Большой резонанс в мире вызвало заявление бывшего командующего сухопутными войсками в Польше генерала в отставке Вальдемара Скшипчака, который заявил, что Калининградская область является частью территории Польши и что эта территория сейчас оккупирована Россией.
Надо сказать, что попытки поставить под сомнение законность принадлежности Калининградской области Российской Федерации неоднократно предпринимались и ранее. Так, в английской версии «Википедии» опубликована статья The Kaliningrad Question («Калининградский вопрос»), где рассматриваются различные предложения, связанные с отделением Калининградской области от России. Однако до настоящего времени представители Польши были все же достаточно сдержанны, когда обсуждалась эта тема.
И это понятно: вопрос о передаче Кенигсберга с прилегающим к нему районом Советскому Союзу обсуждался одновременно с вопросами о судьбе большей части (двух третей) Восточной Пруссии и о послевоенных границах Польши. Все они, в принципе, были решены на Потсдамской конференции. Правда, понадобилось, чтобы в рамках политики разрядки появился договор между СССР и ФРГ о том, что страны не имеют каких-либо территориальных претензий друг к другу, а в заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, подписанном главами 35 государств, была подчеркнута нерушимость границ в Европе.
Наконец, в Договоре об окончательном регулировании в отношении Германии (1990) зафиксировано, что объединенная Германия не имеет никаких территориальных претензий к другим государствам и не станет выдвигать таких претензий в будущем. Таким образом, окончательно закреплялся как статус Калининградской области Российской Федерации, так и современные границы Польши. Неужели сегодня многие представители польского политического класса утратили свои базовые исторические знания?
Русофобия как «мейнстрим»
Не менее алогичной выглядит позиция литовских политиков и экспертов. В Литве еще в 1990-е годы постоянно будировался вопрос о так называемой Малой Литве, а в свое время Витаутас Ландсбергис призывал отделить Калининград от России. Представители литовской профессуры дошли до абсурдного заявления, что Кант осудил бы решение Потсдамской конференции.
И здесь хотелось бы напомнить: вопрос о передаче СССР Кенигсберга был поставлен Сталиным одновременно с вопросом о передаче СССР Мемеля (ныне Клайпеды) на Тегеранской конференции. Мемель, как и Кенигсберг, передали Советскому Союзу, а Литва получила его, когда была лишь республикой в составе СССР. Более того, можно по-разному подходить к истории международных отношений 1930-х годов, но именно Советский Союз передал Литовской Республике город Вильно и Виленскую область в рамках соглашения, которое заключили в октябре 1939 года.
С чем же связаны попытки пересмотреть исторические и международно-правовые реалии? В 1990-е годы преобладало мнение, что достаточно разрушить идеологию, лежащую в основе советской системы, чтобы создать единое социально-культурное пространство от Лиссабона до Владивостока. Теперь мы понимаем: дело не только в этом.
Мы здесь сталкиваемся с более глубокими причинами геополитического характера — речь идет о сложном взаимодействии двух цивилизационных плит: европейской и русской. Именно с точки зрения сложного взаимодействия с коллективным Западом, для которого постоянно существовал восточный фронтир, все шире распространяется русофобия — феномен, относящийся к взаимодействию цивилизаций. Она стала важнейшей составляющей политики коллективного Запада. Недавно польский премьер Матеуш Моравецкий сказал так: «То, что ранее называлось русофобией, сегодня уже является мейнстримом и уже принято как очевидность, в которой мы функционируем».
Бастион на западном фронтире
После распада Советского Союза Калининградская область стала эксклавной (точнее, полуэксклавной, так как имеет выход к морю) территорией Российской Федерации. После ликвидации советских форм государственности и попыток разрушить основы российской государственности вообще Калининградская область в 1990-е годы оказалась в крайне сложном положении: у федерального центра недоставало финансово-экономических ресурсов, практически отсутствовали представления о национальных, в том числе о геополитических, интересах России, внешние силы стимулировали различного рода дискуссии о перспективах интернационализации Калининградской области.
В этой ситуации в 1991 году родилась идея создать свободную экономическую зону в Калининградской области, получившая развитие в Законе РФ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» (1995). Фактически речь шла о механизме, который позволил бы населению региона выживать.
Надо сказать, что первоначально существовали достаточно идеалистические представления о перспективах особой экономической зоны. Но уже в 1999 году в НАТО вступает Польша, в 2004-м — Литва и Латвия. В том же году Польша и страны Балтии становятся членами ЕС. Таким образом, Калининградская область не только оказалась эксклавной территорий Российской Федерации, но и превратилась в российский анклав по отношению к НАТО и Евросоюзу, что еще больше осложняет ее положение.
Важнейшим фактором, определившим и по-прежнему определяющим развитие Калининградской области России, стало укрепление с начала 2000-х годов российской государственности. Стало понятно, что о безопасности, стабильности и развитии области можно будет говорить лишь тогда, когда ее включат в систему национально-государственных, прежде всего геополитических интересов России. Очевидно, что сложнейшим для нашей страны вопросом в последнее время становится обеспечение своих интересов в области национальной безопасности, включая геополитические интересы. И здесь роль Калининградской области сложно переоценить.
Можно сказать, что Калининградский эксклав вместе с Крымом — своеобразные геополитические бастионы России на ее западном фронтире. В связи с этим в последние годы федеральный центр уделял особое внимание укреплению Калининградской области как военного и геополитического форпоста нашей страны в Европе. При этом речь шла, конечно, не только о военной составляющей, но и о соответствующей инфраструктуре, связанной с энергетической, транспортной и продуктовой безопасностью. В результате сегодня западные аналитики называют Калининградскую область зоной ограничения и воспрещения доступа и маневра (A2/AD anti-access and area denial) для сил США и НАТО.
Это необходимо в условиях, когда НАТО, как сообщил министр обороны Литвы, увеличило в два раза свои силы в Прибалтике и в десять раз — в Польше. Надо подчеркнуть, что в нынешней ситуации, только укрепляя Калининградскую область как военный форпост России, можно обеспечить нормальную жизнедеятельность этого региона и его устойчивое социально-экономическое развитие.
Значение Калининградской области будет только возрастать в условиях экономической войны, попыток установить экономическую блокаду России вообще и самой области в частности в условиях проведения специальной военной операции на Украине. Здесь важно заметить, что сегодня США, а также Великобритания, стремясь реализовать собственные цели, толкают страны Евросоюза, прежде всего Польшу и Литву, ко все более серьезному обострению отношений с Россией. Поэтому потенциальным casus belli (поводом для войны. — «Эксперт») выступает план Польши и Литвы изолировать Калининградскую область, в частности посредством блокировки транзита между Калининградским регионом и остальной частью России.