«Тут в Китае есть все! Даже вторая такая, как ты, Дина, если хорошо поискать», - то ли в шутку, то ли всерьез говорит мне владелец сети магазинов из небольшой ближневосточной страны. Мы случайно разговорились в переполненной гигантской столовой Кантонской выставки. Это знаменитая на весь мир витрина китайской текстильной промышленности. Дважды в год она собирает торговцев со всех уголков мира в тропическом городе Гуанчжоу. Туризмом тут даже не пахнет, а пахнет прибылями от перепродаж того, что шьют и клепают местные фабрики.
Как я попала в эти края, лучше даже не спрашивайте. Скажу лишь, что в самолете из Москвы я была единственной пассажиркой, кто летел в Гуанчжоу не на закупки.
Масштабы этой выставки сложно осознать. У меня голова закружилась от гигантизма. Весь наш сталинский ВДНХ поместится, кажется, в одной здешней едальне, коих тут сотни. Вдоль павильонов мы ехали на такси минут 20, а они все уходили и уходили в даль бескрайнюю! Тут месяц нужен, чтобы обойти все.
- Нет, месяца не хватит, - смеется моя провожатая в мир китайских товаров подруга Рая. - Эта выставка же так, мелочи. Ты не представляешь, сколько еще всего в Гуанчжоу есть. Хватит чай пить и болтать! Пошли, у нас полно дел. У меня куча заказов! А ты сидишь...
Ровненькие соты павильонов, в каждой товары какого-то заводика, завода или заводища мелькали передо мной калейдоскопом еще несколько часов!
Моя подруга Рая знает китайский, училась в Пекине. А после введения санкций Запада против России поняла: настал ее звездный час. Встряхнула старые связи, вспомнила язык и теперь помогает нашим крупным и мелким оптовикам закупаться в Поднебесной. Она в Гуанчжоу, как рыба в воде.
- Божечки, я бы тут потерялась! - опять чувствую я приступ головокружения от масштабов.
- Чего раскисла? Не потеряешься! Китайцы направят. Им нужен выход на все мировые рынки, тут все для этого. И на русский - в первую очередь сейчас. У нас же поляна расчистилась. Молодцы они, конечно. Ты бы видела, что тут было 10 лет назад! Им «Hello «давалось с трудом. Качественные вещи еще надо было искать. А теперь все работает как часы.
ХОТЬ ХОХЛОМА, ХОТЬ «ЛУИ ВИТТОН»
И это правда, потому что коллеги моей Раи - челноки, которых теперь по-современному именуют байерами (от англ. buy - «покупать»), тоже разобрались даже без знания китайского. Да что там, английским не все владеют! Но освоили все эти вичаты (основная китайская соцсеть), алипеи и юнионпеи (китайские платежные системы). И теперь больше зарабатывают на обучении продажам новичков (об этом позже).
- Что вы ищете? - обращается к нам на прекрасном английском молодой китаец. Оказался владельцем текстильной фабрики по пошиву нижнего белья. - У меня самые низкие цены. Я торгую с США и ЮАР. Вот эти боди я в прошлом году продал миллион штук. Очень хочу выйти на российский рынок. Давайте сотрудничать.
Цены тут на выставке ну просто сказочные - шапочка детская $2 - 3 (если брать от 500 штук), лосины по $1 (брать от 1000), джинсы по $5. Качество отменное. Китайцы готовы сделать любой дизайн, фасон, расцветку. Хоть хохлому, хоть «Луи Виттон».
На китайских фабриках можно легко запустить даже собственную линию одежды. Что и сделали многие российские дизайнеры. Названия их брендов красуются тут на стендах.
- Да, мы им шьем. И самой крупной сети магазинов детских товаров тоже, - раскрывает секреты фирмы китайский фабрикант Ляо Ци.
Один этот бренд я знаю, его бутики заменили ушедшие из России магазины высокой французской моды. И цены стали соответствующие - кофточка по 25 тысяч рублей, пальтишко по 50 тысяч. Вот тебе бизнес - шей в Китае за 3 копейки и торгуй себе. Понятно, что аренда, зарплаты, налоги, маркетинг. Но даже я вижу: овчинка ой как стоит выделки.
- Давайте и вам пошьем, - не унимается шустрый китаец. - Приглашаю вас к нам на фабрику, мы поможем вам разработать модели. Мы все за вас сделаем!
«ЗА МОРЕМ ТЕЛУШКА - ПОЛУШКА, ДА РУБЛЬ ПЕРЕВОЗ»?
Вместе с клетчатыми сумками (атрибутом челноков из 90-х) кануло в Лету и таскание их на себе. Да и поговорка про телушку тоже.
- Карго! Доставка до Москвы 4 доллара за кило, - шныряют между рядов пронырливые доставщики. Даже русский выучили. - Все товары привозим вбелую. Девочки, возьмите визитку.
- Рая, правда, всего 4 доллара за 7 тыщ километров?
- Это вообще-то дорого! Можно и за 3 отправить.
- Е-мое, я такую вот точно кофту в Москве купила за 2500 рублей, а здесь она 400... Это какой же навар?
- Такой! Огромный. Одна моя клиентка-пенсионерка, закупает береты по 100 рублей, а продает на маркетплейсе в России по 500. Уходят, как горячие пирожки! В прошлом сезоне 3000 штук продала, сейчас еще 5000 заказала.
- А как она вышла на интернет-площадки? Это разве так просто?
- Не сложно, на самом деле.
УЧИ НЕУЧЕНОГО
- О, смотри! Это же известная блогерша, ведет курсы «как выйти на маркетплейс», - показывает на миловидную блондинку Рая. - И она здесь! Ну надо же.
Блогерша вела себя скромно. В отличие от других русских, которые вальяжно расхаживали меж рядов. И русских тут много! Очень много.
- И чему она учит на своих курсах?
- Как наладить бизнес с Китаем, не выезжая в Китай. Как тут закупать и выходить с товаром на все эти озоны и вайлдберизы.
- Расскажешь, как это работает?
- Ищи дуру! Такие секреты люди нынче продают. Коучинг (обучение, если по-русски). Зайдешь в соцсети, везде спецы по торговле с Китаем - за круглую сумму обучат премудростям.
У них двойной навар - и за товары, и за опыт торговли ими. Хитро! На самом деле, как я поняла, технология нехитрая - на сайтах ищешь товар, закупаешь (санкционные блокировки денежных переводов давно научились обходить), находишь перевалочный склад в Китае (тоже не проблема, сами продавцы и подскажут) и отправляешь в Россию.
ОНЛАЙН. СПЛОШНОЙ ОНЛАЙН
- Да, я сама тоже начала бизнес с Китаем, даже ни разу тут не побывав, - рассказывает Кристина из Саратова. - Я и английского не знаю. Но деваться некуда, двое маленьких детей, муж потерял работу, кредиты душили. Зашла на китайский мелкооптовый сайт, знаменитый «Таобао», полазила, списалась с продавцами. Первые товары - детскую одежду - заказала на 10 тысяч рублей. Две тысячи отдала за доставку. А продала через интернет за 50 тысяч. С ходу! И поехало. Жизнь поменялась. Из однушки мы переехали в собственный дом, кстати, обставили его из Китая. Вот люстра - у нас стоит 20 тысяч, а из Китая с доставкой 7 тысяч. Есть разница?
Кристина здесь уже опытный баейр. У нее десятки оптовых клиентов, кому она помогает с закупками. Маржа - 10%. Плюс продает обучение в соцсетях…
- Тоже курсы ведешь?
- Конечно! Самые простые женщины отбивают стоимость моих онлайн-уроков с первого же заказа. Даже если только своих детей к школе собрать. Вы сравните цены в наших магазинах и тут.
В ДОЛЕ «СКОЛКОВО» И «КРОКУС СИТИ ХОЛЛ»
Но купить - одно, а вот продать… Торговать с лотка в грязном переходе или на рынке уже никому не интересно. И магазин свой открывать невыгодно. Все заменил сплошной интернет! Маркетплейсы дошли своими пунктами выдачи до самых отдаленных сел! Может, даже до отшельницы Агафьи Лыковой? Надо узнать. Всероссийский охват.
- Я на выставку эту Кантонскую больше не пойду, хотя раньше не пропускал не одной. Это для новичков. Я теперь катаюсь по заводам, напрямую. Так еще дешевле.
Адам - в прошлом айтишник. Год назад зашел на маркетплейсы, закупив китайских товаров на 500 тысяч.
- Сейчас мой оборот 25 миллионов в месяц. Главное, выбрать продукт недорогой и качественный. Тогда нолик к цене сразу можно подрисовывать. А дальше надо пробить алгоритмы интернет-площадок, чтобы твой товар был в топе поиска. Все!
- О! Научи меня, как это делать? - подскакивает на стуле моя Рая. - Заплачу!
Адам ухмыляется: секрет. Но после двух бокалов процесс пошел. Новые русские байеры еще долго шушукались.
- Адам сказал, что скоро в «Сколково» соберутся асы по онлайн-торговле. Входной билет 150 тысяч. Я хотела вписаться, но Адам сказал: рано мне. Я - детсад по сравнению с теми спецами. Зря деньги потрачу.
Вы понимаете, что вообще происходит, люди добрые?
Уже наукоград занят тем, как выгоднее продать китайские товары в России.
- Ха! Наукоград! Отстала от жизни. «Крокус Холл» известные сейлеры собирают. По 7 тысяч человек в зал набивается, как на концерт к Бузовой. Топ-блогеры сейл-экскурсии еще устраивают в Китай - тоже заработок.
А в Поднебесной только ручки потирают, заводы тут работают уже в три смены, как оружейные во время войны. В лихие 90-е челноки с клетчатыми сумкам стали винтиками рухнувшей после распада СССР экономики. Теперь - новый передел мира, история повторяется. Но на новом уровне. И это мы с вами лишь одним глазом заглянули в мир легонькой промышленности Китая - шмоток. А что творится в электронной, автомобильной, мебельной?
ЧТО НАМ СТОИТ ЗАВОД ПОСТРОИТЬ?
Специально из России и Белоруссии в Китай уже «выписывают» моделей для рекламы одежды. И не худых красоток, а в теле. Товары-то народные, а не эти европейские от-кутюр. Популярны пышные дамы +size.
- Я работаю по 10 часов 6 дней в неделю, - говорит мне одна такая, уроженка Белоруссии Светлана Догмова. - За смену, бывает, меняю до 100 образов. Думаю: когда же они успевают столько отшивать? Шьют быстрее, чем я переодеваюсь.
- О, да! Темпы бешеные, - рассказывает Сергей Марков, бизнесмен из России, занимающийся медоборудованием. - Я приезжал в Гуанчжоу полтора года назад. Все пытаюсь построить в Подмосковье завод. Идея такая - разместить в Китае заказ на нужный в России товар, они налаживают под него конвейер, а я беру и выкупаю этот завод. И перевожу его в Россию. Отличная схема! Земля под цеха у меня уже есть.
- И как? Удалось?
- Заказ разместил. Мой китайский партнер тогда, полтора года назад, тоже только-только получил землю под завод. Показывал мне пустырь. И вот сейчас я приехал и обалдел... Его завод уже построен и штампует заказы день и ночь! В том числе мои.
- А ваш завод как?
- А мой - на бумаге. Я все еще согласовываю проект и получаю разрешения на строительство. Вот думаю, может, ну его к черту? Склад построю и все. Под товары из Китая.
Свои горькие раздумья Сергей запивает китайской водкой. Партнер-китаец ему подливает. Как они общаются, я не знаю. Оба языками не владеют, но крепко уже сошлись на почве бизнеса...
ВСЕ СЕБЕ
После выставки мы с Раей галопом по Европам, простите, Азиям, покатились по соседним городам, где ярмарки круглый год. В Китае все системно. Один пригород Гуанчжоу клепает электронику - там торговый центр на целый квартал, есть все - от проводов до роботов. Цены - сказка. Я купила шнурок для зарядки телефона за 100 рублей и аккумулятор за 250. В 10 раз дешевле, чем в Москве.
- Это ты по розничной цене взяла, дорого, - смеется Рая.
Другой пригород - огромный мебельный центр. Здесь даже не квартал магазинов, а район. Я чуть не купила себе зачем-то диван из кожи (26 000 рублей) и стол из оникса (43 000). Остановили сомнения: вдруг не натуральное? Слишком дешево.
- Кому китайцы все это делают? Россия столько не переварит. Европе? Америке?
- Себе! У них внутренний рынок - гигантский.
ДУБАЙ - ДЕРЕВНЯ РЯДОМ С ГУАНЧЖОУ
Конечно, уже интересно, как живут сами китайцы. Прекрасно! Правда, на русский вкус - специфично.
В Китае своя мода. Я не только про одежду. Машины на улицах сплошь китайские, что за марки, не спрашивайте, трудно выговорить...
- Нормальные китайские машины, - рассказывает Анна, живущая в Гуанчжоу 9 лет. - Я на такой езжу уже лет 6. Не ломается. Но хочу поменять на электрокар. На бензине в город можно заезжать только по нечетным дням. А на электро - всегда.
Все такси, кстати, электрокары.
А цифровизация?
Даже бабушка, торгующая на рынке кукурузой, пожаренной на мангале из пивной бочки, принимает оплату по QR-коду. Камеры на каждом столбе, никто никого не обсчитывает. За наркотики - смертная казнь, за коррупцию - тоже. Небоскребы, развязки. Все люди при деле.
Дубай - деревня по сравнению с Гуанчжоу.
ДРУЗЬЯ, НО ДЕНЕЖКИ ВРОЗЬ
Но если едете в Китай, готовьте юани. Карточки российских банков даже системы Unionpay мало где работают. С перебоями принимаются и западные VISA с Mastercard. Доллары тоже особо не в ходу. Настолько, что местные даже не в курсе, сколько американская валюта нынче стоит. И вообще США и все их друзья тут не в почете.
Но про рубли, впрочем, им тоже мало что известно. Даже в обменниках.
- Почему? Россия и Китай же друзья?
- Очень хорошие друзья, - улыбаются мне в банке. - Но рубли не принимаем.
Русских в Китае любят, но тоже специфической любовью.
- Я тут живу 9 лет. Приехал работать учителем английского, - рассказывает дагестанец Завдиян.
- Ты хорошо английский знаешь?
- Нет! В школе только учил. Но тут это не главное, главное - ты белый. Зарплата у меня была хорошая, в пересчете на рубли - 400 тысяч, еще и квартира служебная. Но в школе надоело мне. Ушел в торговлю.
Завдиян, как все, теперь занимается отправкой грузов в Россию. Бизнес прет.
- К русским как относятся?
- Хорошо. У меня много друзей китайцев.
- А знаешь ли ты кого из наших, кто свой завод в Китае открыл?
- Нет таких. Тут даже паспорт китайский не получишь, какой завод. Все для своих. Товары других стран им не очень интересны. Айфоны если только для понтов. А так у них все свое! Все!
Каково же было мое удивление, когда на центральной площади я увидела ларек «Вологодское мороженое». Я глазам не поверила. И приписки «Русское», «Из Европы».
А мороженое оказалось… тоже китайским.
РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ УВИДЕННОМ
Я, конечно, читала про бешеные темпы индустриализации Китая. Что фабрик на душу населения тут больше всего в мире (за последние 50 лет построено больше 400 тысяч).
Но!
Когда увидела все своими глазами, то осознала истинный масштаб «бедствия». До этого Китай я видела 30 лет назад, в детстве. Серыми, невзрачными хибарами он смотрел на меня с другой стороны реки-границы Амур, которая разделяет Россию (город Благовещенск) и Китай (город Хэйхэ). И рынок товаров из Поднебесной тех лет помню, в основном второсортные вещи, линяющие после первой стирки.
Прошло каких-то 30 лет и… Теперь с другой стороны реки от Благовещенска - сияющие неоном небоскребы. Китайцы поставили шах и мат всему миру. Берут и ценой, и размахом, и уже качеством.
Хочется верить, что на земле воцарит футуристическая идея - все со всеми помирятся и разделят сферы влияния. Одна страна станет всемирным курортом, другая - садом-огородом, третья - центром инноваций.
Кто станет всемирной фабрикой, кажется, понятно.
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Закупаться, но так, чтоб не нарваться!
Павел Кобяк, экономист, антикризисный менеджер :
- Разговоры о том, что все что угодно можно быстро и легко продать на маркетплейсах, - это, полагаю, всего лишь миф. Бум развития этих торговых площадок был во времена коронавируса. И по понятным причинам. Ну после этого многое изменилось. Теперь есть и отдельные платы за хранение товара дольше отведенного срока, и штрафы за всякие нарушения. И часто горе-предприниматели не только продать ничего не могут - они еще и вынуждены доплачивать торговым площадкам. Знаю нескольких людей, чей товар завис. Они мечтают распродать его хотя бы в ноль. Поэтому не думайте, что поехал в Китай, купил что попало и тут же продал - и стал миллионером. Ко всему нужны грамотный подход и хорошая аналитика.