По одной из версий, фамилия Редмейн означает «рыжая шевелюра». Хотя сам Эдди до конца не уверен, что он рыжий (он дальтоник и не отличает красный от зеленого). Гарри Поттер точно не был рыжим. Это, впрочем, совершенно не важно, потому что в «Фантастических тварях...» Эдди Редмейн сыграл другого волшебника, по имени Ньют Саламандер. Обладатель «Оскара» и «Золотого глобуса» за роль Стивена Хокинга (второго «Оскара», за роль известной трансженщины, актер не получил – из-под носа увел Лео ДиКаприо), модель, певец, отец четырехмесячной крошки Айрис Мэри, Эдди Редмейн в жизни оказывается исключительно эмпатическим собеседником. Мы разговариваем в номере отеля The London в Беверли-Хиллз, на крыше которого бассейн и терраса ресторана с видом на город. Снаружи солнечно и, наверное, за тридцать, но мы сидим внутри, в номере, и стулья наши почему-то стоят так близко, что мои колени почти упираются в его. Он не смущается, впрочем, и я списываю это на «какие приятные все же европейцы, не то что местные – все им privacy, все им personal space».
Новый герой Редмейна Ньют Саламандер – выпускник Хогвартса и ученик Дамблдора, впоследствии написавший учебник Fantastic Beasts and Where to Find Them, входящий в основную программу этой школы. (Книгу, конечно, написала сама Ролинг, но вышла она за авторством Скамандера.) Обо всей этой веселой, а местами опасной фантастической неразберихе, происходящей в туманном Нью-Йорке 1920-х годов, мы и поговорили солнечным лос-анджелесским днем.
GQ: Эдди, прежде всего примите поздравления с рождением дочки.
ЭДДИ РЕДМЕЙН: Огромное спасибо, кстати, я в первый раз уехал так далеко от нее.
Ваш персонаж из «Тварей» возник во вселенной «Гарри Поттера», это своего рода двойная игра в вымысел.
Ну да, особенно после Стивена Хокинга и трансженщины Лили Эльбе. Со Стивеном можно было встретиться и поговорить, Лили оставила после себя дневники, про нее много разной информации, источников, фотографий. После всего этого мне предстояло сыграть выдуманного персонажа, и я мучился: «С чего начать-то?» Но ведь у нас была Джоан Ролинг, она ходячая энциклопедия, все знает про своих персонажей в таких подробностях, что мозг взрывается. Ее можно спросить о чем угодно: «Что он ест на завтрак?» – и всегда получишь исчерпывающий ответ. Думал, придется перестраиваться, играя несуществующего персонажа, но благодаря ее воображению ощущение было такое же, как когда играешь реального человека.
Действие книги и фильма происходит в Нью-Йорке. Снимали там же?
Нет! Мы с женой очень обрадовались, когда мне дали роль. А потом выяснилось, что снимать будут в Уотфорде, это пригород Лондона. Они выстроили Нью-Йорк в Уотфорде. Облом.
Вы живете в Лондоне, но много работаете в Америке. Где проводите больше времени – в Британии или в Штатах?
Везде помаленьку. Мне случалось играть на сцене в Нью-Йорке, я там долгое время жил и очень люблю этот город. Там сразу получаешь огромный заряд энергии, как будто оказываешься в эпицентре адреналинового шторма. Столько движения кругом, даже ходить начинаешь быстрее. В начале фильма есть забавный момент: Ньют, который целый год прожил в Экваториальной Гвинее в лесу со зверями, приезжает в Нью-Йорк и понимает, что это – самое странное место из тех, в которых ему доводилось бывать. Ролинг описывает, как он смотрит на небоскребы, вдыхает запахи – будто снова очутился в джунглях.
Вам особенно удаются образы реальных людей. Если бы довелось самому выбирать, кого бы вы сыграли?
Ух, вопрос на засыпку... Я изначально не очень верил, что у меня получится сыграть кого-то из них, так что я не сильно зацикливаюсь на подобных мыслях. Кроме того, это серьезный источник стресса – играть реальных людей, вроде героини «Девушки из Дании» Лили Эльбе, о которой люди столько всего знают, и уж тем более ныне живущих, как Стивен Хокинг. Понятно ведь, что он придет смотреть фильм; пришлось попереживать. Жена повторяла: «Ты должен на время завязать с реальными людьми», и однажды я ей ответил: «Согласен, слишком много стресса. Беру тайм-аут».
Кроме стресса, вы рассказывали о страхе и чувстве тревожности на съемочной площадке. Как вы с ними боретесь? Дыхательная гимнастика, медитация?
В прошлом я старался в течение дня найти десять минут, чтобы помедитировать, но больше мне этого не требуется. Мне с дочкой приходится сидеть, а она постоянно крутится, газы выпускает. Это само по себе довольно медитативно. Сижу, смотрю на нее и приговариваю: «Ну давай, Айрис, выпускай уже!» А потом, когда у нее все получается, хвалю: «Молодец! Отлично пукнула!»
Вернемся к «Девушке из Дании». Я полгода встречалась с женщиной-транссексуалкой, так что у меня особая привязанность к этому фильму. Что было самым сложным при работе над ролью?
«Девушка из Дании» основана на реальной истории Лили и Герды. Существует автобиография Лили, опубликованная после ее смерти, но никто точно не знает, она ли ее написала или это работа издателя. Кроме того, существует книга «Девушка из Дании», в которой очень много вымысла. Лично мне было сложновато играть именно эту, полувымышленную версию Лили, поскольку я встречался с большим количеством транссексуальных женщин, которые рассказали мне ее реальную историю. Я пытался совместить настоящую Лили и Лили из сценария, но сделать это было действительно сложно. Женщины, с которыми мне довелось пообщаться, откровенно делились своими историями – я узнал, как им живется, и чувствовал большую ответственность перед ними. Мне хотелось передать их жизненный опыт максимально аутентично, что было непросто в контексте сценария.
А вам не боязно было браться за эту роль? Незадолго до того транссексуальное комьюнити раскритиковало Джареда Лето и других создателей «Далласского клуба покупателей»: мол, в их среде достаточно актеров и актрис, которые смогли бы более правдиво изобразить его персонажа.
Это очень важный разговор. Например, я проводил семинар в актерской школе в Лондоне, в которой учатся и актеры-транссексуалы. Проблема в том, что актеры-транссексуалы не имеют достаточного опыта, чтобы играть главную роль в большом фильме, – просто потому, что их редко задействуют. Но все меняется благодаря людям вроде Ребекки Рут и Лаверн Кокс. Появляется много актеров и актрис-транссексуалов. Ситуация уже изменилась с того момента, как мы сняли фильм.
Я знаю, что вы поддерживаете центр для бездомных LGBT-подростков здесь, в Лос-Анджелесе. Как так вышло?
Когда я участвовал в продвижении «Вселенной Стивена Хокинга» и только готовился к съемкам «Девушки из Дании», я много ездил по миру, знакомился с транскомьюнити в Лондоне и Лос-Анджелесе, и мне рассказали об этом центре. А когда мы путешествовали уже с «Девушкой из Дании», довелось поговорить с молодежью. Как раз в тот момент в мейнстримовую прессу просочилась статистика о проценте бездомных в среде LGBT-подростков, она поражает воображение. За то, что ты транссексуал, тебя могут уволить в тридцать одном штате. Мы привыкли к новостям на эту тему, которые приходят из Нью-Йорка и Лос-Анджелеса – двух либеральных мегаполисов, – но жизнь в этих городах совсем не отражает общую ситуацию.
После «Оскара» вы теперь звезда и в Штатах тоже. Мне довелось наблюдать, как за вами гнался чувак с фотоаппаратом по Венис-Бич.
Вообще-то мне нечасто приходится иметь с этим дело, но тот чувак нас с женой реально достал. Мы гуляли, а он нарисовался со своей камерой и принялся снимать нас из машины. Ну хорошо, щелкни пару раз и поезжай дальше. Но он продолжал фотографировать – моя жена как раз не очень хорошо себя чувствовала, – а потом зашел вслед за нами в магазин и начал мне втирать: «Мужик, просто хочу тебе сказать, что я большой поклонник твоих фильмов» и так далее. А я вместо того, чтобы послать его куда подальше, сказал просто: «Окей, спасибо». Думал, теперь-то он оставит нас в покое, а он вернулся в свою тачку и снова начал снимать. Какого черта? Но если такова цена за любимую работу, то значит, так тому и быть. Мне повезло в жизни, жаловаться особенно не на что, да и достают меня куда меньше, чем других.
В родном городе теперь тоже чаще беспокоят?
В Лондоне ничего такого не происходит, иногда фотографируют на телефон. Но в принципе, нас не очень трогают.
Существует ли тренд на британцев в Голливуде?
Все говорят, что да, существует. Мне пока не объяснили, в чем именно он заключается, но ради бога, пожалуйста, продолжайте давать нам работу! Я начал ездить в Голливуд, потому что в Англии ближе к январю погода портится окончательно, становится холодно и противно. У меня и агента-то как такового не было в Лос-Анджелесе, но я стал просто приезжать, ходить на пробы, на встречи. Мы с друзьями – Джейми Дорнаном и Эндрю Гарфилдом – жили в съемных квартирах, ходили на прослушивания, просто чтобы сбежать от проливных дождей.
Как вы используете свою внешность в работе? Вы можете выглядеть мужественно, а можете совсем по-другому. Как внешность расширяет ваши актерские возможности?
Не знаю, я же не могу посмотреть на себя со стороны. Я не знаю, как это использовать, просто читаю сценарии и следую внутреннему зову, пытаюсь почувствовать, смогу ли я сделать историю своей. Повинуюсь только этому инстинкту, не принимая в расчет то, как я выгляжу.
Кто из сыгранных вами персонажей ближе остальных к реальному Эдди Редмейну?
Я понял, что мне лучше удаются персонажи, которые находятся в известном отдалении от меня. Как только они приближаются ко мне настоящему, сразу становятся скучными – вот вам подсказка на предмет моей персоны. Я предпочитаю прыгать с головой в персонажа от меня далекого, хотя, с другой стороны, во всех них есть что-то, что близко лично мне.
Говорят, вы много лет дружили со своей женой, прежде чем вступить с ней в романтические отношения.
Чистая правда.
Дайте совет: как выскочить из «зоны дружбы» после долгих лет чисто дружеского общения?
Отличный вопрос. Мы познакомились, когда нам было по пятнадцать или шестнадцать лет. Мне она очень понравилась, и я думал, что у меня есть шанс. Она как раз сидела у меня на коленке и вдруг спросила: «Познакомишь меня со своим другом?» Потом мы встречались иногда, будучи в отношениях с другими партнерами, но какая-то искра между нами оставалась. Когда мы сошлись, годы эротического напряжения, наконец, привели к закономерной разрядке. Созревали пятнадцать лет, в общем, и столько же мне понадобилось, чтобы пережить ее первый отказ. Я очень гордый мужчина!
Фильм «Фантастические твари и где они обитают» уже в прокате.