Тема возвращения Японии Курильских островов вновь получила развитие. Причём на этот раз дело, похоже, обстоит куда серьёзнее – Москва и Токио ведут переговоры о подписании мирного договора, подразумевающего заодно и разрешение спора вокруг Курил. Японская пресса без стеснения заявляет, что в течение ближайших трёх лет потерянные по итогам Второй мировой войны «северные территории» возьмут «курс на родину».
В России конкретно ничего не говорят, что и понятно – передача Японии островов станет сильным ударом по имиджу власти. Впрочем, «Наша Версия» проанализировала предыдущие случаи передачи Россией иностранцам своих территорий и пришла к выводу: убедить граждан в правильности своего решения власти будет достаточно просто.
Негодование общественности по поводу возможного возвращения Курил выглядит во многом даже странно: за последние десятилетия Россия уже не раз отдавала другим государствам свои территории. Если копать ещё глубже, можно вспомнить примеры из советской истории, когда вопреки завету «своей земли не отдадим ни пяди» за границей оказывались целые территории. Взять тот же Порт-Артур, который может считаться «городом русской славы» наравне с Севастополем. По советско-китайскому договору от 1950 года Порт-Артур на 30 лет передавался СССР в качестве военно-морской базы. Однако уже в 1955 году советские войска были добровольно выведены. Годом позже такая же история произошла с советской военной базой на финском острове Поркалла-Удд, также отошедшем СССР по итогам войны. И хотя обе территории были политы кровью советских солдат не меньше, чем Курилы, возвращением завоёванных земель никто не возмущался. Да и попробовал бы. Раз сказано официально, что передача осуществляется в знак дружбы и укрепления добрососедства, значит, так надо – партии виднее. И ничего, что Китай спустя несколько лет превратился в потенциального врага номер два.
Нынче сильно возмущаться тоже оказывается не всегда безопасно, однако напрочь игнорировать общественное мнение всё же не получится. Хотя и бояться народных бунтов в связи с уходом Курил власти также вряд ли стоит. Не протестовали же россияне прежде при передаче иностранцам земель и акваторий, своей площадью даже превосходящих Курилы. Главное – убедить, что это пойдёт стране на пользу. Как это уже случалось не раз.
Метод «отложенного спора»
В мае 1991 года президент СССР Михаил Горбачёв подписал с КНР соглашение о советско-китайской государственной границе в её восточной части. Ратифицировать документ пришлось уже российской власти в 1992 году. В течение последующих семи лет РФ передала Китаю порядка 600 островов на реках Амур и Уссури, а также 10 квадратных километров сухопутной территории. В 1994 году было подписано соглашение о западной части российско-китайской государственной границы. В силу договора КНР отошло ещё около 1,5 тыс. гектаров земли в Приморье.
Эксперты отмечали: проблему определения рубежей китайцы решают постепенно не только потому, что вопрос проведения границ довольно сложен и требует большой подготовки. Это проявление так называемого метода отложенного спора, который подразумевает не одномоментное наступление на противника, а поэтапное достижение своих целей с выжиданием момента, когда обстоятельства сложатся таким образом, что вопрос можно будет решить на приемлемых для Китая условиях.
Бояться народных бунтов в связи с уходом Курил власти также вряд ли стоит. Не протестовали же россияне прежде при передаче иностранцам земель и акваторий, своей площадью даже превосходящих Курилы
337 квадратных километров – Китаю
14 октября 2004 года Владимир Путин и Ху Цзиньтао подписали дополнение к соглашению о российско-китайской государственной границе. Через полгода его ратифицировали Госдума (поддержали 307 депутатов, против – 80, воздержались двое) и Совет Федерации. По итогам соглашения, предусматривавшего проведение границы по центру Амура, Россия передала Китаю территорию площадью 337 квадратных километров – участки в районе островов Большой, Тарабаров и Большой Уссурийский.
Достижением данного соглашения назывались окончательное разрешение приграничной проблемы с Китаем (теперь наконец появлялась чётко признаваемая обеими странами граница), снятие угрозы приграничного конфликта в будущем и улучшение отношений с Пекином. При этом глава МИД РФ Сергей Лавров настаивал, что о территориальных уступках речь не идёт – дескать, раз имел место спор о границе, в юридическом смысле острова считались ничейными. Губернатор Читинской области Равиль Гениатуллин назвал договор «прочным фундаментом для сотрудничества» с Китаем, который «оценят потомки, а депутат Госдумы Наталья Нарочницкая заявила, что «уступка небольшая, а важность отношений с Китаем очевидна». В свою очередь, оппоненты заявляли: на Большом Уссурийском находились погранзастава и укрепрайон, а на Большом – водозабор. Жители Читинского края попытались инициировать референдум, но проводить его власти не разрешили.
Половина акватории в Баренцевом море – Норвегии
В сентябре 2010 года президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг подписали в Мурманске договор о разграничении морских пространств в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Согласно договору Россия передала Норвегии половину акватории площадью около 175 тыс. квадратных километров, которую почти 40 лет считала своей. Прежде Норвегия особо не предъявляла претензий, однако, после того как на шельфе Баренцева моря были обнаружены запасы нефти и газа, в Осло решили заявить о своих правах.
«Поражением России» решение Медведева называли тогда практически все. В ответ было заявлено, что, заключив договор с Норвегией, Россия не только повела себя как уважающее законы государство, сделав Норвегию своим надёжным партнёром, но и получила легальную возможность разрабатывать месторождения – прежде это было делать нельзя. Тем не менее нашлись возражения. Во-первых, странно надеяться, что член НАТО Норвегия станет теперь союзником РФ. Во-вторых, на потерянный участок приходилась значительная доля лова рыбы в Баренцевом море. В-третьих, теперь и сама Норвегия начнёт качать газ, обостряя для России конкуренцию на мировом рынке. Норвежская Statoil так и поступила, тут же выйдя из совместного с «Газпромом» проекта по освоению Штокманского месторождения. В общем, выиграли от заключённого соглашения только отечественные сырьевики, которые получили доступ к новым запасам. Политика в интересах госкомпаний?
Два дагестанских села – Азербайджану
В сентябре 2010 года президенты Дмитрий Медведев и Ильхам Алиев подписали в Баку договор о демаркации границ. В рамках соглашения Азербайджан получил ряд территорий Республики Дагестан – сёла Урьян-Уба и Храх-Уба и половину водозабора реки Самур. При этом сёла передавались вместе с жителями, которым предложили остаться в своих домах и стать гражданами Азербайджана.
Как заявлял замминистра иностранных дел Григорий Карасин, договор с Азербайджаном был заключён «во имя дружбы и кооперабельности». В 2013-м произошла очередная передача земель. В целом Азербайджану отошли участки площадью порядка 3 тыс. гектаров. Для Баку подписанный договор стал царским подарком – Азербайджан получил первое в новейшей истории международное признание своих границ. Об ответных жестах в адрес России не сообщалось.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Член правления партии «Истинные финны» Хенри Хаутамяки заявил, что Финляндия должна потребовать у России часть территорий, потерянных по итогам советско-финской войны 1939 года. Речь идёт о нескольких районах Республики Карелия, расположенных рядом с Ладожским озером, восточной части региона Салла, относящейся к Мурманской области, а также Печенгской области – регионе Кольского полуострова площадью около 10 тыс. квадратных километров.
Правительство Финляндии не прокомментировало заявление Хаутамяки. Однако не обращать внимания на его слова не стоит – после выборов 2015 года «Истинные финны» стали второй в стране политической партией по числу своих представителей в парламенте.