— Ленты, снятые по мотивам известных картин, вызывают особый интерес зрителей и неизбежную волну эмоций от консерваторов. Как вы к этому относитесь?
— Под негатив люди собираются более охотно: «Не читал, но осуждаю!» Мне кажется, есть зрители, которые изначально настраиваются на то, что новый фильм им не понравится. Все новое частенько воспринимается в штыки. А если настроиться на получение удовольствия от фильма, то все сложится.
Кстати, я бы не назвал ремейком наш фильм «Иван Васильевич меняет всё!». Мы взяли за основу фильм Гайдая, чтобы создать новое произведение, легкую музыкальную комедию, под которую зритель посмеется в новогоднюю ночь. Знакомые цитаты из советского кино, звучащие современно, с адаптацией к нашим дням, — это очень забавно. Я бы даже назвал нашу работу продолжением традиции «Старых песен о главном». Помню, как они собирали семьи у экранов, а ведь у всех музыкальных номеров сюжет был основан на классических фильмах. Особенно врезался в память новогодний мюзикл «Вечера на хуторе близ Диканьки» с Филиппом Киркоровым. К слову, Филипп принял участие в нашем новогоднем фильме, что само по себе является показателем качества, ведь Киркоров не соглашается на все подряд! Но после «СамоИронии судьбы!» он застолбил для себя место в новогодних экспериментах на ТНТ.
Что касается нашего фильма, то мы не стали далеко уходить от идеи «Старых песен о главном» — и исполнять нетленные песни из советских фильмов будут «неожиданные» музыканты. Например, каноническую песню «Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь...», вокруг которой, можно сказать, и был создан фильм «Иван Васильевич меняет профессию», у нас поет группа The Hatters. Также прозвучат хиты прошлого года от группы GAYAZOV$ BROTHER$. И какой Новый год без Анны Asti? Да что там говорить! У нас сам Василий Вакуленко споет песню, совершенно нетипичную для себя, — «Прекрасное далеко» из фильма «Гостья из будущего». И главное — музыканты в нашем фильме не просто поют, а участвуют в сюжетной линии.
Здесь объединены разные картины и сюжеты, связанные с путешествиями во времени. Наш фильм — привет фильму «Назад в будущее», который, в свою очередь, привет фильму «Иван Васильевич меняет профессию». По моему ощущению, Роберт Земекис до дыр засмотрел картину Гайдая, когда принимал решение снять свою трилогию. Еще будет классная сатира на все человечество в отсылке к моему любимому научно-фантастическому ситкому «Рик и Морти». Одним словом, будет много музыки, шуток, веселья. «Иван Васильевич меняет всё!» — один из самых грандиозных новогодних проектов канала ТНТ.
— Как вы себя чувствовали в одеяниях царя, тяжело ли было в них сниматься?
— Костюмы — меньшее из зол, в царском кафтане я прекрасно себя чувствовал. Буду скучать по этим красным сапожкам и мехам. Кстати, посох Иоанна Грозного — это тот самый оригинальный посох, который держал в руках Юрий Яковлев. А вот костюм Бунши, в котором я сейчас даю интервью, мне не очень нравится. Для него художники взяли те же лекала и тот же материал, что и в оригинале. Один раз присядешь в такой рубашке — она уже мятая. Но больше всего проблем возникало с бородой. Своей бороды у меня нет, а искусственная постоянно отклеивается, с ней особо не улыбнешься. У меня даже смех особый выработался (изображает смех без мимики). Я так привык к такой манере смеяться, что, когда снимали бороду, продолжал смеяться так же. В один съемочный день я должен был быть и Буншей, и царем. Бороды у них разные, поэтому мне их постоянно переклеивали. Конечно, работа гримеров и костюмеров была потрясающей, они вложили очень много сил в то, чтобы зрители полностью погрузились в атмосферу фильма. Также и декораторы очень постарались: по чертежам из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» воссоздали царские палаты, квартиру Шурика, все один в один. Благодаря кропотливой работе режиссеров с каждым кадром канонические сцены из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» получились максимально приближенные к оригиналу.
— Съемки фильма проходили только в павильонах или были натурные?
— Конечно, были натурные съемки! Первый съемочный день у меня вместе с Максимом Лагашкиным, который играет Милославского, прошел в Ростовском кремле — снимали сцену погони. Мы были в восторге от того, что бегали буквально по историческим местам! В какой-то момент у нас появилось желание вернуться в Ростов после съемок, чтобы подробнее изучить историю города и историю советского кинематографа. Перед съемками каждой сцены мы подробно рассматривали кадры оригинального фильма — кто где стоит, куда смотрит, как реагирует. Думаю, некоторые моменты из оригинала и нашего новогоднего хулиганства можно будет сравнивать.
Еще были натурные съемки в районе Измайлово. Снимали рынок девяностых годов, где наши художники тоже потрудились на славу, воссоздавая эпоху перестройки. Вообще, все члены съемочной команды выкладывались на все сто. Даже порой ради новых идей, чреватых переработками, мы без сожаления жертвовали и сном, и здоровьем! Так что этот проект точно снят с душой.
Демис Карибидис:
«Мандарины везде одинаковые, разница только в количестве снега»
— «Иван Васильевич меняет всё!» — это ведь не ремейк?
— Копировать классический сюжет — изначально проигрышная затея. Нужно привносить свое, раскрывать новые смыслы. Именно это мы и пытаемся сделать в нашем фильме. Завязка совпадает с классическим сюжетом, а вот дальше начинаются приключения. Шурик с царем скачут по разным эпохам из-за сбоя машины времени, которая работает через VPN. Зритель увидит Ивана Грозного в императорском дворце Петра I или на рынке девяностых, где продают пиратские VHS-кассеты! А еще у нас будут вкрапления сюжетов голливудских фильмов и музыкальные вставки. Так что это точно не ремейк, а оригинальное произведение по мотивам классического сюжета.
— Вы играете Шурика. Чем вам близок этот образ?
— Мне сложнее всего, так как по характеристикам это очень далекий от меня персонаж. Но схожесть есть: одержимость в желании достичь своей цели. Демьяненко сыграл Шурика так точно и бесподобно, что мы знаем его манеры и повадки наизусть. Я же, в свою очередь, постарался придать герою свои краски. А что у нас в итоге получилось, оценят уже зрители.
— Как проходили съемки этого новогоднего проекта?
— Картина получилась сложной в производстве, потому что снималось все за очень короткий период. Команда проделала просто колоссальную работу, такого масштаба я еще не видел. Большую часть смен работал с Тимуром Батрутдиновым, поэтому мы быстро находили общий язык и старались «дожать» любую сцену. Царь в исполнении Тимура великолепен. Также познакомился на съемочной площадке с Максимом Лагашкиным, был приятно удивлен масштабом его таланта.
— Какие новогодние фильмы — современные, советские или рождественские зарубежные — любят в вашей семье?
— Все новогодние сказки всегда создают праздничную атмосферу, мы с детьми с удовольствием их смотрим. «Снежная королева», «Полярный экспресс», «Один дома», ну и вся советская хрестоматийная классика, само собой, обязательна к просмотру. Это тот самый неиссякаемый источник доброты, которой всем нам не хватает.
— Как вы думаете, почему нам не надоедают классические новогодние фильмы?
— Они имеют объединяющий эффект. Мы всей страной смотрим одно и то же, испытываем одни эмоции. Мне кажется, это хороший способ погрузить зрителя в приятную атмосферу любимого кино, а заодно удивить его какими-то неожиданными сюжетными ходами, жанровыми смешениями и актерскими работами.
— Есть в вашей семье, где растут четверо прекрасных детей, новогодние традиции? Как вы обычно отмечаете праздник?
— Все по плану: Дед Мороз, Снегурочка, стишок, подарок. И много отдыха, новогодние сказки, спектакли, елки. Новый год — лучший способ привить детям семейные ценности, дать ощущение праздника, воодушевить на новые свершения.
— Что вам впервые положили под елочку?
— Как у всех детей в то время: мандарины с конфетами. И тогда это был самый лучший подарок! А еще я помню машинку, которую мне подарили в детстве на Новый год, — это вообще был какой-то запредельный уровень восторга.
— Верили ли вы сами в Деда Мороза, когда были маленьким?
— Верил, но недолго. Первый же Дед Мороз был подозрительно похож на дядю. Мои малыши, конечно, верят. Но уже замечен скрупулезный анализ внешности Снегурочки и Деда Мороза.
— Вы выросли на юге. Отличаются ли южные традиции празднования Нового года от столичных?
— Мандарины везде одинаковые, разница только в количестве снега. Хотя даже она, судя по климату, с каждым годом сокращается. Скоро Новый год в Москве будем отмечать в майке под пальмой.
— Было ли с вами такое, что вы хотели проспать Новый год?
— Нет, я хотел бы проспать все, что после Нового года. На самом деле я бы вообще не спал, если была бы такая физическая способность у человека.
Максим Лагашкин:
«Куравлев был великим артистом»
— Максим, согласитесь, каждый Новый год ощущение праздника нам дарят советские фильмы, которые мы знаем наизусть.
— Конечно, они ментально являются частью праздника. Ты, может быть, уже и не смотришь этот фильм, он идет просто фоном, ты носишься, суетишься и останавливаешься перед телевизором только в каких-то своих любимых моментах. Посмотрел минутку — и продолжил заниматься подготовкой к празднику. Все эти картины как будто прописаны в нашем генетическом коде. Фильмы Эльдара Рязанова и Леонида Гайдая гарантированно поднимают праздничное настроение. Они, если так можно сказать, в крови у русского человека.
— Вы были знакомы с Леонидом Куравлевым, сыгравшим Жоржа Милославского в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», которого теперь сыграли вы?
— Нет. А честно говоря, хотелось бы. К сожалению, я не так много о нем слышал, лишь видел по телевизору несколько его интервью. Не могу сказать, что мне все ясно про этого человека, но я просто в восторге от него как от артиста. Куравлев великий. Очень глубокий и душевный человек, артист природного дара. Он не из той категории артистов, которые хорошо учились в институте и работают по правилам актерской школы. Его талант — от Бога. Куравлев играл, не играя, а живя в каждой своей роли. У него было огромное сердце.
— Говорят, в обычной жизни, за кадром, его мало что радовало.
— Возможно, были какие-то проблемы в личной жизни, я не знаю. Но по всем ролям было видно, что его точно радовал момент, когда он находился в кадре. Думаю, именно тогда у Куравлева поднималось настроение, он чувствовал себя очень комфортно и благодаря этому играл свои великолепные роли.
— Его очень любили и любят зрители. Куравлев никогда не отказывался на улице сфотографироваться с поклонником. А вам, Максим, комфортно быть популярным человеком?
— Да, мне узнаваемость никак не мешает. Я рад и очень счастлив оттого, что людям нравятся мои работы, мне всегда приятно получать от них комплименты. Понимаю, что, значит, все делаю правильно и двигаюсь в нужную сторону. Я думаю, что больше времени, энергии и сил тратится на то, чтобы отказать зрителю, который к тебе идет искренне и с чистым сердцем. Я не отказываю никому. Важнее каждому отдать частичку позитива, чем стоять и говорить: «Отойдите, я не фотографируюсь». Конечно, я бываю в разном настроении. Иногда куда-то летишь, не выспавшись, и совершенно не хочется, чтобы к тебе подходили. Но, положа руку на сердце, вы для того и стараетесь снимать хорошие фильмы, чтобы к вам подходили и говорили слова благодарности. Поэтому ограждать себя от зрителя ни в коем случае нельзя. Это противоречит всему. Ну не ради ли этого ты выходил в кадр или на сцену?
— Сейчас вы выходили в кадр в роли Жоржа Милославского. Какой он в вашем исполнении, такой же обаятельный мошенник?
— Я надеюсь, что, по крайней мере, он хотя бы обаятельный. Я вам скажу, что у меня не такая уж и большая роль — не второстепенная, но и не главная. Зато очень интересная! Я многое брал из оригинального образа и примерял на себя — «заходил в Милославского». Естественно, это не было прямой пародией на работу Куравлева. Я просто ее в каком-то смысле воссоздавал. Многие говорят: «Нельзя посягать на святое». Но мы просто сняли новогоднюю историю, которая заново может поднять зрителям настроение, с сегодняшним нашим юмором, с нашими песнями, нашими артистами, которые всё это сделали только для того, чтобы у людей было чувство праздника. Когда в детстве я мечтал стать артистом, я хотел сняться именно в таком кино, какое видел тогда. Советском, на которое похоже то, что мы сняли сейчас. И вот моя мечта сбылась.
— А какие вообще фильмы вы любите?
— Ой, самые разные, их можно перечислять бесконечно. «Андрей Рублев», «Афоня», «Осенний марафон». Это все то творчество, через которое мы можем прикоснуться к важному, как прикоснулись к нему, прыгая с крыши в монастыре в Ростове Великом во время съемок фильма «Иван Васильевич меняет всё!».
— Вы смотрите фильмы со своим участием?
— Крайне редко. Я «чищу жесткий диск»: снялся — пошел работать дальше.
— А отдыхать успеваете?
— К счастью, получается. Я люблю отдыхать с семьей, не важно где. Ближе всего мне отдых в горах, очень люблю горные лыжи. В горах я энергетически заряжаюсь. Но в последнее время семья все чаще «отправляет» меня на море или океан. Что тоже хорошо. И у Кати, жены, плотный график, и с детьми хочется подольше побыть. Я всегда жду новогодних каникул, чтобы провести время всем вместе.
— Бывало такое, что вы запланировали новогодний семейный отпуск, а вас ждут на съемочной площадке?
— Бывало, и не раз. Однажды меня просто умоляли сниматься с 5 января, я согласился, никуда не полетел. А снимали мы в итоге в феврале. В другой раз мне объявили: «К сожалению, в этом году у вас отдохнуть не получится». Долго вели переговоры, обсуждали, и договорились на съемку 20 января. Она не состоялась, и фильм не снят до сих пор. Вот поэтому я стараюсь уделить максимально времени своим близким. В этом году я снимаюсь без выходных, за что Вселенной большое спасибо. Отработаю до последней смены, а потом отправлюсь в отпуск на месяц, после чего снова буду пахать весь год!
— Максим, поменялось ли у вас с возрастом ощущение новогоднего настроения?
— Возраст на это никак не влияет, новогоднее настроение всегда было и есть, я очень люблю этот праздник. Мы всегда отмечаем его с семьей, готовимся, украшаем дом, дарим друг другу подарки — все, как должно быть.
— Что вы обычно дарите детям?
— Как правило, что-то из техники. Сейчас, знаете, у детей такие запросы. Или, может, какие-то кроссовки модные. Мы детей всегда балуем.
— А каким был ваш первый новогодний подарок, помните?
— Наверное, это был конструктор. Позже, уже в школьном возрасте, мне привозили из-за рубежа «Лего» — это было счастье.
— Что вы пожелаете читателям?
— Пусть в Новом году у вас все будет хорошо! Здоровья всем, везде и всюду!
Андрей Шелков, Продюсер проекта
«Царя мы не выбирали. Мы сразу знали, что и его, и управдома Буншу будет играть Тимур Батрутдинов. Тимур — это вообще отдельная моя профессиональная любовь. Он настолько пластичный, он актер с такой самоотдачей, что я даже не мог представить, что Ивана Грозного и Буншу сможет сыграть кто-то кроме него».
интересный факт
Фильм «Иван Васильевич меняет всё!» случайно начали снимать в тот же день, когда приступил к съемкам и Леонид Гайдай, — 27 августа. И спустя 50 лет.
интересный факт
Машину времени для фильма Гайдая придумал и сконструировал... скульптор по дереву Вячеслав Почечуев. И в год выхода фильма, в 1973-м, он получил премию и справку: «Деньги выданы за изобретение машины времени». Между прочим, в зарубежном прокате тогда комедия вышла под названием «Ivan the Terrible: Back to the Future» — «Иван Грозный: Назад в будущее».
Андрей Шелков, Продюсер проекта
«Как и Леонид Гайдай, мы снимали исторические сцены в Ростовском кремле. Актеры, не без помощи каскадеров, и с крыши прыгали, как в «Иване Васильевиче...». Мы, правда, несколько переосмыслили эту сцену, не было задачи достоверно повторять кадры Гайдая. Но, что было особенно приятно, в кремле не появились какие-то пластиковые окна, все осталось таким, как было».
Андрей Шелков, Продюсер проекта
«Снимать кино по мотивам фильмов Эльдара Рязанова и Леонида Гайдая — сплошное удовольствие. И я хочу сразу ответить всем хейтерам, которые говорят: «Руки прочь от классики!» Мы нисколько не покушаемся на классику, это история про вдохновение советскими фильмами. Они приобрели современное очертание, это все очень музыкально и смешно».
интересный факт
Ольга Картункова, которая играет Марфу Васильевну, по сценарию держит пост и ест в огромных количествах именно кабачковую икру, которая фигурировала в фильме Леонида Гайдая как «икра заморская».
Андрей Шелков, Продюсер проекта
«А вот Шурика мог сыграть не Демис Карибидис, а Денис Дорохов. Да, Дорохов по типажу очевидный Шурик. Но именно в этой роли нам хотелось актерского эксперимента. Хотелось, чтобы выбор не был очевидным. Найти того, кто сможет перенять поведение Шурика и быть обсуждаемым. И мы сразу подумали о Демисе. Его талант огромен. И для него это был своего рода актерский вызов. Сложилось все идеально. Великий Александр Демьяненко был бы доволен».