«Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ» — так звучал известный лозунг Мао Цзэдуна, под которым в конце 1950-х проводилась кампания по усилению гласности и критики. Сегодня этот красивый призыв оказался применим и к автомобильной промышленности КНР, где набирают силу, соперничая между собой, множество производителей. Свои последние достижения они представили на прошедшем в Шанхае юбилейном, двадцатом, Международном автомобильном салоне SIAE (Shanghai International Automobile Exhibition), где произвели впечатление свежестью взгляда на современный автомобильный дизайн и технологии. Китайцы убедительно продемонстрировали, что их продукция давно не вторична по отношению к моделям мировых лидеров и что местному автопрому по силам конкуренция в глобальном масштабе.
Расправить плечи после пандемии
Всего на SIAE 2023 участники привезли около полутора тысяч автомобилей, из них порядка сотни — в статусе мировой премьеры. В этом году шанхайская выставка привлекла особое внимание: из-за пандемийных ограничений крупные мероприятия в КНР довольно долго не проводились вообще или проходили в ограниченном онлайн-режиме. И вот сейчас, после вынужденного перерыва, работающие на китайском рынке автомобильные компании получили наконец возможность представить публике свои новинки.
Внутренний авторынок Поднебесной продолжает расти. За последние полтора десятка лет его объем увеличился более чем в три раза, в 2009 году продажи новых машин здесь обогнали продажи в США, и с тех пор китайский авторынок уверенно удерживает первое место в мире. Однако пандемия серьезно повлияла на спрос: в 2020 году продажи машин в КНР упали на 17%. Но сейчас рынок опять ускоряется. За последние два года он с лихвой отыграл провал, достигнув по итогам 2022 года 26,9 млн единиц — на 47% больше, чем в 2020-м.
Более того, в противостоянии иностранных и местных компаний последние уверенно побеждают. Если в 2015 году китайским брендам принадлежало порядка 20% рынка, то в 2022-м, по данным Ассоциации китайских автопроизводителей (СААМ), их доля достигла 49%. Весной текущего года произошло знаменательное событие: местный BYD вырвался на первое место по продажам на внутреннем рынке, обогнав прежнего бессменного лидера — немецкий Volkswagen. В марте BYD удалось реализовать 181,8 тыс. авто, а Volkswagen — 176 тыс. Ниже в рейтинге самых покупаемых машин в Китае стоят японские Toyota и Honda и американская Tesla; следом располагаются китайские бренды Changan, GAC, Geely, Wuling. Замыкает первую десятку немецкая BMW (см. график 2). Набирают популярность и другие местные марки: Haval, Hongqi, Chery, Dongfeng, Roewe, Link, Jetour, Nio, Zeekr, ХPeng, Tank, FAW и др. В целом авторынок КНР не консолидирован, сейчас на нем, по данным СААМ, официально присутствует 92 бренда.
Места на заднем сиденье
На SIAE 2023 стало заметно, что китайские компании успешно перехватывают инициативу. «Иностранным автопроизводителям в Шанхае пришлось занять места на заднем сиденье» — с такими заголовками на Западе вышли статьи о мотор-шоу. Немецкие, американские, японские бренды пытались привлечь внимание посетителей к своим новинкам. Например, значимым событием стала презентация нового электрокара Volkswagen ID.7 с запасом хода до 700 километров, а Mercedes-Benz представил полностью электрический Maybach. Но все же стенды большинства лидеров мирового автопрома выглядели сдержанно, едва ли не скучно. Зато китайские компании действительно «зажигали».
Прежде всего впечатление произвел внешний вид их машин. Помнится, в 2015 году на Шанхайском автосалоне трудно было отделаться от ощущения вторичности моделей из КНР, подражания чужому стилю. Сейчас же китайцы создали весьма удачный оригинальный дизайн, который никак нельзя назвать копией.
Объясняется это тем, что в последние годы китайским компаниям удалось переманить к себе многих известных западных специалистов. Например, шеф-дизайнером Great Wall Motor сейчас работает Фил Симмонс, за плечами у которого десятилетний опыт в Jaguar Land Rover. Кевин Райс, выходец из Mazda, теперь отвечает за внешний вид автомобилей Exeed. Штефан Зиллаф, прежде трудившийся в студиях Audi, Mercedes-Benz, Volkswagen и Bentley, решает, как будут выглядеть машины Geely Auto Group. Бывший шеф-дизайнер Rolls-Roycе Джайлс Тейлор придумывает облик моделей Hongqi. Наблюдатели говорят о парадоксе: вроде бы зарегулированный государством автопром КНР становится территорией свободы для западных дизайнеров, которые у себя на родине вынуждены следовать корпоративным брендбукам. В Китае же полет их мысли ничем не ограничивают и вдобавок выплачивают солидные гонорары.
Результат такой коллаборации можно было видеть на выставочных стендах. Взять, к примеру, новый бренд iСar, под которым материнская компания Chery намерена выпускать модные эксцентричные автомобили. Низкий спорткар iCar GT с поднимающимися дверями и эффектной Т-образной оптикой спереди собрал вокруг себя целую толпу любопытных. А новый стильный электрический седан Хpеng P7i и купеобразный кроссовер G6 с интересной покатой крышей получили самые положительные отзывы посетителей — китайский бренд Xpeng в 2014 году основали топ-менеджеры IT-компаний Alibaba и Xiaomi в сотрудничестве с выходцами из концерна GAC.
Впрочем, китайские модели были хороши не только внешне. Свою зрелость продемонстрировали и инженерные решения локальных производителей. Так, в построенном на новой платформе премиальном электрокаре Nio ES6 особое внимание привлекла оригинальная пневмоподвеска с адаптивными амортизаторами и система автономного вождения, учитывающая показания более чем 30 датчиков, среди которых есть лидар, способный отслеживать дорожную ситуацию в радиусе 500 метров.
Электрическое напряжение
Наиболее острая конкурентная борьба развернулась вокруг автомобилей на батарейках. Многие страны в последнее время делают громкие заявления о курсе на электрическую мобильность, но первое место здесь уверенно держит Китай. По данным аналитической компании Canalys, в целом мировые продажи электромобилей в 2022 году выросли на 55%, до 10,1 млн единиц. Из этого объема 59% пришлось на Китай, где в прошлом году было произведено и реализовано 5,9 млн электрокаров.
КНР постепенно повышает продажи электромобилей и на своем домашнем рынке, делая потребителям выгодные предложения. Например, в канун открытия SIAE 2023 в стране начались официальные продажи нового электрического хэтчбека BYD Seagull, который предлагается в автосалонах по цене около 11 тыс. долларов, в то время как, например, популярный электрокар bZ4X японской марки Toyota сейчас стоит более 25 тыс. «В течение ближайшего десятилетия в Китае будут массово продаваться электрические кроссоверы с запасом хода от 400 километров по розничной цене 7500 долларов. Для сравнения: главный хит продаж марки Tesla — электрическая Model Y — сейчас имеет запас хода в 545 километров, но ее стоимость составляет около 40 тысяч долларов», — комментирует ситуацию авторитетное международное издание Automotive News.
Китайские автопроизводители намерены насытить рынок электрокарами по весьма привлекательной цене. В частности, за счет создания новых субкомпактных городских электрических машинок. Например, Changan выкатил на свой стенд малютку Lumin с электродвигателем мощностью в 41 лошадиную силу и запасом хода в 301 километр; розничную цену такого «малыша» обещают на уровне всего 7000 долларов. Свой вклад в развитие этого направления сделала и Geely, представив суббренд компактных электрокаров Geome с широким выбором расцветки и веселой отделкой салона. Большое впечатление произвел стенд FAW, где были выставлены новые компактные электромобили со стильной отделкой, напоминающей алюминиевые листы с крупными заклепками, или в виде кабриолета в броском фиолетовом цвете. Планируемая розничная цена этих новинок также не превышает 10 тыс. долларов.
Было на SIAE 2023 много электрических спорткаров, кроссоверов, седанов. Так, бренд Exeed сорвал аплодисменты, продемонстрировав люксовый пятиметровый электрический седан Sterra ES, который отличается не только респектабельным внешним видом, но и внушительной динамикой разгона за три секунды до 100 километров в час и солидным запасом хода в 700 километров.
Выход на международный уровень
С ростом объемов производства растут и амбиции китайского автопрома в отношении международных рынков. Долгое время экспорт автомобилей из Китая не превышал 0,5 млн штук в год. Однако в последние четыре года он резко увеличился: по итогам прошлого года поставки китайских машин за рубеж превысили 3,1 млн единиц. КНР заняла второе место по глобальному экспорту автомобилей, обогнав Германию, США, Южную Корею и уступая лишь Японии. Пока западные страны под предлогом необходимых сертификаций умело защищают свои внутренние рынки от наплыва машины из Поднебесной, но в странах Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока их охотно закупают. В последнее время выросли и поставки китайских машин в Россию: в текущем году их доля составила порядка 45% всего авторынка.
Принимая во внимание риск наложения вторичных западных санкций, к нам рвутся далеко не все автомобильные компании КНР. Однако есть и такие, которые публично называют российский рынок стратегически важным. Например, в Шанхае об этом говорили представители бренда Omoda (входит в корпорацию Chery Group). На выставке был показан новый электромобиль Omoda C5 EV, поставки которого в Россию начнутся в ближайшие месяцы. Планируется также экспортировать новый седан Omoda S5 и «горячую» версию этой модели — Omoda S5 GT. В долгосрочной перспективе модельный ряд бренда предполагается расширить компактным кроссовером C3 и крупным флагманским кроссовером C7.
Помимо Omoda корпорация Chery International планирует начать в России продажу еще одного бренда — Jaecoo. На SIAE 2023 можно было увидеть модели кроссоверов Jaecoo 7 и 9, которые уже в этом году приедут в наши дилерские центры. В перспективе в линейке появится также компактный кроссовер Jaecoo 5. На специальной конференции президент Chery International Чжан Гуйбин заявил, что развитие брендов Omoda и Jaecoo, в том числе для российского рынка, знаменует собой важный тренд в современной мировой промышленности, связанной с индивидуализацией и персонификацией модельного ряда ведущих компаний. Omoda и Jaecoo с их броским дизайном ориентированы на потребителей с активной жизненной позицией, которые хотят быть заметными. По словам Чжан Гуйбина, только по брендам Omoda и Jaecoo компания планирует выйти к 2030 году на уровень продаж в 1,4 млн единиц.
Что касается других новинок, то стоит обратить внимание на большой кроссовер марки Chery Tiggo 9, который вскоре ждут на российском рынке. Бренд Exeed представил в Шанхае модели нового семейства Exlantix, официально заявив, что электрический внедорожник Exlantix E0Y длиной около пяти метров и шириной почти два метра с суммарной мощностью двух электромоторов 480 лошадиных сил приедет в наши автосалоны в следующем году. На стенде Haval можно было увидеть модель Dargo второго поколения, которая в будущем тоже, вероятно, появится в России. FAW, со своей стороны, выставил обновленный флагманский кроссовер Bestune T99, продажи которого были официально начаты в России в канун открытия выставки. «Внедорожный» бренд Tank (принадлежит концерну Great Wall) продемонстрировал в Шанхае новую модель с индексом 400, которой также прочат большое будущее на нашем рынке. «Качество автомобилей из КНР растет, в последнее время у нас практически нет претензий к надежности их конструкции, — рассказал “Эксперту” в кулуарах выставки представитель российского автодилерского холдинга. — Китайцы выбрали стратегию доведения ключевых технологий до совершенства, и сейчас их компоненты даже надежнее, чем детали европейских брендов. Не секрет, что многие крупные западные автомобильные компании долгое время стремились зарабатывать на постпродажном обслуживании машин, намеренно допуская ранний износ ключевых агрегатов. Китайские же производители не практикуют такой подход — они стремятся делать автомобили максимально надежными, чтобы улучшить свою репутацию среди потребителей».
Москва — Шанхай