— Ольга, 21 сентября на экраны выйдет романтическая комедия «Я богиня», ваш режиссерский дебют в полнометражном кино. Будете сидеть на премьере в зале и смотреть за реакцией зрителей?
— Конечно, но, признаюсь, мне будет страшновато. Я стану думать: «Ой, надо было брать другой дубль, а вот тут нужно было переснять». Это такой бесконечный процесс для автора, который все время недоволен своим произведением. Мне вообще тяжело смотреть на свою работу со стороны — и как актрисе, и как режиссеру. Всегда нахожу то, что можно было сделать лучше. Я сама себе самый строгий критик.
Мне кажется, «Я богиня» — вдохновляющее кино. Надеюсь, что история многим будет близка. Хотелось зарядить людей на что-то хорошее. На силу, на уверенность В общем, я с большим интересом жду, когда наше детище увидит свет и как отзовется в сердцах зрителей.
— В одном интервью вы сказали, что сценарий писался три года…
— Да, именно столько времени прошло с рождения идеи до начала съемок. Моим соавтором был Александр Собичевский. Мы написали 16 вариантов сценария. Постоянно его переписывали и доводили до ума. Но в эти три года я, конечно, отвлекалась на другие дела: снялась в главных ролях в нескольких проектах и родила дочку.
— О чем же фильм «Я богиня»?
— Это история о наивной, скромной учительнице Лене, которая в одночасье лишается и работы, и мужа. Подруга приводит ее на тренинг «Как стать богиней». И наша героиня со свойственным ей усердием начинает себя «перекраивать» и превращаться в настоящую альфа-самку. Она разводит мужчин на деньги, и все это обрастает чередой нелепых, смешных, страшных и часто опасных ситуаций. Но в итоге Лена приходит к освобождению и понимает, что жить надо не чьим-то умом, слушать не маму, папу, коллег, учителей, тренеров, подруг, а только себя. Посыл нашего фильма: никто не знает, как тебе жить, кроме тебя.
— Как появилась идея снять фильм на такую тему?
— Когда я училась на режиссера, у нас был огромный блок документального кино. Мы целый год снимали фильмы о реальных людях. И я выбрала тему «Женские тренинги». Для этого везде ходила, участвовала, вербовалась. Чего я только не увидела! Были совершенно жуткие тренинги, не верилось, что такое может происходить в реальности. Женщин там убеждали, что мужчина — это лишь источник денег, за богатыми нужно охотиться, а любовь придумали те, кто?не хотят платить женщинам. И когда я сняла свой документальный фильм, мои мастера курса, Борис Хлебников и Алексей Попогребский, сказали, что тема интересная. Было бы классно написать сценарий и снять художественную картину. Вот так и появилась идея. «Я богиня» — мой авторский фильм. От идеи, сценария до воплощения.
— Саша Бортич сыграла главную роль. А себя в качестве героини вы не рассматривали?
— Нет. Для меня здесь важна была режиссура. Я сыграла подругу главной героини, но это скорее была вынужденная история, чем мое желание сниматься у себя в кино. На главную роль мне требовался другой типаж героини. Мы с Сашей Собичевским и продюсером Борисом Хлебниковым скрупулезно подходили к поиску актрисы — искали ту, которая сможет полноценно прочувствовать, про что эта история. Которая будет не играть роль, а заговорит языком этого сценария. Пробы шли почти год. Когда я уже отчаялась, Хлебников, сказал: «Надо звать Бортич на пробы». Саша пришла, и с первой сцены стало понятно: вот она, моя героиня. Она смогла так оживить этот сценарий! Столько юмора, легкости, импровизации принесла. Саша прекрасно, на 300 процентов справилась со своей ролью. Она даже лучше сыграла, чем это было написано в сценарии.
— Все актеры у вас проходили кастинг или кого-то брали без проб?
— Пробы проходили все. Мой соавтор Саша пишет очень живо и необычно. Актер должен понимать наш юмор, чтобы правильно существовать в кадре. Поэтому нужно было смотреть, как человек произносит этот текст, получается ли у него достоверно, смешно, точно. Пробы были очень долгие, муторные, кто-то приходил по пять раз. Но в итоге, мне кажется, кастинг удался. В моем фильме играют и непрофессиональные актеры! Например, роль возлюбленного главной героини исполнил мой друг и однокурсник по режиссуре Сергей Ильин. До этого у него не было опыта съемок в кино. Он был прототипом этого персонажа, мы буквально писали с него сценарий. Когда стали искать актера на эту роль, нам никто не подходил. Решили попробовать его самого.
— Как он отреагировал на ваше предложение?
— Когда прочитал сценарий, сказал: «А почему вы на эту роль меня позвали, это же вообще не я?» Мы с Сашей Собичевским посмеялись: человек не понимал, что это как раз про него, не видел своих черт. Но Сергей очень классно сыграл, не хуже, чем профессиональные актеры. Считаю, у нас родилась новая звезда.
— Ольга, вы начинающий режиссер. Легко ли шли на кастинг известные актеры? Могли же быть сомнения, что может не получиться…
— Во-первых, все читали сценарий, видели, что история классно написана. Во-вторых, актеры приходили на пробы и в какой-то степени пробовали меня как режиссера, то есть видели, как я работаю, чего хочу, нет ли у меня какого-то самодурства. Пробы — это обоюдный процесс присматривания друг к другу. Со всеми актерами я чувствую себя наравне, не ставлю себя выше. Мы делали одно общее дело: я сидела на плейбэке, помогала, а они были в кадре и прекрасно работали. Борис Хлебников говорит, что работа с актером заканчивается на кастинге. Именно на пробах ты должен определить того, кто будет у тебя играть. И дальше можно с ним вообще ничего не делать, просто чуть-чуть направлять, и все.
— Какая была атмосфера на площадке?
— Было очень классно, легко, весело, все поддерживали друг друга, часто смеялись. Конечно, случались и трудности, и бешеная выработка, и сложные сцены, когда нам было совсем не до смеха. Но мы все: группа, актеры, продюсеры, операторы — верили в этот проект и работали очень слаженно. Нас заряжало чувство, что мы делаем классное кино.
— Когда съемки закончились, какие были ощущения? Было ли вам грустно прощаться с командой?
— Я помню только усталость. Мы шесть месяцев работали без выходных. Съемки шли в Петербурге, а моя семья осталась в Москве, я почти их не видела. Это мой первый фильм, поэтому я сильно переживала. Я по натуре своей человек тревожный. Мне все время кажется, что что-то не получится, что надо сделать больше, нужна подстраховка. Ну, опыта же нет. Конечно, мне помогали. Но эти страхи меня буквально съедали. Я иногда даже спать не могла. Это было, конечно, очень тяжело. И когда закончились съемки, я чувствовала себя как выжатый лимон. А потом начался монтаж фильма. Я смотрела и думала: «Боже, я всех подвела, все испортила, как мне это показать своему соавтору, который три года своей жизни потратил на сценарий». Такой вот я человек, все пропускаю через себя. Но сейчас я довольна фильмом, я его люблю и горжусь. Мои нервные клетки того стоили. (Улыбается.)
— Многие актеры, которые стали снимать свое кино в качестве сценаристов и режиссеров, говорят, что создавать фильм целиком гораздо интереснее, чем играть по чьей-то команде. И многие уже не хотят сниматься у других режиссеров. Как это происходит у вас? Можно ли сказать, что артистку Дибцеву мы потеряли?
— Не дождетесь. (Смеется.) Я очень люблю актерскую профессию, она соответствует моей энергетике. Не хочу от нее отказываться, у меня это хорошо получается. Но и планирую снимать свое кино. Буду стараться все совмещать.
— В одном интервью вы сказали, что еще мечтаете выучиться на психолога и помогать людям…
— Психология очень сильно изменила мою жизнь, раскрыла совершенно другой мир. В детстве я мечтала быть волшебницей, чтобы с помощью волшебной палочки все преображалось. А оказывается, психология это и дает: махнул какой-то своей палочкой, внутри покопался, и хоп — у тебя сбывается то, о чем ты мечтала. Удивительно, как это работает. Я посещала много разных психологических тренингов, проходила групповую терапию. В общей сложности посвятила самосовершенствованию 12 лет. Главный посыл, который я вынесла: если что-то в себе изменишь, то изменится и твоя жизнь. Не когда ты меняешь что-то или кого-то вокруг, а именно когда меняешь себя. Кстати, психология помогает мне и в режиссуре, и в сценарном деле. Я очень точно понимаю причинно-следственные связи в поступках людей. А что касается учиться на психолога… Сейчас немного другой период. Но посмотрим, что будет дальше.
— Как вы заинтересовались психологией?
— Через кризис, через свою собственную трудность, которую я не могла самостоятельно преодолеть. Я зашла в какой-то внутренний тупик. Когда кажется, что ты испытываешь невыносимые страдания и так, как раньше, жить уже не можешь, нужно что-то менять. Психолог раскрыла мне глаза, и я увидела совершенно другой мир. Я до сих пор хожу на терапию каждую неделю.
— У вас был опыт общения с актерским коучем?
— Нет. Мне повезло встретить классных режиссеров. После многолетней работы с Борисом Хлебниковым я сама научилась все делать. Сама себе коуч: глубоко чувствую, понимаю, разбираю и роли, и сценарии. Мне второй человек уже не нужен.
— У вас интересный путь: учились в Питере на графического дизайнера, ушли из института, приехали в Москву и с первого раза поступили в ГИТИС на актерский. А потом пошли учиться на режиссера. Как вам это все удалось?
— Я с детства с утра до вечера смотрела кабельное телевидение, знала многие фильмы наизусть: «Терминатор», «Крепкий орешек», «Крестный отец». Мечтала о кино. Но мне тогда казалось, что это не может сбыться. Равносильно тому, чтобы мечтать стать президентом. В школе я училась плохо, и мне родители говорили, что с такими оценками я буду только дворником или продавщицей. Но тут вмешалась судьба. Я училась на дизайнера, меня оттуда выгнали. Друзья посоветовали попробовать поступить в театральный институт, они видели во мне актерское начало. Меня посмотрели педагоги и сказали: «Слушай, ну ты молодец, ты классная, попробуй в Москве». Я их послушала, поехала в столицу и стала поступать во все известные московские театральные вузы. И меня взяли в ГИТИС. Моя фишка — это сочетание яркой внешности и комедийного дара. И это всех цепляло. У меня и программа была комедийная. То есть тут, как и везде, нужно найти свою уникальность.
Потом я начала сниматься. Очень много работала, практически без выходных. Мне хотелось всего и побольше. Я жадная до работы. А в 2015 году у меня случился личностный кризис. Произошла переоценка ценностей. Я поняла, что, у какого бы режиссера я ни снялась, что бы ни сделала, по сути, я занимаюсь одним и тем же — транслирую чужой замысел. Мне захотелось чего-то большего, чем быть просто исполнителем. И я решила, что должна сама созидать. Сняла короткий метр «Добрый день» с Александром Палем в главной роли. Мне просто захотелось попробовать: смогу ли я? А у меня получилось. С этой картиной я даже была на Каннском фестивале, и меня отметили наградами. И мне стали говорить: «Тебе надо заняться режиссурой!» Я всегда думала, что режиссеры — это какие-то небожители. И я не верила в себя. Но маленькими шажочками через все свои страхи я шла к тому, чтобы получилось. Поступила на режиссерские двухгодичные курсы в Московскую школу кино. Было трудно, но интересно. Учеба разделила мою жизнь на до и после: ты становишься другим человеком, по-другому смотришь на вещи, на людей, на жизнь в принципе. Сейчас бы я, даже если бы мне миллион долларов заплатили, никуда бы не пошла, так было трудно. Но, конечно, это того стоит.
— Что о вашем желании посвятить себя искусству думали ваши родители?
— Мама была уверена, что я поехала в Москву тусоваться и ни в какой ГИТИС не поступила. И только через полгода, когда я уже училась, она приехала на мой первый экзамен и увидела меня на сцене. Вот тогда поверила. У меня всегда были сложные отношения с родителями. Они у меня питерская интеллигенция: мама — кандидат наук, папа — заслуженный архитектор. И между нами всегда была пропасть. Я родилась совершенно другим человеком, свободолюбивым, непокорным. Были 90-е, мы жили на окраине Питера, в нашем подъезде торговали наркотиками. Родители боялись, что я попаду в дурную компанию и пойду по кривой дорожке. А я была девчонка яркая, мне хотелось творить, проявлять себя, нарушать правила. Родители меня всячески пытались уберечь, запрещали слушать радио, смотреть телевизор, гулять на улице. А когда у меня начался переходный возраст, они просто не знали, что со мной делать. Да, я, конечно, доставила им очень много разных проблем. Но сейчас они мной гордятся.
— Как вы воспринимаете критику?
— Я особо уже никого не слушаю. Раньше очень болезненно реагировала на критику своей внешности, работы, себя в целом. Меня это парализовало и не давало идти дальше. Но долгая психотерапия дала свои плоды, и я стала практически независима от чужого мнения. Сейчас главный мой критик — это я сама.
— Интересно, на что вы потратили свой первый гонорар?
— Не помню, суммы были совсем маленькие, наверное на еду. (Смеется.) Но я помню свою первую роль. Мне нужно было играть жертву маньяка. Режиссер говорит: «Ложись, сейчас тебе по лицу будут бить двери лифта». Я честно пыталась лежать смирно, но каждый раз, когда двери закрывались, я моргала. Режиссер говорил: «Не реагируй, ты же мертвая!» Была поздняя осень, сыро, грязно, лежать на полу в подъезде было неприятно, но я чувствовала себя счастливой, потому что снималась в кино! А насчет гонораров… Однажды мне заплатили за восемь смен в одном фильме 56 тысяч рублей, и это мне вскружило голову. Шел 2008 год, мне казалось, что это огромные деньги. Тогда в театре я за месяц получала в два раза меньше, а тут за восемь смен. Помню, думала: «Что же мне делать с такими деньжищами?» А на следующий день потратила все на одежду. (Улыбается.)
— Ольга, из всей вашей фильмографии какой проект можете выделить?
— Моя любимая роль, наверное, Алена из сериала «Озабоченные» Бориса Хлебникова. Эта работа меня изменила, внутренне освободила. После нее я поняла, что можно не бояться быть смешной, нелепой, глупой. Можешь быть какой угодно, потому что тебя все равно станут любить и принимать. И после этого сериала меня заметили, начали приглашать в проекты другого уровня. А если говорить про какую-то визитную карточку, я очень люблю сериал «Нереалити», где играю звезду «Дома-2». Туда я вложила много сил, свою душу.
— У вас яркая внешность, она вам больше мешает или помогает?
— Раньше мне казалось, что про меня думают: красивая легкомысленная дурочка. Но потом поняла, что это я сама к себе так относилась. Сейчас я приняла себя такой, какая есть, и начала получать удовольствие от своей внешности и в кино, и в жизни. Зачем пытаться стать кем-то, а не собой?
— На улицах вас узнают?
— Я кайфую, когда меня узнают, особенно в регионах. Недавно была на Дальнем Востоке и чувствовала себя чуть ли не Аллой Пугачевой. Люблю радовать людей. Дарить им тепло. Если человек будет счастлив от того, что ты с ним пообщаешься, сфотографируешься, обнимешься, то я обязательно это сделаю. Моя профессия дает возможность радовать людей просто своим присутствием — это же такой дар, такое счастье! Поэтому я не отказываю в просьбе сфотографироваться, дать автограф, хотя у меня так один раз кошелек вытащили. (Смеется.) Подошел мужчина и говорит: «Вы моя любимая актриса, можно я вас обниму?» А потом я не обнаружила кошелька. И подумала: «Нет, этот случай не заставит меня не доверять людям». Я просто стала закрывать сумочку. Еще была смешная история. Я ехала в метро, рядом со мной стояла женщина. А это был час пик, мы были прижаты буквально нос к носу. И вот мы таким образом проехали пять станций, начали уже выходить, и она мне говорит: «Это же вы?» Я отвечаю: «Да». Она кивнула и пошла. (Улыбается.)
— Ольга, как вы совмещаете семью и работу?
— Приходится как-то совмещать. Работа действительно отнимает много времени. И большая загруженность началась именно тогда, когда родилась дочка. Если у многих женщин после рождения детей происходит затишье, так называемый декретный отпуск, то у меня случился всплеск всего сразу, карьера пошла в гору.
— Нет ли чувства вины, что вы мало времени проводите с дочкой?
— Есть, конечно, но я стараюсь это гнать от себя. И тут дело совсем не во времени. Я могу сутками сидеть с дочкой рядом, но быть злой, нереализованной, противной теткой, которая ничего своему ребенку дать не может. Мне хочется, чтобы перед Симой был пример счастливой мамы, реализованной и успешной, которая наслаждается своей жизнью. Мне кажется, такая модель родительства самая приемлемая.
— Как вы воспитываете дочь?
— Она такая классная девчонка, ее как будто и не надо воспитывать. С ней просто надо играть, проводить время, заинтересовывать. Она абсолютно не проблемная, увлекающаяся, любопытная девочка.
— Ольга, вы выбрали очень интересное имя для дочки — Серафима, почему?
— До шестого месяца беременности я не знала, как назвать ребенка. Мы перебирали имена, а потом вдруг в голову пришло имя Серафима. Я еще тогда подумала: «Ну какая Серафима? У меня в детстве была кошка Симка, это же вообще кошачье имя». Но нет, назвали Серафимой. И сейчас я понимаю, что никакого другого имени не могло у дочки быть, только Сима.
— Материнство вас сильно изменило?
— Да, очень. Я стала какая-то цельная, уверенная в себе. Как будто повзрослела, перестала гадать, кто обо мне что подумает. Я очень хочу родить еще ребенка. Вообще, хотелось бы быть многодетной мамой.
— А как муж выдерживает ваше постоянное отсутствие дома?
— Не выдержал. Мы с мужем сейчас находимся в бракоразводном процессе. Уже полтора года это все длится. Я очень долго боролась за семью. Была из тех людей, которые думали, что с нами этого никогда не случится: все разводятся, а у нас такого не будет. Мы ведь оба были в терапии у психолога, посещали психологические группы. Там, к слову, и познакомились пять лет назад на групповой терапии, считали себя «проработанными». У нас было представление об идеальном существовании: мы должны все обсуждать, проходить вместе любой кризис, преодолевать себя ради семьи и ребенка. Но мы, по сути, себя мучили.
— Прошла любовь…
— Между нами уже были совершенно другие отношения. Не мужа и жены, не мужчины и женщины, а просто сожителей, которые вынуждены терпеть друг друга ради общего ребенка. Мы жили и терпели, обижались друг на друга и скандалили. Но всему есть предел. И я в какой-то момент осознала: все, что происходит в нашей семье, ни мне, ни дочке счастья не приносит. Мы с мужем смогли сесть за стол переговоров, все обсудили и приняли решение о разводе. И всем как-то полегчало. Мы оба скинули эти оковы обязательств, которые сами же придумали. Можно жить свободно и так, как ты хочешь, слушая себя. У меня, в принципе, кино именно про это.
Смотрите романтическую комедию «Я богиня» в кинотеатрах с 21 сентября