год выпускать пластинку. Музыкальные журналисты иногда спрашивали: «А почему вы так редко выпускаете диск?» Я отвечал: «У меня нет такой потребности». В любом случае для меня это единый рассказ, это не одна или пять песенок — единое музыкальное произведение. Чтобы его написать, мне нужно изрядное количество времени. Это не рождается по моему хотению или чьему-то велению. В моем случае. Все равно каждый день есть какая-то работа. Каждый день похож на другой.
— И как выглядит этот «каждый» день легенды?
— Просыпаюсь по будильнику в десять утра, и в два часа я уже в офисе. Если у меня работа в театре, то просыпаюсь в девять часов. Если в кино, то в шесть часов. Сном восстанавливаюсь, хотя сплю мало. Пью много кофе, курю. Музыку слушаю по настроению — иногда блюзовую, иногда джазовую или классическую. За молодыми музыкантами и современными тенденциями не слежу, мне это неинтересно. Я несистемный человек, спонтанно и постоянно что-то пишу, что-то читаю. Жена говорит мне: «Ты не успел еще проснуться, а уже что-то читаешь». Могу отложить любую работу, если не хочу. Потому что знаю — ничего толком не сделаю. Когда нет настроения и в голове пусто, это будет стрельба из пушки по воробьям. Впечатлениями наполняюсь в поездках, летом люблю сесть на мотоцикл и прокатиться. Скорость меня бодрит. И всегда — в состоянии внутренней борьбы. Есть старый анекдот: пессимист на кладбище видит только кресты, а оптимист — плюсики. Жестко, конечно. Я одновременно и оптимист, и пессимист. При кризисе ты пессимист, потом кризис минует, ты берешь себя в руки, встаешь и идешь...
— Я вижу вас без очков, которые являются вашим атрибутом. Значит ли это, что вы сегодня не пытались спрятаться за какой-то маской?
— Часто хожу в очках, просто сейчас потемнее стало, и я их снял. Если бы вы поставили лампу, то я сразу надел бы очки, у меня просто повышенная светочувствительность. А маска — у клоуна, за которой скрывается человек. А я и такой, и сякой. Охлобыстин говорит, что во мне сочетается несочетаемое. Наверное, он прав. Те, кто знает, кто я такой, они все понимают. Мне кажется, что с людьми говорю предельно откровенно. Другой вопрос, насколько я косноязычен, но об этом не мне судить, и как вы отнесетесь ко мне, как увидите меня со стороны...
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.