В ЭТОМ ГОДУ ВСЕ СТОЛКНУЛИСЬ С ДИСТАНЦИОННЫМ ОБУЧЕНИЕМ, И ДАЛЕКО НЕ ВСЕ ХОТЯТ ЕГО ПОВТОРЕНИЯ. НА СЛУЧАЙ, ЕСЛИ ДИСТАНЦИОНКА ВЕРНЁТСЯ СНОВА, РАССМОТРИМ, КАК МИНУСЫ ТАКОГО ОБУЧЕНИЯ ПРЕВРАТИТЬ В ПЛЮСЫ.
Домашнее образование практиковалось всегда, причём некоторые врачи используют его как лечебную стратегию. Иногда это действительно необходимо при каких-либо соматических заболеваниях или решении психологической проблемы ребёнка. Однако под домашним образованием всегда подразумевались занятия с преподавателями и репетиторами на дому, то есть учебный процесс строился на отношениях «человек – человек», а не «человек –компьютер». Теперь же все без исключения оказались в новых условиях и растерялись. С точки зрения врача, в дистанционном образовании школьников всё же есть свои плюсы. Например, можно чуть дольше поспать и родителям, и детям, не тратя время на сборы и дорогу. Второй немаловажный момент – у родителей появляется возможность организовать сбалансированное, полноценное и регулярное питание для своего ребёнка, а также создать ему удобное и правильное рабочее место. Находясь дома, дети избегают тех стрессовых ситуаций, с которыми нередко сталкиваются в школе, а также у них меньше шансов заболеть вирусными респираторными заболеваниями. Каждый ребёнок, хочет он или нет, вынужден учиться самостоятельнос ти и ответственности, изучать новые программы для прохождения тестов, создания презентаций и так далее. Наконец, дети и родители могут проводить вместе больше времени. А теперь о минусах. Первое, о чём били тревогу педиатры, – вынужденная гиподинамия, подвижность детей и при обычном графике часто сводится к минимуму. Кроме того, наблюдаются нарушение осанки и большая нагрузка на формирующийся зрительный аппарат во время длительной работы за компьютером. К тому же далеко не все дети умеют работать самостоятельно – нет мотивации, самодисциплины и концентр ации внимания, плюс много отвлекающих факторов, что сказывается на освоении предметов. Кроме того, при отсутствии привычных школьных атрибутов дома у ребёнка не возникает ощущения того, что он учится. Поэтому очень сложно заставить его сесть за уроки.
ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?
➳ Не бежать, а адаптироваться
Родителям не нужно переживать, что учебный процесс сильно отличается от того, как обучалось предыдущее поколение. Ведь для профессий будущего цифровая сфера – обязательный элемент, и адаптироваться к ней стоит уже сейчас. На этапе адаптации к дистанционному обучению необходимо снизить дополнительную умственную нагрузку в виде кружков, оставив при этом физическую (спортивные секции).
➳ Заботиться о хорошем самочувствии ребёнка
Если ребёнок весь день сидит за компьютером, стоит приобрес- ти ему увлажняющие глазные капли. Приучите его через каждые 40 минут делать перерыв и гимнастику для глаз. Нелишним будет потянуться и размяться. Для поддержания оптимального микроклимата дома необходимо чаще проветривать помещение, делать влажную уборку, снизить температуру воздуха до отметки 230С и использовать увлажнитель воздуха.
➳ Планировать режим дня
Даже взрослые, оказавшись «запертыми» дома, столкнулись с тем, что заставить себя работать очень трудно, а для детей это и вовсе непосильная задача. Вокруг много отвлекающих факторов и соблазнов. Поэтому организация режима дня чрезвычайно важна. Несмотря на то что не надо идти в школу, вставать и ложиться спать необходимо каждый день в одно и то же время. Перед глазами у ребёнка должен быть чёткий план его дел с временным интервалом, иными словами расписание. А также встроенные перерывы на завтрак, обед, ужин и полдник, плюс перерывы на отдых и личное время. Это расписание можно преподнести ребёнку в игровой форме, а с ребятами постарше найти взаимовыгодные условия соблюдения графика.
➳ Полноценно кормить
Родителям необходимо организовать сбалансированное и полноценное питание для детей, а также дополнительный приём витаминных комплексов и нутриентов для улучшения концентрации внимания, памяти и работоспособности. Речь идёт про омега-3 жирные кислоты и про продукты, богатые йодом, лютеином и витамином А для зрения. Классический завтрак школьника вроде каши или сладких мюсли, хлеба с сыром и сладкого какао – это сплошные углеводы, после которых через 1,5 часа ребёнок уже будет сонный и рассеянный. Завтрак школьника должен быть обязательно белково-жиро-углеводный – например, яйцо, котлета с гречкой или каша из крупы длительной варки с маслом. Если ребёнок не ест овощи и зелень, замаскируйте их в смузи, а чтобы было вкусно, добавляйте к овощам растительное молоко, банан, апельсин. Также можно добавлять в смузи растительный протеин – тыквенный, конопляный, подсолнечный, лецитин. Детям постарше можно предложить самостоятельно комбинировать смузи бустер. Такой напиток из клетчатки, масел, белка, микро- и макроэлементов будет давать ребёнку 3–4 часа сытости и активности. На обед обязательно наваристый суп из жирных сортов мяса, овощи тушёные, салаты, мясо или рыба, которая содержит полезные ненасыщенные омега-жиры, необходимые для быстрой работы головного мозга. Конечно, не каждый ребёнок любит рыбу, но легко соглашается на рыбий жир в капсулах. Перекусы в виде печенья, батончиков и шоколадок якобы для работы мозга, а также пакетированные соки – всё это под запретом. Если ребёнок проголодался, можно дать ему фрукт, хлеб с маслом. Главное – меньше простых сахаров в рационе. Неплохой продукт – не сильно сладкое какао на обычном или растительном молоке, а детям с 14 лет можно давать некрепкий кофе, или так называемый бронекофе, то есть кофе с добавлением масла какао и сливок.
➳ Учить самостоятельности
Даже если ваш ребёнок вполне самостоятельный, нелишним будет найти человека, который возьмёт на себя функцию помощника – этим человеком может быть бабушка, один из родителей, няня или репет итор. Обязательно обсуждайте с ребёнком его трудности, помогайте, приободряйте его и хвалите. Чтобы избежать хаоса, заведите с ребёнком привычку составлять план на будущий день и отмечать уже выполненные пункты – это удобно делать с помощью смарт-доски.
ЭТО НАШЕ БУДУЩЕЕ
Нравится нам это или нет, но доля электронного и онлайн-образования будет только расти, поэтому нам придётся к этому привыкать и приспосабливаться. Терпимое отношение ко всем нюансам, к педагогу, ребёнку и близким – это основа успеха. Важно снизить градус напряжения, выстроить процесс обучения и получать удовольствие от совместного проведения времени. Но помните, что главное – это здоровье детей, не стоит придавать учебному процессу и оценкам первостепенную значимость.