«Там, где поднят российский флаг, он уже опускаться не будет»
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Елена Черненко, Энергодар. Коммерсантъ
Корреспонденты “Ъ” побывали в Энергодаре — городе-спутнике Запорожской атомной электростанции
После завершения локального режима тишины в районе ЗАЭС, установленного в конце октября для восстановления поврежденных линий электропередачи, вооруженные силы Украины активизировали обстрел Энергодара, города-спутника Запорожской атомной электростанции. На минувшей неделе дроны-камикадзе атаковали его фактически ежедневно, один из прилетов пришелся по Центру детско-юношеского творчества, где чудом никто не пострадал. При этом Украина и ее европейские партнеры не оставляют надежд вернуть эту территорию под контроль Киева. Обстановку в Энергодаре оценили журналист “Ъ” Елена Черненко и фотограф Валерий Мельников.
На въезде в Энергодар установлен билборд с видом Запорожской атомной электростанции и надписью: «Трудности закаляют». В каком-то другом российском городе это выглядело бы банально и чересчур пафосно, но не здесь. Здесь это суровая правда жизни. В паре минут от билборда — блокпост и заправочная станция, по которой в ночь до нашего приезда ударил беспилотник. К счастью, ни людей, ни машин на ней в тот момент не было, а сам удар пришелся по козырьку.
За два дня до этого не обошлось без пострадавших — дрон атаковал гаражный кооператив в черте города, ранения получил пожилой мужчина.
Местные коммунальщики стараются быстро устранять следы подобных прилетов и восстанавливать поврежденные крыши, фасады и окна, но по зданию местной мэрии прилетает так часто, что возвращать ему былой вид не спешат, разве что только стекла вставляют. По городской администрации били в том числе из американской реактивной системы залпового огня «Хаймарс» — один из ударов пришелся по кровле и повредил часть несущих конструкций здания, вторая ракета взорвалась около центрального входа. Хвостовик одной из ракет некоторое время стоял в кабинете мэра, потом его отдали в школьный музей.
Но и без этого экспоната у мэра Энергодара Максима Пухова в кабинете есть на что посмотреть. «Тут у нас маленькая коллекция того, что прилетало по зданию администрации и по городу,— говорит он, показывая на полку в шкафу, где у других градоначальников обычно стоят сувениры и памятные фотографии.— Мой предшественник начал собирать ее, а я вот дополняю». Максим Пухов достает небольшие элементы того самого «Хаймарса» и других снарядов, которые прилетали по городу, хвостовик минометной мины, моторчик беспилотника, а затем и целый дрон FPV — его «приземлили» на территории города, избежав детонации, а затем обезвредили.
Какой у него вид из окна, Максим Пухов не знает. Когда он стал мэром города в начале 2025 года, окна в его кабинете уже были заложены мешками с песком. Вид, наверное, был красивый — Энергодар распложен на правом берегу Днепра, прямо у Каховского водохранилища, и места здесь весьма живописные. Но после разрушения плотины в 2023 году водохранилище обмелело, а на том берегу реки — противник, который называет Энергодар и ЗАЭС «временно оккупированными» и ежедневно обстреливает эту территорию.
14 февраля прошлого года по зданию мэрии пришлось сразу три удара БПЛА. Судя по всему, момент для атаки был выбран неслучайно: в пристройке к администрации проходило заседание горсовета, и удар был нанесен по переходной галерее, по которой после подобных мероприятий люди обычно возвращались в основное здание. Но заседание закончилось раньше обычного, и в момент прилета в галерее никого не было. Местные потом мрачно шутили, что это была «валентинка» от украинской стороны.
Жители Энергодара в целом удивительно оптимистично настроены. Несмотря на постоянную угрозу прилетов, перебои с электричеством, водой и теплоснабжением, жизнь в городе идет своим чередом. В местных Telegram-каналах предупреждения об артобстрелах и приближении БПЛА идут вперемешку с рекламой салонов красоты, шоурумов мебели и цветочных магазинов. В кафе и ресторанах полно людей, а на улицах — машин.
В следующем году должно состояться освящение большого пятикупольного Свято-Богоявленского собора на улице Курчатова. Его начали строить еще при украинской власти в середине 1990-х, но на завершение строительства не хватило средств, и долгие годы службы проводились только в нижнем приделе подвальной части церкви. После того как эта территория стала российской, храм при поддержке госкорпорации «Росатом» начали достраивать. Сейчас идет роспись внутри собора. Когда храм освятят, он станет крупнейшим в Запорожской области.
Но все же это прифронтовая зона, о чем то и дело напоминают детали, которые в других российских регионах не увидишь. В средней общеобразовательной школе №2 на входе сидят вооруженные до зубов охранники. Когда учащиеся выбегают на перемену, один из них всегда идет с ними: дети могут не обратить внимания на звуки приближающихся снарядов и вовремя не спрятаться в укрытие, поэтому их страхует охранник.
Из-за обстрелов ВСУ здесь периодически пропадает электричество, а потому на заднем дворе школы установлены генераторы. Директор школы Елена Котляревская сама умеет их запускать. Запасаться водой здесь тоже уже привыкли. Елена Александровна, строгая, но явно обожаемая учениками, не считает отсутствие света и воды поводом отменять уроки или оправданием для несделанной домашней работы. Ее школа открыта для детей чуть ли не до комендантского часа («Нечего им по улицам шляться — вдруг прилетит, пусть лучше тут будут под присмотром»), причем даже в каникулы («Родители большинства на станции работают, они должны знать, что дети в безопасности»).
В день нашего приезда в отремонтированном при поддержке того же «Росатома» актовом зале старшеклассники репетировали танец к предстоящему концерту. От детей своего возраста в школах Центральной России они ничем не отличаются, язык общения у абсолютного большинства русский (по словам директора школы, некоторые ученики общаются между собой на украинском, но это здесь ни у кого вопросов не вызывает).
В глаза бросалось разве что обилие российской символики — перед школой на торце дома большое граффити с изображением семьи с российским триколором и надписью: «Мы едины», на здании школы объемное 3D-панно Пушкина, во многих классах портреты президента Владимира Путина и плакаты «Вместе мы сила — моя Россия». У одного из старшеклассников на портфеле брелок с российским флагом, у другого на толстовке надпись: «Живу и создаю в России». Их никто не заставляет так ходить, просто после некоторого первоначального скепсиса — весной 2022 года, когда Энергодар перешел под контроль России, часть подростков даже отказывались ходить в школу — теперь они не мыслят себя вне России. Их не смущают даже украинские Telegram-каналы, в которых регулярно появляются фотографии сотрудников ЗАЭС и жителей Энергодара (включая несовершеннолетних) с указанием их имен и адресов и угрозами расправы. Директор по коммуникациям атомной станции Евгения Яшина говорит, что если раньше это вызывало тревогу, то теперь местные шутят, что, если кого-то персонально не отметили «в украинских помойках», значит, он недостаточно активен.
Обсуждения в украинских и западных СМИ, что эта территория может быть возвращена под контроль Киева (а именно на этом настаивает Украина и ее европейские партнеры), вызывают здесь категорическое неприятие. По словам Максима Пухова, «там, где поднят российский флаг, он уже опускаться не должен и не будет».
Но достижения договоренностей об урегулировании конфликта здесь ждут с нетерпением, ведь тогда можно будет наконец перезапустить атомную станцию. С 2022 года все шесть энергоблоков ЗАЭС находятся в состоянии «холодного останова». По словам директора ЗАЭС Юрия Черничука, сейчас одна из основных задач персонала станции — помимо обеспечения ее безопасности — это поддержание ее в постоянной готовности к возобновлению режима генерации и возвращению ее к нормальной штатной жизни. «Мы надеемся, что в будущем все шесть наших блоков будут работать»,— говорит он.
Но пока условия для этого еще не созданы. Когда мы покидали город, в местных Telegram-каналах вновь появились предупреждения: «Энергодар — артобстрел!», «Энергодар — угроза БПЛА!» Один из прилетов пришелся на внутренний дворик Центра детско-юношеского творчества. Ни сотрудники, ни дети чудом не пострадали, но в результате атаки было поврежден фасад здания, в кабинетах выбиты стекла. Городские власти в очередной раз призвали жителей быть бдительными, избегать открытых пространств, по возможности оставаться в помещениях и не подходить к окнам. Об этом приходится напоминать каждый раз, хотя, казалось бы, почти за четыре года люди должны привыкнуть. Но они уже просто устали бояться.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.