Правительство объявило о временном запрете на вывоз за рубеж риса и рисовой крупы. В постановлении сообщается, что решение принято для поддержания стабильности на внутреннем рынке — чтобы товар с магазинных полок не уплыл и цены вели себя по-божески. Запрет не касается лишь стран ЕАЭС, а также Абхазии и Южной Осетии.
Однако сегодня из страны можно беспрепятственно вывозить гречку, хотя деловая пресса сообщает о повышении оптовой стоимости гречневой крупы. Причину подорожания эксперты объясняют именно ростом экспорта. Как сообщает Институт конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), производство гречки в нашей стране с начала сентября 2022 года по май 2023-го выросло почти на 7%, но за тот же срок Россия экспортировала 262 тысячи тонн гречихи и гречки, что на 17% больше прошлогоднего. Среди крупнейших покупателей нашей крупы остаются Узбекистан, Азербайджан, Таджикистан, Молдавия и Грузия. А после запрета на ввоз российского риса эти страны наверняка постараются компенсировать рисовый импорт гречневым. Но ведь и в нашей стране эти два вида круп считаются самыми ходовыми — «народными продуктами питания».
В эту же группу основных для большинства населения продовольственных товаров можно смело включать мясо птицы и свинину — самые дешевые мясные продукты. Но в Красноярском крае летом цены на курятину уже выросли на 14%, в Алтайском крае — на 16%. В среднем по стране, по данным Росстата, розничные цены на куриное мясо (белок для небогатого гражданина!) с декабря выросли на 11,42% — до 196,93 рубля за 1 кг. То есть рост цен на курятину больнее ударит именно по большинству жителей России.
Следом начинает дорожать индюшатина. Крупный производитель мяса «Черкизово» объявил, что с 4 сентября планирует повысить цены на такую продукцию под своими брендами и собственными торговыми сетями в среднем на 6,5%. Необходимость этой меры объясняют уходом из России производителей запчастей и оборудования. Также на 19% выросла цена инкубационных яиц, на 10% — логистики, на 20% — упаковки. Еще в первом квартале на 19% увеличились расходы на персонал из-за растущей в стране конкуренции за работников, и не только высококвалифицированных.
Другие производители индюшачьего мяса отмечают, что темпы роста потребления индейки в России в дальнейшем вряд ли будут превышать 3-5% в год из-за ограниченного повышения доходов населения. То есть у россиян денег не хватит на диетический продукт.
Дорожает и товарная свинина. По данным агентства AD Libitum, на оптовом рынке стоимость живых свиней и основных отрубов на первой августовской неделе достигла рекордных показателей за последние восемь лет, то есть за всю историю подобных наблюдений. В опте товарная свинина выросла в цене на 7% — до 148 рублей за 1 кг. Это на 20% дороже, чем было год назад. Лопатка за тот же год подорожала на 50% — до 308 рублей, шея — на 40% — до 500 рублей, грудинка — на 39% — до 215 рублей, окорок — на 37% — до 316 рублей, карбонад — на 28% — до 322 рублей... Естественно, оптовые цены быстро сказываются на розничных.
А ведь доходы российского населения — реальные, скорректированные на инфляцию — в первом полугодии выросли лишь на 3,9%. За прошлый, 2022 год Росстат зафиксировал снижение реальных доходов населения на 1,5%. Неудивительно, что, по данным Центра исследований гражданского общества Высшей школы экономики, каждый шестой житель России в 2022 году испытывал нехватку средств на покупку продуктов или одежды и обуви.
Кстати, прошлой весной, когда тревожные ожидания по поводу неизбежно грядущей инфляции в обществе только начинали расти, эксперты канала «ПродуктМедиа» подсчитали, во сколько обойдется так называемый набор для выживания. Для расчетов они взяли самые дешевые позиции в продовольственных категориях на примере сети бюджетных супермаркетов «Пятерочка». В набор включили плавленый сырный продукт, майонезный соус, чай, сосиски, хлеб, растворимую лапшу. Тогда такой малоаппетитный минимальный набор можно было купить за 85 рублей. А в августе эксперты канала вернулись к тем же расчетам и выяснили: теперь за него придется выложить 105-110 рублей.
Причем не берите во внимание компоненты данного конкретного набора — они могли быть совершенно иными, выбранными экспертами из других самых дешевых продуктов на прилавке данного супермаркета. Главным в этом эксперименте было сравнение итоговой суммы, затраченной год назад и нынче. Оно оказалось совсем не в пользу покупателя. Почему?
Например, почему дорожает гречка? Бывший замминистра сельского хозяйства Леонид Холод основной причиной называет ажиотажный спрос со стороны населения. «Гречка в себе несет все тяготы настроения народа. Как только он о чем-нибудь начинает тревожно думать, так мгновенно возникает потребность идти и покупать почему-то именно эту крупу», — констатирует Холод на поэтичной ноте. Как там в знаменитом кинофильме «Москва слезам не верит» один из героев говорил? «Стабильности нет!» А где ее взять, если сегодня у торговли широчайший выбор потенциальных поставщиков того или иного продукта со всего мира, а завтра по каким-то причинам его могут уполовинить, а то и пуще того — возвести барьеры с той и с другой стороны.
Известно, что на такие случаи в закромах Росрезерва хранится огромное количество «народной крупы», давно причисленной к стратегическим запасам. Однако никто не знает оснований и условий, по которым можно распечатать эти закрома. В результате деловая пресса сообщает о грядущем подорожании гречки, а Минсельхоз на голубом глазу заявляет, что ценовая ситуация на рынке круп стабильна. Кто из них угадает точнее, покажет ближайшее будущее. Но если ошибутся не журналисты, а ведомство, расплачиваться будет население. Ибо случаи, когда взлетевшие по любым причинам цены на какое-нибудь продовольствие возвращались к прежним уровням, можно пересчитать по пальцам одной руки.
Почему у нас дорожает и будет дорожать свинина, ответ известен: мясо уходит за рубеж. Как сообщил подведомственный Минсельхозу «Агроэкспорт», за первые шесть месяцев текущего года Россия отправила на зарубежные рынки более 74 тысяч тонн свинины и субпродуктов, что на 57% больше аналогичного периода года предыдущего. Экспортная выручка в годовом выражении увеличилась на 86%. Национальный союз свиноводов прогнозирует: при сохранении текущих тенденций уже в 2023 году российский экспорт может достичь 220-230 тысяч тонн (это 500 млн долларов). «Такой объем станет рекордным и позволит разгрузить внутренний рынок», — заявляет гендиректор Национального союза свиноводов Юрий Ковалев. Такой прогноз бодрит, но не радует.
Производство свинины в России было одним из редких примеров успешного импортозамещения. До середины 2010-х наша страна была одним из крупнейших импортеров свинины в мире. Но если в 2010 году к нам в страну завозили 633 тысячи тонн, то в 2022 году — только 17 тысяч — и это при установленных государством квотах на беспошлинный завоз 100 тысяч тонн. Ускоренное развитие отрасли с опорой на отечественные породы животных превратило Россию в одного из крупнейших экспортеров свинины, теперь она входит в мировой топ-10. И если в прошлом году экспорт вырос на 18%, до 146 тысяч тонн, то в 2023 году обещает побить все мыслимые рекорды, он вырастет на все 40%.
Причем это заслуга не животноводов, а Центрального банка России, уронившего российский рубль. Только с начала 2023 года доллар вырос более чем на 24 рубля. Себестоимость свинины (в долларах) резко упала, прибыльность экспорта взлетела к небесам. А производители работают ради прибыли и продают туда, где выгоднее. Ситуацию могут поправить экспортные пошлины — их повышение снизит вывоз продукта из страны. Однако в случае со свининой такой механизм не применяется.
Дешевый рубль начал отражаться и на рыбном столе россиян. Дальневосточные рыбаки сообщают о росте экспорта продукции с Камчатки и Чукотки в 3,5 раза. Товар в основном поставляют в 13 стран, основной поток идет в КНР, Корею и Японию. Лидером по закупкам остается Китай. С начала 2023 года туда уже ушло 514 с лишним тонн рыбы и морепродуктов из Приморья — экспорт вырос в 2,7 раза по сравнению с прошлогодними данными.
А в это время
Зато в нашей стране, по данным экспертов «Рыбного союза», есть падение потребления, поскольку производители, как витиевато сформулировано, «зажаты потолком покупательной способности населения». Если в прошлые времена, по отчету Росстата, потребление рыбы и рыбопродуктов находились на уровне 22 кг на человека в год (медицинская норма), то ныне оно снизилось на четверть. Причина на поверхности: у страны дюжины морей доступными по ценам остались, по сути, сельдь да камбала. Остальное — только для праздничного стола. Деликатес! За пять лет (2018-2022) цена килограмма рыбы в среднем выросла на треть (данные Восточного центра государственного планирования). Больше всего рыба подорожала на Урале — плюс 43%. А рыбные консервы, которые всегда были палочкой-выручалочкой голодных студентов, догнали по стоимости свиную тушенку и наступают на пятки говяжьей...