С полуночи 14 марта Instagram заблокирован на территории России. Соответствующее решение было принято Роскомнадзором в конце минувшей недели. Как отметили в ведомстве, до этого времени пользователи могли сохранить свои фото и видео, чтобы не потерять к ним доступ. Блокировка соцсети особенно затронет блогеров, инфлюенсеров и мелких предпринимателей, которые продвигали свои услуги через соцсеть. Впрочем, у пользователей есть пути отступления. Какие условия готовы предложить VK, Telegram и Rutube - разбирались "Известия".
Instagram - основная площадка Meta для монетизируемых блогеров. Сейчас в соцсети - около 38 млн российских авторов, из них 1100 - "миллионники", рассказывает директор Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров Владимир Зыков.
- Наиболее многочисленная категория - блогеры с аудиторией 1000 - 2000 человек, их около 1,5 млн, - отмечает он. - Крайне сложно понять, какова выручка авторов, работающих в Meta, от рекламных контрактов. Можно предположить, что она не менее $100 млн в год. При этом общая выручка Meta, которую она может потерять в РФ, - около 40 млрд рублей в год. Какая доля приходится на Facebook, а какая на Instagram, сказать сложно.
Ранее глава Instagram Адам Моссери заявил: блокировка социальной сети "лишит 80 млн пользователей в России связи друг с другом и с остальным миром". По его информации, около 80% российских пользователей подписаны на иностранные аккаунты.
По мнению Владимира Зыкова, путей для российских блогеров сейчас немного - это "ВКонтакте" и Telegram.
Популярность данных сервисов начала стремительно расти.
По данным VK, с 21 по 27 февраля ежедневная аудитория соцсети увеличилась на 200 тыс. пользователей, просмотры видео выросли на 15%. При этом во "ВКонтакте" начали переходить Instagram-знаменитости, например Ольга Бузова и Павел Воля, отмечает эксперт. Также, по его словам, за последние две недели резко выросло число пользователей Telegram - многие каналы, у которых ранее было около 800 тыс. подписчиков, перешагнули миллионный рубеж.
Кроме того, собеседник напомнил: на этой неделе VK предложила блоге-рам программу поддержки - они будут получать 100% дохода от инструментов монетизации. Вместе с тем переход не будет простым, ведь в раскрутку популярных аккаунтов в Instagram вкладываются миллионы рублей.
В целом "ВКонтакте" предлагает пользователям разные пути монетизации. При определённых условиях и охвате аудитории заработать можно на публикации оригинальных видеороликов, музыкальных треков, создании приложений, донатах, заказах на размещение рекламы и т.д. Также авторы могут побороться за гранты.
Основной способ монетизации в Telegram - предложения от рекламодателей. Ценным активом являются и сами каналы - их можно покупать и перепродавать. Вдобавок авторы каналов с экспертной и эксклюзивной информацией могут установить платный доступ к своему контенту.
Управляющий партнёр коммуникационного агентства В&С Agency Иван Самойленко считает, что переход на другие площадки потребует времени. А выбор той или иной платформы будет обусловлен контентом и аудиторией.
- Тем, кому важно размещение сто-рис, наверняка выберут "ВКонтакте". А те предприниматели, кому достаточно для поддержания клиентской базы Telegram, будут пользоваться мессенджером. Всё зависит от аудитории канала, от её уровня доходов, от вида товаров или услуг, которые привлекаются таким образом, - сказал он.
Ещё одной площадкой, которая будет востребована у россиян, станет Rutube, считает Иван Самойленко. По его мнению, постепенно граждане уйдут на те отечественные платформы, которые по функционалу похожи на зарубежные (размещение видео, сторис, возможность монетизации). И даже тот факт, что в российском сегменте всемирной Сети пользователей меньше, чем в общемировом, приток всё равно произойдёт, уверен эксперт.
- Кроме того, наверняка в ответ на закрытие Instagram российские соцсети предложат новые возможности для бизнеса и блогеров. Переход на отечественные ресурсы станет фактором роста выручки и прибыли самих платформ, - отметил специалист.
Руководитель проекта Content-Review Сергей Половников соглашается, что для адаптации пользователей наверняка потребуется время. Но в целом ничего страшного после блокировки Instagram не произойдёт.
- Если кто-то предлагает в социальной сети интересный продукт, яркий контент, актуальное мнение, аудитория для него найдётся. Возможно, мы быстро поймём, кто из блогеров действительно популярен, а чья популярность - мыльный пузырь. Рекомендательные сервисы и непрозрачная метрика аудитории Facebook и Instagram давно вызывали вопросы, теперь, возможно, всё будет яснее, - полагает собеседник "Известий".