Возможно, главный злодей в сегодняшнем голливудском кино втянул корреспондента Playboy в разговор о культуре наций, заодно рассказав о своеобразных методах работы Тарантино и своем балетном прошлом.
PLAYBOY До 2009 года за пределами Европы вас знали единицы – несмотря на 30 лет в театре, европейском кино и на ТВ. А два фильма Тарантино – «Бесславные ублюдки» и «Джанго освобожденный» – сделали вас звездой в Америке и во всем мире. Доводилось ли вам сталкиваться с негативом в свой адрес в связи с тем, что вы сделали отрицательных героев смешными, притягательными и в какой-то степени симпатичными?
ВАЛЬЦ Некоторым это и вправду не нравится, особенно в случае «Бесславных ублюдков». Степень недовольства разнится от культуры к культуре. Американцы в этом плане самые доброжелательные. В большинстве стран Европы это тоже не вызывает неуважения. А вот со стороны немцев постоянно вопросы. И дело тут даже не столько в исторической плоскости, сколько в культурной. Это ведь чисто германская культурная традиция – думать об всем серьезно. Правда, иногда, немцы, предъявляя мне претензии, шутят; но немецкое чувство юмора – это то, что мне до сих пор не удалось постичь.
PLAYBOY Кэтрин Хепберн как-то сказала о Фреде Астере и Джинджер Роджерс: «Он дал ей шик, а она ему – сексапильность». Если перефразировать эту фразу про вас с Тарантино – что каждый из вас дал другому?
ВАЛЬЦ Как забавно! Но я могу лишь сказать о том, что Квентин дал мне. В его лице я приобрел важного друга, который открыл мне новый мир. Я сейчас говорю о качестве и интенсивности его работы, о его энциклопедических знаниях истории кино. С его героями и диалогами не сравнится вообще ничто. Квентин может придумать реплику из семи слов, которая одним махом выразит всего героя. Эта фраза может потом породить целую сюжетную линию. Это драма! Герои Тарантино говорят одно, а делают совершенно другое – так же, как и все мы. Я могу говорить о Тарантино часами, не затрагивая тему карьеры и успеха, которым я, конечно, обязан ему.
PLAYBOY Можете вспомнить последнее, что открыл для вас Тарантино?
ВАЛЬЦ Помимо тех фильмов, которых я без него никогда в жизни не увидел бы, он как-то показал мне подборку старых трейлеров бунтарских картин 1950-х. Я был заворожен!
PLAYBOY За свою карьеру у вас было много кастингов. Что было характерного на прослушивании у Тарантино?
ВАЛЬЦ В последнее время мне приходят сценарии, авторы которых сильно пекутся о неразглашении своего творчества. Каждая страница помечена водяными знаками с твоей фамилией – так, что за этими знаками ты с трудом видишь буквы. Когда же ты наконец ценой неимоверных усилий дочитываешь эти секретные материалы до конца, у тебя возникает вопрос: неужели эти люди всерьез считают, что кому-то будет интересно распространять все это? Квентина это не волновало. Я прочитал сценарий «Ублюдков» еще до первого прослушивания. «Джанго» и вовсе читал вместе с ним у него дома прямо в процессе написания. Тарантино уверен в своих сценариях настолько, что не боится утечки. А еще он предлагает всем читать сценарии в его присутствии, чтобы можно было тут же уточнить, что он хочет от той или иной сцены. Это тоже отличает его от большинства режиссеров, которые говорят, мол, ты прочти сам и покажи, на что ты способен, а я помогать тебе не стану, потому что я здесь судья, а не помощник.
PLAYBOY В чем отличие съемочного процесса Тарантино от работы на площадке у его коллег?
ВАЛЬЦ У него ты полностью вовлечен в процесс. Тотальный запрет на пользование мобильными телефонами: перед входом на съемочную площадку специальный парень отбирает у всех гаджеты. Не можешь жить без смартфона – это не для тебя. Хочешь быть доступен для всех в любой момент – это не для тебя. Ты либо соглашаешься с его правилами, либо нет. Все подписывают соответствующую бумажку. И я согласен с таким подходом. Я даже придумал ему название: Lex Quentini.
PLAYBOY И что же происходит с нарушителями Lex Quentini?
ВАЛЬЦ Их увольняют. Если у кого-то во время съемки что-нибудь запищит, Квентин просто молча встает и уходит. А вообще-то это повод для глобальной дискуссии, я считаю. Чем дальше мы развиваемся, тем больше вещей отвлекает наше внимание и мешает концентрироваться.
PLAYBOY Получается, что индустрия развлечений, в которую одновременно входят и кино, и гаджеты, сама рубит сук, на котором сидит?
ВАЛЬЦ Она наносит огромный урон сама себе. Почему сегодня каждый актер считает своим долгом отчитаться в соцсетях, что он делал в течение дня? Я никогда так не делаю. Зачем мне заранее рассказывать людям, каким будет мой новый герой? Почему я должен разжевывать то, что происходит на сцене или в кино? Если актеру самому нужно все это объяснять, так это потому, что на съемках он весь в смартфоне. Выбросьте свой телефон – и вам тут же захочется пойти в театр.
PLAYBOY Тарантино рассказывал, что до встречи с вами отсмотрел огромное количество претендентов на роль злодея в «Бесславных ублюдках», но ни один его не устроил, отчего он даже хотел отказаться от съемок. Приходилось ли вам сталкиваться с коллегами, которые наряду с вами претендовали на роль, но в отличие от вас безуспешно?
ВАЛЬЦ И не раз.
PLAYBOY И сколько процентов из них, как вам кажется, говорят правду?
ВАЛЬЦ Процентов 20, я думаю. Одни рассказывают об этом в шутку. Другие уверяют, что это они должны были получить эту роль. Впрочем, я не хочу никого судить. Вдруг все это на самом деле правда. Меня же там не было.
PLAYBOY Кого вы можете назвать своим самым крутым конкурентом?
ВАЛЬЦ Я не знаю и не хочу знать, у кого я отвоевал свои роли. Но это не значит, что у меня нет амбиций. Я в этом плане как старый пес – знаете, все собаки рычат и лают, когда видят других собак. Вот и я так же. Как-то раз я встретился на баскетболе с Дастином Хоффманом. Его сын знаком с моей дочерью. Вот он подвел меня к отцу и сказал: «Папа, познакомься, это Кристоф, который играл в «Бесславных ублюдках». Знаете, что ответил Хоффман? «Я не смотрел этот фильм, но странно, что я вас не знаю: обычно я слежу за другими коротышками».
PLAYBOY Вот вы говорите, что восхищались подборкой бунтарских трейлеров от Тарантино. А сами в юности отличались бунтарским нравом?
ВАЛЬЦ Ну как, я был таким, серединка на половинку – не прилежный ученик, но и не двоечник. Развлечений было достаточно – настолько, что иногда я даже думал, мол, хорошо бы чуть побольше работать. В целом я определенно не был ни школьным весельчаком, ни вообще парнем, которому нравилось привлекать к себе внимание. Весельчаки меня всегда раздражали.
PLAYBOY Вы выросли в семье потомственных театральных работников. А не хотелось ли вам пойти против четырех поколений Вальц, посвятивших жизнь сцене?
ВАЛЬЦ Передо мной никогда не стоял вопрос осознанного и взвешенного выбора актерской профессии. Называйте это неспособностью к сопротивлению, отсутствием стержня, воображения – как хотите. Я ни на чем не обжигался и не поскальзывался. Ничто не мешало мне войти в широко открытые передо мной двери Бургтеатра. Мой прапрадед и мои дед с бабушкой служили там актерами. Мои папа с мамой работали там художниками-оформителями. Когда после смерти отца мама второй раз вышла замуж, ее мужем стал музыкальный директор Бургтеатра. Так что весь мой мир крутился исключительно вокруг него.
PLAYBOY В финансовом плане у вас так же не было стабильности, как у многих театральных людей?
ВАЛЬЦ Нет уж, Австрия – это вам не Америка! В Австрии все люди театра по умолчанию аристократия. Моей бабушке платили зарплату золотыми монетами непосредственно из императорского золотохранилища. Моим родителям не платили бумажными деньгами годов, наверное, до 1980-х. Потому что когда-то давно император сказал: «Это мои актеры, я плачу им из своей личной казны, и я не позволю публике их критиковать». Платить купюрами начали только тогда, когда стало можно спорить с правительством.
PLAYBOY Вы ходили в театральную школу. Что это вам дало?
ВАЛЬЦ Я ее ненавидел и был из нее изгнан. Это были 70-е. В этой школе у меня были друзья, мне было там весело. Но вот занятия я не переваривал. Лекции нам читали известные актеры, но ни один из них мне не нравился. Уже потом, поняв, что они собой представляли на самом деле, я изменил отношение ко многим из них. Но на тот момент я чувствовал себя связанным по рукам и ногам оттого, что преподаватели постоянно говорили мне, что и как я должен делать.
PLAYBOY С другой стороны, театральные школы всегда притягивают людей свободных, ярких, красивых. Наверняка в этой связи у вас была совсем нескучная жизнь?
ВАЛЬЦ Для общения с девушками необязательно ходить в театральную школу. В Европе в этом плане все несколько проще, чем в других странах. Здесь мужчины и женщины легче, скажем так, обмениваются благами.
PLAYBOY Когда вы впервые заметили, что девушки смотрят на вас оценивающе?
ВАЛЬЦ Лет в пять, а может, еще раньше. Но я уже тогда понимал: они смотрят на меня оценивающе потому, что я смотрю оценивающе на них. Это все вопрос пубертатного периода. Когда он проходит, на смену поверхностным взглядам приходит серьезный интерес.
PLAYBOY Когда у вас появилась первая девушка?
ВАЛЬЦ Лет в 15-16. У нас с ней все длилось около года. Она очень мне нравилась, с ней было приятно проводить время. Мне всегда нравились девушки приятные в общении, веселые и идущие тебе навстречу. С ними ты как будто в одной команде. А капризное поведение меня бесит. На фифочек у меня всегда была стойкая аллергия.
PLAYBOY А эти ваши первые романтические отношения подразумевали, как вы сказали, «легкий обмен благами»?
ВАЛЬЦ Я не хотел бы говорить об этом. У меня пунктик по поводу личной жизни. Я провел для себя черту между публичным и тем, что касается только меня. Огромная часть наших сегодняшних проблем состоит в том, что эта линия у большинства из нас размыта. Ты уже не знаешь, где ты, а где не ты. Теряешь берега, выходишь за рамки. А как ты можешь чувствовать себя состоявшимся человеком, если у тебя размытые принципы?
PLAYBOY Мы хоть и с трудом, но отыскали на YouTube ваши старые записи. Например, музыкальный балет, где вы поете и танцуете роль министра, соблазняющего замужнюю даму в ванной. А еще есть запись 1977 года, где вы поете и танцуете на детском шоу в разноцветных панталонах в обтяжку.
ВАЛЬЦ Слушайте, какие у вас, американцев, проблемы с мужским балетом и детскими шоу? Социальная конвенция не отвергает человеческой анатомии. Вот показать разлетающиеся по стене мозги – с этим у вас проблем никогда не было. Разница культур. Когда во Франции хоронили Миттерана, в процессии следом за вдовой и детьми шла его любовница со своим ребенком. Они вместе скорбели о потере и даже не думали демонстрировать какую-то неприязнь к друг другу. А в Америке карьера политика рушится, если его ловят с адюльтером. И что, за это нужно извиняться? Да это личное дело каждого!
PLAYBOY Как ваша хрупкая европейская натура перенесла бы успех, случись он с вами не в 50, а между 20 и 30?
ВАЛЬЦ Хочется верить, что это не причинило бы ей большого вреда. Но разве так могло произойти? Хочется верить, что это дало бы мне большие возможности, которые даются людям только в молодости, в 20 и 30 лет, но все случилось так, как случилось. И я благодарен за это судьбе. Мой опыт помогает мне не потерять головы, потому что успех – это всегда безумие. Его надо принимать дозировано и с полной ответственностью. Он похож на алкоголь, который хорош на вечеринке, но наутро тебя ждет отходняк, который парализует на целый день. Слава и успех могут заставить тебя мучиться похмельем тогда, когда необходимо быть в трезвом уме.