Легендарному актеру и режиссеру 21 октября исполняется 70 лет.
Талант Никиты Михалкова настолько многогранен, что сколько ни напиши — все будет мало. Актер, режиссер, продюсер, педагог — все, за что берется этот человек, получается с неизменным успехом.
Много это или мало — 70 лет? Для Михалкова, наверное, очень мало. Ведь за это время он успел сделать столько, сколько иные и за десять жизней не успели бы. Не смогли бы. А он — играючи легко. Или это только кажется со стороны? Пусть будет так. Останемся в полной уверенности, что он смог всего добиться с «легким дыханьем». Накануне юбилея Никита Сергеевич рассказал «ВМ» о правилах жизни, по которым он живет.
ГЛАВНОЕ ЮБИЛЕЙНОЕ СОБЫТИЕ.
но состоится в Московском Доме музыки 23 октября, и проведет его со мной композитор, написавший музыку ко всем моим фильмам, кроме первого, «Свой среди чужих, чужой среди своих», Эдуард Артемьев. Замечу, что это будет сентиментальный вечер по моим картинам, с Симфоническим оркестром под управлением Сергея Скрипки, а также с участием актеров, моих товарищей.
Однажды в Одинцове мы с Лешей Балабановым проводили подобный вечер. На мой взгляд, было душевно, тепло и по-хорошему сентиментально. Как всякий русский человек, я сентиментальный, но это вовсе не означает слабость или наивность.
Я люблю Дом музыки, хотя не так часто там бывал. Он компактный, с хорошей акустикой, и сцена не отделена от зрителя, как в театре, что дает возможность живого непосредственного общения.
Юбилей — это так мучительно, всегда мучительно. День рождения — деликатная вещь, и когда виновник торжества начинает быть инициатором рассказов о себе, привлекая тем самым внимание к своей персоне, это не очень красиво.
Но, с другой стороны, от юбилея никуда не деться. Помню один из юбилеев моего отца, поэта Сергея Михалкова, когда он сидел в кресле, а ему несли свои любительские стихи, папахи, ковры, и эта бесконечная череда людей с поздравлениями выглядела, мягко говоря, нелепо. При одной мысли, что такое может произойти со мной, я приходил в ужас. Поэтому никаких мероприятий с сидением на сцене и слушанием приятных слов о себе любимом не будет. Мы просто подарим концерт музыки Эдуарда Артемьева через мои фильмы. Придут мои любимые артисты — Валя Гафт, Алексей Петренко, Саша Адабашьян, и если кто-то из гостей захочет что-то сказать, у него такая возможность будет. Я решил отметить свой юбилей вместе с Артемьевым, потому что моя мама была очень музыкальным человеком. У мамы был не только абсолютный слух, она великолепно музицировала, и каждый день моего детства, причем не только день, но и ночь, были с музыкой. Словом, надеюсь, мой юбилей пройдет с наименьшими затратами нервов и сил, в доброй компании красивых людей и чудесных звуков.
НИКИТА МИХАЛКОВ: БОЛЬШЕ ВСЕГО Я БОЮСЬ ОГОРЧИТЬ МАМУ.
20 октября президент Азербайджана наградил Никиту Михалкова орденом «Достлуг», что в переводе означает «Дружба», за особые заслуги в развитии культурных связей между нашими странами. И это неудивительно. Никита Сергеевич пользуется заслуженным уважением не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Поздравлять его будут и родственники, и чиновники, и друзья, и коллеги.
ГОТОВЛЮ К ИЗДАНИЮ СВОИ ДНЕВНИКИ И ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИ.
Когда я служил на флоте, ежедневно вел дневник и прятал его от всех, потому что писал правду, а недавно его прочитал и удивился — неужели это был я? Думаю, что этот дневник будет интересным чтивом — особенно для молодых людей. Я — сын писателей, и невольно получилось, что в моей жизни не было дня без строчки. Это не потому, что у меня есть литературный талант или я пытался увековечить свою жизнь, просто по школьной привычке мыслил не вслух, а с помощью письма, и эти мысли остались. После выхода книги «Территория любви», которая, к моему удивлению, пользуется спросом, издательство предложило выпустить вторую часть. И я согласился.
Вторая часть книги «Территория любви» будет состоять из описания встреч с великими людьми, из дневников, из записных книжек, из мастер-классов. Родители бы, наверное, порадовались, что я так много всего написал, сам того не желая.
РАССКАЗ О РОДИТЕЛЯХ.
Первый в Москве творческий вечер, который состоялся летом этого года, я начал с рассказа о своих родителях — Наталье Петровне Кончаловской и Сергее Владимировиче Михалкове. Тогда я показал отрывки из своих публицистических фильмов «Мама» и «Отец», которые делал к юбилеям родителей. Правда, картины разные по настроению, потому что мамы уже не было, и я вспоминал о ней, с большой тоской и любовью, а отец был жив. Я не чувствую отсутствия родителей. Они рядом со мной каждую минуту и оберегают меня. Я советуюсь с ними так, как это было при их жизни, и больше всего на свете боюсь огорчить маму.
СЧАСТЬЕ.
Великий Станиславский говорил: «Счастье не когда получилось, а когда получается», и для меня в этом движении, процессе и состоит счастье. Надеюсь, что обладаю счастливым свойством характера — не завидовать.
Что касается режиссерских амбиций, то я уже пережил волнения, связанные с премиями и наградами, и мне сейчас интереснее работать, снимать кино, чем сидеть и желать славы. Дадут — не дадут, выставят — не выставят, — да, скучно это. До последнего для меня было удивление, что мой «Солнечный удар» выдвинут на премию «Оскар».
ЛЮБЛЮ ТЕАТР.
Поставил спектакль в Италии «Механическое пианино» с Марчелло Мастроянни. Замечу, что с Марчелло был контракт на 8 недель, а он играл 36 — таким успехом пользовалась эта постановка. Это была потрясающая — по красоте декораций, костюмов — постановка совместно с великим художником Юрием Купером. Кто сказал, что я не люблю театр? Я театр люблю, хожу в театр и хочу поставить новый спектакль. Эдуард Артемьев и Юрий Ряшенцев написали мюзикл «Раба любви», на мой взгляд, замечательный. Мой брат Андрей Кончаловский ставит мюзикл «Преступление и наказание», и я подсматриваю — как он это делает. Хочу последовать примеру брата и поставить пьесы Чехова «Дядя Ваня», «Механическое пианино» и «Три сестры» с одними актерами.
ЭТО НЕПРАВДА, БУДТО Я ГОРЮ ЖЕЛАНИЕМ СНИМАТЬСЯ В СВОИХ ФИЛЬМАХ.
Если бы был жив Леша Балабанов, которого я считаю гением, он подтвердил бы, что «я не перетягиваю одеяло на себя и выполняю все задачи режиссера беспрекословно». Иногда предлагаю свои решения, и если режиссер их принимает, как правило, получается интересно. Единственная роль, написанная для меня сценаристом Эдуардом Володарским, была в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих», все остальные, которые я играл, — по вынужденным обстоятельствам. Например, в фильме «Механическое пианино» должен был сниматься Евгений Стеблов, но он сломал руку, и мне пришлось его заменить. Допускаю, что Владимир Гостюхин не хуже, а может быть, и лучше меня сыграл бы Котова в фильме «Утомленные солнцем», но отцовские чувства симулировать не получилось бы, ибо мы с моей дочерью Надей не играли, а были отцом и дочерью. А как артист Гостюхин сильнее меня, и я говорю это без лукавства. Трудно сниматься в своих картинах, ибо надо иметь холодный посторонний взгляд, который бы сказал: «Никита, ты не так делаешь, ты переигрываешь или наоборот».
ИДЕЯ СОЗДАТЬ АКАДЕМИЮ КИНО И ТЕАТРА ПРИШЛА ДЕСЯТЬ ЛЕТ НАЗАД.
Убежден в том, что русская актерская школа — лучшая в мире, и что единственный ее конкурент — английская школа. Недаром все американские звезды обучались в школе Ли Страсберга, где в основе преподавания техника и система Михаила Чехова. Я тоже читал лекции и мастер-классы в этой школе, и на моих лекциях присутствовал сам Пол Ньюман. Звезды приходят в школу, чтобы заниматься профессией, чтобы совершенствовать свое мастерство. И в Америке это в порядке вещей. Наша главная проблема в том, что хорошим актерам не хватает режиссуры и режиссеров.
ДЕЛЮ КИНО НА ДВА ВИДА - ХОРОШЕЕ И ПЛОХОЕ.
И пожилой человек может снять потрясающую картину, как Антониони, и молодой способен на шедевр. При этом от провала никто не застрахован. Смысл заключается в том, чтобы высказаться, выговориться и чтобы это волновало не одного тебя, а других, желательно не одного-двух человек, а хотя бы сотню. Правда, сегодня есть серьезная проблема — утрата зрителя. По большому счету, мы сами от вернули зрителя от отечественного кино. В 1998 году моя картина «Сибирский цирюльник» вышла в России 30 копиями в 36 кинотеатрах страны (больше не было кинотеатров, оснащенных технически). За четыре года картина собрала 2 миллиона 700 тысяч долларов. Потом появилась тенденция, согласно которой немалая часть зрителей принципиально не смотрит российское кино, считая его не заслуживающим внимания. И только сейчас возрождается интерес к отечественным фильмам.
Телеканал попросил мою картину «Солнечный удар» показать раньше допустимого после проката на большом экране, принято брать паузу в 6 месяцев. Они объяснили это тем, что более 50 процентов населения страны не имеет возможности смотреть кино на большом экране. Но в день показа картины по ТВ в кинотеатрах ее посмотрели более двух тысяч зрителей. Более того, фильм по просьбам зрителей три дня назад вновь показали в киноцентре «Соловей» на Красной Пресне. Это говорит о том, что зритель возвращается в кинотеатры, чтобы смотреть серьезное кино.
ГЕНОФОНД РУССКОГО КИНЕМАТОГРАФА
Рубрика Захара Артемьева "Захар дозвонился"
Мэтра отечественного кино Никиту Сергеевича Михалкова хорошо знают во всем мире. И зрители, и звезды кинематографа. Его имя на слуху и в Голливуде — еще бы, не каждому русскому удается «Оскар» получить! Накануне юбилея корреспонденту «ВМ» удалось дозвониться до знаменитого американского актера и продюсера Джона Малковича. Кстати, в 2011 году он был гостем Московского международного кинофестиваля и получил из рук Михалкова награду за вклад в развитие мирового кинематографа. Мы позвонили в принадлежащую господину Малковичу фирму Mr. Mudd.
- Здравствуйте, я журналист из Москвы. Нашему знаменитому режиссеру Никите Михалкову исполняется 70 лет. Можно попросить к телефону мистера Малковича?
- Да, это Джон. Привет. Я хорошо знаю Михалкова. Прекрасный человек, замечательный режиссер, он снимает хорошие фильмы! Я его поздравляю от всей души с юбилеем, желаю ему здоровья и творческой удачи.
- Вы получили из рук Михалкова награду...
- Да, статуэтку святого Георгия. Я очень горжусь этим русским «Оскаром», и мне было особенно приятно получить ее от такого человека. Михалков — настоящий гигант.
- Вы — американский актер, были дважды номинированы на «Оскар», но так его и не получили...
- А Никита Михалков получил! Завидую ли я ему? Нет — он получил эту награду совершенно справедливо и заслуженно. Михалков — это настоящий генофонд русского кинематографа. Между прочим, мое знакомство с вашим кино началось именно с его картин. Жаль, что так мало американцев смотрят русское кино. Нам бы не помешал Михалков. У него очень глубокое мышление, масштабный размах, это очень по-русски. Еще раз от всей души поздравляю!
ТАКИХ, КАК ОН, ЕДИНИЦЫ!
Александра Щедрова, студентка МГУ:
- Я считаю Никиту Михалкова талантливым режиссером. Особенно нравятся его картины «Родня», «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник». У нас в семье эти фильмы часто пересматривают. Мне кажется, там все очень продумано: нет лишних взглядов, жестов, диалогов. Актеры хорошо подобраны. Придумать и воплотить такое мог только талантливый, любящий свое дело человек.
Светлана Пархоменко, преподаватель:
- Помимо того, что Никита Сергеевич актер, режиссер и сценарист, он еще настоящий патриот, ценитель Родины. Посмотрите документальный цикл «Русские без России» — разве равнодушный человек будет такие фильмы снимать? Конечно, не со всеми его мнениями и поступками я соглашаюсь, но то, что Никита Сергеевич — большой талант и великая личность, которая оставила значимый след в истории, бесспорно! А из его фильмов больше всех нравится «Свой среди чужих, чужой среди своих».
Мария Шарапова, переводчик:
- «Я шагаю по Москве», «Жестокий романс», «Шерлок Холмс» — он везде потрясает с первых секунд. Больше всего импонирует его комедийный талант — над его героями я действительно смеюсь! А еще, помню, смотрела передачу, где Никита Сергеевич рассказывал об основах актерского мастерства, и его попросили расплакаться. И минуты не прошло, как по его лицу покатились настоящие слезы!
Максим Тихомиров, военный:
- Никита Сергеевич — достойный продолжатель своего легендарного рода. Снял столько хороших фильмов, многое сделал для отечественного кино. Читал, что у него есть академия, где он работает с молодежью. Это похвально, что человек, заслужив столько наград и званий, не закрылся где-нибудь в огромном доме, а работает с начинающими артистами, режиссерами, операторами, передает свой опыт. Думаю, ему действительно есть о чем рассказать. Таких личностей, как Михалков, единицы!
НЕ ЛЮБЛЮ ОБЪЕДИНЕНИЙ ВОКРУГ «НЕТ», ЭТО РАЗРУШИТЕЛЬНО...
Незадолго до юбилея Никита Сергеевич выпустил автобиографическую книгу «Территория моей любви». Вот несколько фрагментов из нее.
■ «Недавно мне принесли духовные завещания предков (по линии Михалковых) времен Ивана Грозного. Такие трогательные бумаги!.. Что кому отписать: кому саблю какую-то, а этому корову, шкуры какие-то. А тот еще остался предку должен две штуки сукна».
■ «Я долго не мог понять, почему на меня изумленно смотрит класс, когда я утром честно признаюсь учительнице, что опоздал, потому что Рихтер играл на пианино до трех часов ночи и не давал спать».
■ «Можно добровольно встать на эшафот — такие люди у меня вызывают восхищение. И в то же время я не могу осуждать тех, кто сохранил себе жизнь, не декларируя свою точку зрения, но и не совершая зла. К таким людям принадлежал мой отец».
■ «Мама на десять лет старше отца. Она никогда не вступала в партию, всегда ходила в храм Божий, у нее был духовник, дома всегда висели иконы. Если возникали «вопросы», отец говорил, обязательно заикаясь, начальству: «Ну что вы хотите, она 1903 года рождения. Ей уже четырнадцать лет было, когда революция свершилась!»
■ «Русский человек так устроен. У нас же нет свободы, у нас воля, а это совсем разные вещи. Поэтому такие вещи, как чередование кнута и пряника, — неоценимо важны. Но еще важнее знать, вернее, интуитивно чувствовать, когда что применить».
■ «Я всегда считал, что любой мужчина, который хочет продолжать жить в нашей стране, должен пройти армию».
■ «Я-то к факту рождения Ани и Темы отнесся спокойно. Родились, и славно. Аня даже какое-то время жила в коробке из-под ботинок, поскольку я не удосужился купить кроватку».
■ «Я помню, как позвонил Наде, мне нужен был чей-то телефонный номер. Она сказала, что мне через двадцать минут перезвонит ее муж Резо и продиктует номер. А спустя двадцать минут перезвонила сама Надя и сказала, что она только что родила. Это очень о многом говорит».
■ «Действительно, серьезная беда, когда актер, однажды найдя органичный образ и удачно его использовав, становится его жертвой».
■ «Когда в Московском Художественном театре случались выходные, Иван Михайлович Москвин приезжал в театр, выпивал с реквизитором, брал у него детский гробик, нанимал извозчика и ездил с этим гробиком по городу, рыдая. Старушки крестились, женщины утирали слезу… Вот — квинтэссенция актерства».
■ «Без юмора в кино работать невозможно. Тогда после первой же картины ты начинаешь считать себя гением, и уже никто тебя не свернет с этого пагубного пути. А еще лучше — быть непризнанным гением. Чтобы всю жизнь крепко квасить, ругать своих коллег и рассказывать, как бы ты сыграл или какое бы снял кино, но тебе не дали».
■ «Меня, например, больше интересуют не слезы в глазах актера, а их рождение. Когда актер в драматической сцене не знает, что ему играть, он сразу плачет, и все охают: ох, как он играет! А у него просто легко текут слезы».
■ «Оставьте классиков в покое! Я иногда представляю себе, что сделал бы Достоевский с режиссером, который поставил его «Братьев Карамазовых» в том виде, как они идут в наши дни. Или что бы сделал, скажем, Гоголь, увидев то, что сотворили с его «Мертвыми душами».
■ «Никогда не был диссидентом, потому что я вообще не люблю объединений вокруг «нет», это разрушительно. Люблю объединения вокруг «да»».
■ «У меня чувство, что я снимаю одну длинную картину, независимо от того, во что люди одеты, что они говорят…»
■ «Люблю гениальные слова Юза Алешковского: «Свобода — это абсолютное доверие Богу». Не вера, а именно доверие. То есть я не просто верю в Тебя, я доверяю Тебе во всем. И потому свободен».
■ «Меня никогда не занимали бытовые подробности чужой жизни. Ненавижу перемывание чужих косточек, поскольку сам неоднократно оказывался объектом досужего любопытства».
■ «Не подумайте, будто я утверждаю, что мой отец безгрешен. Вовсе нет. Но в главных, корневых вопросах по отношению к себе и к окружающему миру он был честен».
■ «Один раз я выгнал из группы человека, который во время съемки посмотрел на часы — мол, скоро обед? Все. Он не мог работать в нашей команде, потому что не делился своим вниманием, своей энергией с артистом перед кинокамерой».
Редакция "Вечерней Москвы" от всей души поздравляет Никиту Сергеевича Михалкова с 70-летием и желает творческих успехов. Ведь благодаря им нам будет что смотреть!