ТОП 10 лучших статей российской прессы за Апрель 24, 2025
С мирными намерениями
Автор: Виталий Цепляев. Аргументы и Факты Москва
«Наши отцы и деды понимали, что без развития в настоящем, каким бы ужасным это настоящее ни было во время войны, успешного будущего у страны не будет», — говорит писатель, историк, главный редактор проекта «Россия — моя история» Александр Мясников.
На женских плечах
Виталий Цепляев, aif.ru: Александр Леонидович, объясните такой феномен: почти четыре года шла война, равной которой не знала история, и при этом наша страна не только сражалась, но и строила, творила, созидала для мирной жизни. К примеру, даже когда немцы в декабре 1941-го стояли под Москвой, в столице продолжили прокладывать третью очередь метро, а в 1943-м её запустили. В апреле 1942-го открылся Московский монетный двор... Чем это можно объяснить — пониманием, что нельзя жить только войной, что нужно думать и о том, что будет после неё?
Александр Мясников: Безусловно. Если мы посмотрим, сколько всего создали за время войны в интересах обычной гражданской жизни, то увидим потрясающие цифры. В 1941–1945 годах в СССР построили или восстановили 8400 школ, больниц и поликлиник. По нарастающей шло строительство жилья. За годы войны было создано 3500 металлургических, трубопрокатных, машиностроительных заводов... В том числе Ульяновский и Уральский автозаводы, Владимирский и Алтайский тракторные и т. д.
За этим стоял героический труд, причём в основном женский. Почти всё, что было построено в годы войны, построено руками женщин, которые заменили ушедших на фронт мужчин. В том же Метрострое они составляли более 70% работников. Тысячи километров железных дорог — в том числе к новым заводам — прокладывали женщины. Они же восстанавливали шахты Донбасса, поднимали сельское хозяйство, занимались лесопосадками...
— Без заводов, шахт и дорог экономику было не поднять. Но усилия тратили не только на это. В июле 1941-го немецкая бомба разрушила здание Вахтанговского театра в Москве. И уже осенью театр начали восстанавливать. Казалось бы, враг на подступах к городу, время ли думать о высоком? Однако ведь думали. Стремились сохранить в себе человеческое даже в нечеловеческих условиях!
— Музы не должны были молчать даже во время войны — так считали в те дни. Вдумайтесь: за четыре года Великой Отечественной было проведено 1,4 миллиона концертов. Сотни творческих бригад — от артистов цирка до классических музыкантов — колесили по фронтам. В 1942-м в блокадном Ленинграде основали будущий драмтеатр им. Комиссаржевской. Эвакуированные на Урал и в Сибирь столичные театры тоже не просто пережидали военное лихолетье — продолжали делать постановки, создавали на новом месте балетные и драматические школы, которые по сей день остаются лучшими в стране.
— Искусство, конечно, поднимало дух и бойцов, и тружеников тыла. Но вот когда в 1943-м при Совнаркоме создавали Комитет по делам архитектуры или когда в столице в 1944-м начинали подготовку к празднованию 800-летия Москвы — это вроде бы прямого отношения к обороне не имело. Но, видимо, имело отношение к чему-то другому, не менее важному?
— Конечно. Так же как и развитие сферы образования. Даже в блокадном Ленинграде работали вузы, школы, ясли. В 1943‑м в СССР создаётся Академия педагогических наук. В школах вводится новый предмет — логика. В 1944 году возвращается пятибалльная система оценок, опрометчиво отменённая после революции. Возвращается аттестат зрелости после 10-го класса. Для детей, потерявших родителей, создаётся система суворовских училищ. Всем этим мы пользуемся до сих пор. Казалось бы, подходящее время было для образовательных реформ? Да, подходящее. Нужно было исправлять перекосы первых постреволюционных лет, выводить отечественное образование на новую траекторию, потому что без этого не могло быть развития. А о развитии не забывали даже в самые трудные годы.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.