Вот так поворот! Выходит, Александр Лукашенко вовсе не является фаворитом предвыборной гонки. В опросе популярного белорусского портала TUT.BY лидирует неизвестный большинству россиян банкир Виктор Бабарико, к тому же с приличным отрывом от Батьки. Несистемная оппозиция негодует: мол, банкир – протеже то ли Кремля, то ли Запада плюс ходят слухи, будто Бабарико в чести у спецслужб. Он, что, и в самом деле может победить?
Белорусской несистемной оппозиции и на этих выборах, как обычно, не светит. Кандидатов – вагон и маленькая тележка, вот только шансов – ни одного. Самый заметный оппозиционер, Олег Гайдукевич, по замерам белорусского портала TUT.BY набирает порядка 1%. И это наилучший у прозападной оппозиции результат. Вот только интрига сюжета в том, что и у Лукашенко показатели – не ахти. Всего 6% с маленьким хвостиком. Это по политическим меркам ничто. Причём обходит его не только Бабарико с 55% поддержки, но и выпускник МГИМО технократ Валерий Цепкало. Так что Батька, ухитрившийся растерять пророссийский и «просоюзный» электорат, но так и не соблазнивший при этом прозападных и националистически ориентированных избирателей, запросто может не попасть даже во второй тур, если спурт Бабарико замедлится, не говоря уже о победе. Многое, если не всё, будет зависеть от того, на кого в итоге поставит Москва: то ли на Бабарико, то ли на Цепкало. Но, быть может, ставку сделают на премьера Сергея Румаса? Он тоже, возможно, решит баллотироваться – сейчас его уговаривают многочисленные гражданские объединения. Пишут петиции в поддержку, собирают голоса. Что же, Батьке пора паковать чемоданы?
Москва списала Лукашенко, но не определилась с преемником
Пожалуй, впервые в истории Москва решилась разложить яйца в разные корзины, а не ставить, как всегда, на одного кандидата. Ещё полгода назад стало ясно, что вечно торгующийся и фрондирующий Лукашенко всех своих былых покровителей окончательно достал. Очередной точкой невозврата стал недавний саммит ЕАЭС – продемонстрированная Минском имитация интеграции россиян решительно не устроила. Разговор с Лукашенко получился примерно такой: продолжишь юлить и петлять – окончательно перекроем все серые схемы доходов, не говоря уже о кредитах. Белоруссии подобный расклад ничего хорошего не сулит, и нельзя сказать, что в Минске этого не понимают, раз уж на выборы заторопились околовластный банкир и глава правительства.
Странный на первый взгляд социологический замер TUT.BY на самом деле очень легко и просто объяснить. Народ даже не то чтобы устал от Лукашенко – белорусы осознали, что при Батьке они так и продолжат сидеть в болоте. С той лишь разницей, что без российских подачек жизнь станет намного менее сытной. Ожидать помощи от Европы, которой нынче не до белорусов, наивно, так что уровень жизни в условиях кризиса в неплатёжеспособной стране будет падать. Единственный вариант – проголосовать за новое лицо. Даже если это лицо после избрания продолжит двигаться в фарватере политики Лукашенко (а так скорее всего и будет), появляется шанс, что Россия подкормит. И белорусские эксперты неожиданно для себя делают вывод: значительная часть населения готова голосовать за любой более-менее адекватный альтернативный вариант Лукашенко. Бабарико? Годится! Но и Цепкало с Румасом тоже сойдут.
Батька на обочине
Но это ещё не вся интрига. Часть избирателей, разочарованная в несистемной оппозиции, но так и не очаровавшаяся её околовластными оппонентами, получила возможность сыграть на «рояле в кустах». Таковым может стать никому не известная Светлана Тихановская. Она жена популярного блогера Сергея Тихановского, который тоже собирался баллотироваться, но в ЦИК отказались регистрировать его инициативную группу. И тогда Тихановская решила пойти на выборы сама. И, похоже, угадала с выдвижением. Нынче она вторая в предвыборном рейтинге между Бабарико и Цепкало. Шансов победить в гонке у неё – ни единого, зато и сама разогреется, и немалую часть избирателей разгорячит. Всё же 15% поддержки – это немало, в 2,5 раза больше, чем у президента страны. Скорее всего именно на Тихановскую, а не на скучного и беспросветного Гайдукевича сделает ставку и «коллективный Запад». Так что по итогам президентской кампании в Белоруссии может появиться худо-бедно серьёзная прозападная политическая сила.
Стремительный старт Бабарико может многое изменить. Дело в том, что ближний круг Лукашенко задумал искусную комбинацию, дабы после выборов принципиально изменить систему власти в стране. «Наша Версия» её уже однажды озвучивала. Поскольку сегодня в парламенте у Румаса и главы МИДа Макея примерно равное число сторонников (а у Лукашенко их почти не осталось), депутаты в случае переизбрания Лукашенко могли бы напрямую апеллировать к своим избирателям. И тогда возникло бы «окно возможностей», при котором страна превратилась бы из президентской республики в парламентскую, что на руку как Румасу, так и Макею. Таким образом возникло бы два «центра силы» и два вектора внешней политики – условно прозападный (Макей) и условно пророссийский (Румас). Но в этом случае о дальнейшей интеграции Белоруссии в рамках Союзного государства (или иного политико-экономического союза, хоть бы и в рамках ЕАЭС) не могло бы идти и речи. И тогда из ниоткуда возник Бабарико, председатель правления Белгазпромбанка.
Сменщики Лукашенко – кто они?
На своей первой пресс-конференции в качестве кандидата в президенты Бабарико заискивал перед силовиками и номенклатурой. Не критиковал в лоб Лукашенко, даже не называл его имени, употребляя вместо фамилии президента слово «система».
«Сама же повестка, – отмечает белорусский политолог Артём Шрайбман, – классический либерализм. Частная собственность – хорошо, репрессии – плохо, президент – не вождь, а менеджер».
Несмотря на стремительный старт, власть, похоже, не считает Бабарико фаворитом избирательной гонки – не станет, мол, народ голосовать за карикатурное воплощение буржуя-мироеда, которому только что цилиндра на голове не хватает. Но факт есть факт – за Бабарико маячит российская банковская элита.
Следующий – третьим в рейтинге – Валерий Цепкало. Мало того что Вильямович по батюшке, так ещё правовед, дипломат и в недавнем прошлом директор Парка высоких технологий, этакого белорусского «Сколкова». Цепкало нравится продвинутой молодёжи, правда, не только ей, а ещё и немалой части минских силовиков. Идеология Цепкало – либеральная технократия. Он тоже недавно провёл свою первую пресс-конференцию. Уклоняясь от прямой критики Лукашенко, Цепкало позволил себе колючий стёб про то, что президент – кумир бабушек, который хорошо разбирается лишь в том, сколько поросят даёт свиноматка. В общем, свою часть голосов Цепкало, так или иначе, соберёт, может, даже во второй круг выйдет. Но победить – это вряд ли.
Тем не менее вместе Цепкало и Бабарико создают для Лукашенко непроходимый заслон, а если к ним рискнёт подключиться и Румас, шансов на переизбрание у Батьки будет совсем немного, невзирая на мощнейший административный ресурс. Пририсовать можно 8–12% голосов от силы, но большинства из «нарисованных» ЦИК голосов не соткать. Таким образом, будущее Лукашенко в качестве белорусского лидера видится смутным. То ли на выборах его «сделают», то ли после выборов устроят ему парламентский переворот, благо у Румаса с Макеем для этого всё на мази.
Юрий Терех, публицист (Минск):
Бабарико – явно пророссийский кандидат, очень богатый человек по меркам нашей страны. Но он не владелец заводов, газет, пароходов. Он просто топ-менеджер банка. И собственных средств, чтобы оплатить избирательную кампанию, у него, пожалуй, нет. Очевидно, что умный человек без очень серьёзной страховки в подобную историю не полезет. Эта его страховка – российские банкиры и силовики.
Я наводил справки о руководящем составе Белгазпромбанка. У бывшего заместителя Бабарико, а ныне одного из неформальных функционеров его штаба, Ирины Потаповой, супруг руководил контрразведкой КГБ. Ныне же Дмитрий Потапов трудится в ОАО «Банк БелВЭБ», в котором 97,5% акций принадлежит Российской Федерации. Поди разберись, кто там свой среди чужих или чужой среди своих. Это кадры белорусского КГБ или российской ФСБ? Я не удивлюсь, если в окружении Бабарико проявится и генерал-лейтенант Вадим Зайцев, бывший председатель КГБ.