Инициативы по расширению протекционизма в госзаказе, набравшие популярность на фоне «коронавирусного» спада в экономике, пока свелись к точечной поддержке импортозамещения лишь в электронной промышленности. Проект об ограничениях допуска иностранных компаний на рынок электроники подготовлен Минпромторгом — и продолжает логику правительственного плана восстановления экономики. Документ предполагает окончательное закрепление приоритета российской электроники в госзаказе лишь к 2023 году — вероятно, правительство рассчитывает, что к тому времени появится возможность оценить эффект принятых мер, кроме того, ограничения на инвестимпорт могут снизить темпы инвестиций. Собеседники “Ъ” в Белом доме отмечают, что расширения номенклатуры «запретов на импорт» в ближайшее время не планируется.
“Ъ” ознакомился с проектом Минпромторга, финализирующим новую попытку промышленного лобби поддержать российское производство за счет расширенного госзаказа. Работа промышленного блока правительства в этом направлении включала в себя пакеты поправок к законам о закупках государства (ФЗ-44) и госкомпаний (ФЗ-223) — о введении обязательной доли закупок у российских поставщиков в зависимости от отрасли. При этом, как и предполагал “Ъ”, де-факто правительство Михаила Мишустина, исходя из потребностей экономики и возможностей местных предприятий, намерено ограничить применение инструмента фактически одной отраслью — электронной промышленностью, что источники “Ъ” объясняют накопленным ею потенциалом (см. “Ъ” от 5 июня).
Подготовленный Минпромторгом проект поправок к постановлению правительства о стимулировании производства радиоэлектронной продукции расширяет перечень российских производителей, попадающих под преференции при закупках государства по ФЗ-44.
Документ направлен на согласование в Минфин, Минэкономики, ФАС и Федеральное казначейство — в ведомствах “Ъ” подтвердили получение проекта. В Минэкономики на запрос о позиции по проекту отметили, что практика введения запретов не вызывает сложности при обеспечении госнужд и не устраняет конкуренцию на торгах, но стимулирует инвестиции в локализацию производств в РФ. Позиции остальных ведомств пока не готовы.
По проекту, с которым ознакомился “Ъ”, ограничения и запреты закупок иностранной электронной продукции предполагается вводить по перечню Минпромторга — в нем сейчас семь позиций в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), в том числе компьютерное, электронное и оптическое оборудование, бытовые электроприборы и осветительные приборы.
В Минпромторге отмечают, что российские производители в зависимости от конкретной отрасли готовы обеспечить до 100% потребности госзаказчиков.
«Для отраслей, где производство недостаточно налажено для обеспечения полного покрытия спроса, будет действовать правило "второй лишний", допускающее участие иностранного оборудования при отсутствии отечественного. Перечень таких отраслей будет оперативно регулироваться Минпромторгом»,— добавили в ведомстве.
В действующей редакции для продукции, попадающей под ограничения, применяется более гибкая альтернатива «второго лишнего» — «третий лишний». Механизм предусматривает отказ от заявки иностранного поставщика при наличии как минимум двух российских, соответствующих требованиям ФЗ-44. «Мы, по сути, переходим к более жесткому регулированию в виде запретов на приобретение иностранных аналогов. Таким образом, мы последовательно идем по пути поддержки российского производителя — как в области радиоэлектроники, так и в других отраслях промышленности»,— пояснили “Ъ” в аппарате промышленного вице-премьера Юрия Борисова.
Всего на такие закупки, по данным мониторинга закупок Минфина, в 2019 году пришлось 260 млрд руб. из 8,3 трлн руб. годового госзаказа. Актуальная версия плана восстановления национальной экономики предполагает, что поддержка импортозамещения будет расширена в ближайшие два года до 1 трлн руб. вместо предусмотренных ранее 0,7 трлн руб.— де-факто, несмотря на масштабные поправки к ФЗ-44 и ФЗ-223 о праве правительства вводить отраслевые квоты на закупки импорта, пока речь идет об одной отрасли и совокупном дополнительном объеме закупок ее продукции не более чем в 2% госзаказа. Это можно считать точечными мерами поддержки — как поясняют “Ъ” источники в Белом доме, протекционистские идеи должны способствовать именно развитию рынка электроники и радиоэлектроники, дальнейших планов по расширению номенклатуры запретов пока нет.
Расширение протекционистских инициатив, вероятно, будет прямо зависеть от результатов, которые сможет продемонстрировать Минпромторг в насыщении госсектора отечественной электроникой.
При этом и окончательную фиксацию приоритета поставок российской электронной продукции проект относит на 2023 год: в случае возникновения проблем с реализацией «электронного» протекционизма они легко могут быть пересмотрены или отложены. При этом немаловажно и то, что резкое расширение ограничений неизбежно будет сокращать объемы инвестиционного импорта и, видимо, ограничивать темпы инвестиций, что в посткризисном восстановлении было бы отдельной проблемой.
Отметим, что в Белом доме обсуждают не только бюджетную поддержку развития радиоэлектронной промышленности. Последняя инициатива Минпромторга, например, предполагает поправки к распоряжению правительства о стимулировании со стороны государства экспорта такой российской продукции (письмо направлено в Белый дом 8 июня), включая поддержку со стороны Российского экспортного центра. В Минэкономики “Ъ” сообщили, что сами были инициаторами проектируемых поправок. Позицию по этому вопросу заместитель главы Минпромторга Василий Осьмаков озвучил вчера на дискуссии в Совете федерации, указав на необходимость сонаправленных действий по поддержке импортозамещения и экспортного потенциала нацпроизводителей. «Зачастую наши производители, предприятия продолжат до последнего бороться за госзаказ, чем выходить на внешние рынки. С точки зрения удельного экспорта в ВВП на 60–70-м местах в мире»,— отметил господин Осьмаков.