Известный в Москве, России и мире этот театр стал в последнее время очень привлекательным для огромного числа зрителей. Не потому ли, что его основатель и худрук Александр Калягин уверяет: «В театре возможно всё, кроме пошлости и скуки» – и упорно проводит в жизнь этот свой постулат. Свидетельством являются спектакли театра. Два из них, объединённые не только по имени, в названии которого стоит напиток, но и по действию, решают судьбы героев, вступивших в борьбу за полёт фантазии, побеждающей в жёсткой игре скучные препоны и правила.
В основе «Любовного напитка» лежит пьеса британского драматурга Питера Шеффера «Летиция и дурман», которая идёт в постановке Владимира Скворцова, известного публике ещё и как яркий актёр театра и кино. Из густонаселённой пьесы он выбрал для своего замысла трёх героев. И главная, конечно, Леттис (в пьесе Летиция) в блистательном исполнении Татьяны Владимировой, которая здесь и первая скрипка, и душа всей этой фантасмагории.
Её экстравагантные перевоплощения не имеют равных! То она проникает в головной офис, сверкая великолепной гривой седых волос, облачённая в серый брючный костюм с едва светящимися на его благородном фоне пламенными языками блузки, которые, как водопад, вырываются из плена вместе с её страстными протестующими криками. То является перед адвокатом с сеточкой на голове и в обтянувших её стройные ножки чёрных трико. То предстаёт в алой балетной пачке, чёрной кофте и в туфлях на высоченных каблуках с привязанным на одной ноге украшением. Пластике этой экстравагантной женщины, её пассам и чуть ли не балетным па может позавидовать юная балерина. Но её фишка – сногсшибательная мимика, которой она мгновенно завораживает зал, заставляя следить за каждым движением бровей, искривлёнными в гневе, а то и умиротворёнными в улыбке губами. Всем существом и своей непомерной энергией она ведёт к финалу зрителей, напряжённо ищущих разгадку того, что так раздражает в ней работодателей и чиновников и почему то же самое увлекает благодарных слушателей в её сказочных экскурсиях в самом скучном музее Англии.
Чиновница Лотта, уволившая Леттис со службы за неуёмную фантазию, в течение действия становится соратницей этой странной женщины и её другом. Актриса Мария Скосырева в роли Лотты – ещё один шедевр спектакля! Её героиня сначала кажется скованной и некрасивой, как будто из неё вылетел живой дух естества. Чудо происходит после новой встречи с Леттис, и мы видим, как к ней возвращается её природная мягкость и женственность. Преображение идёт без привычных театральных эффектов: надевания платьев с обнажёнными плечами, наложения красочного грима. Мы присутствуем при возрождении живой души, невольно осознавая, что драма случилась не только с ней, но и с нами, задавленными унылой прозой жизни, лживыми правилами и уродливыми запретами.
И, наконец, третье действующее лицо – адвокат Бардолф, назначенный защищать Леттис при угрожающем ей наказании за действия по статье «преднамеренное убийство». Артист Алексей Осипов точно и очень сочно как будто проживает на наших глазах несколько жизней. Как, впрочем, его подсудимая и её «жертва». Он предстаёт перед нами как больной человек, вынужденный есть по часам, где бы ни находился. Толстый, потеющий, нервный, он готов отказаться от клиентки при первом же её возражении. Но и с ним происходит та же счастливая метаморфоза, что и с Лоттой, которая, страдая от головной боли, выпивает волшебный напиток Леттис, названный авторами спектакля «любовным». Хотя героиня всей этой заварушки упорно твердит, что он состоит лишь «из трав и из слов», а её задача всех вокруг «освободить, одушевить и озарить!». Но, выпив странное питьё, друзья вдруг начинают слышать забытое ими пение птиц, вспоминать свои детские игры и готовы играть в новые. Они счастливы, что их игра может помешать жуткому уродству в виде страшных домов и непомерных правил, убивающих душу.
Спектакль уводит нас в мир исторических драм, который воплотился в незабываемых нарядах художника по костюмам Виктории Севрюковой, эффектных декорациях Марии Рыбасовой, изобретательных решениях художника по свету Андрея Абрамова. А музыкальная партитура Владимира Скворцова, проникающая в самую суть событий, невольно заставляет нас сравнивать жизнь героев со своей.
В спектакле по пьесе французского драматурга Эжена Скриба «Стакан воды» персонажей оказалось больше, чем в «Любовном напитке»: двое мужчин и три женщины. И хотя английский двор при королеве Анне, где происходит действие, был наверняка обширен, но то ли театр не имел возможности представить зрителям разодетых придворных с их горячей реакцией на происходящее, то ли внимание режиссёра Бориса Морозова сосредоточилось исключительно на этих пяти персонах. Ясно одно: при безлюдье слишком пристальному изучению подвергаются лица, вынужденные брать на себя как мощную энергию придворной знати, так и выдавать на-гора собственную, удвоенную, а то и утроенную, чтобы удержать в напряжении большой зрительный зал в течение почти трёх часов.
Что ж, лица героев, как и их характеры, в известном всем сюжете весьма разнообразны. Как и костюмы, в которые их одел художник Андрей Климов. И тут, уверяю вас, было на что посмотреть. И офицерские мундиры, и женские туалеты блистали роскошью и отменным вкусом, а ещё и той изобретательностью, к какой редко по нынешним временам доводится прибегать виртуозам цвета вкупе с качеством тканей и всевозможных аксессуаров. Что удивляло и ласкало взгляд искушённой публики, уставшей от уродств и привычных в своей грубой упрощённости декораций, деталей и реквизита, заполонивших сегодня сцены многих театров.
Влюбила в себя публику, пришедшую на знакомое название, и великолепная сценография Анастасии Глебовой, взбодрившая изысканной красотой гобеленов, с которыми прекрасно сочетаются строгий стол королевы и изящные стулья для гостей, ковры на полу и даже подносы. Всё это заставляло с наслаждением смотреть на сцену, слушая со вниманием все монологи и диалоги.
К тому же в спектакле разыгралась нешуточная политическая интрига по смене власти, которая самым нелепым образом пересеклась с любовными притязаниями трёх женщин на одного мужчину, что и двинуло действие к неминуемой развязке. Хотя любовной парой здесь была бедная девушка Абигайль (Кристина Гагуа), дальняя родственница герцогини Мальборо, фаворитки королевы, и бедный офицер Мешем (Егор Гордиенко), невольно ставший мишенью для насмешек одного знатного господина и мечтой двух высокопоставленных дам.
Королева Анна в исполнении Наталии Житковой – очаровательная молодая женщина, надломленная строжайшими правилами двора и понимающая, что личное счастье для неё невозможно. Смотреть на неё, ловить её богатую эмоциями реакцию, упиваться перепадами её настроений – восторг! Полная ей противоположность – герцогиня Мальборо. В интерпретации Натальи Благих её героиня – роскошная сумасбродная женщина, идущая напролом к цели, не умеющая и не желающая проигрывать. Своим неизменным скепсисом она явно привлекает публику, которая с нетерпением ждёт развязки и с интересом наблюдает за этой сильной неординарной личностью.
Но при всех невероятных перипетиях спектакля главный герой, конечно же, Генри Сент-Джон, виконт Болингброк – философ, государственный деятель, писатель, которого исполняет яркий мощный и обаятельный артист Театра Российской армии Николай Козак. С него, по сути, всё на сцене начинается, им же и заканчивается. Ибо в нём движущая сила, которая не пропустит в страстной Игре его величество Случай и обязательно им воспользуется. Болингброк Николая Козака – та самая пружина действия, без которой всё может увязнуть или провалиться в тартарары. Его энергия завораживает и увлекает, заставляя влюбляться в силу и изобретательность мужского ума.
* * *
Занавес опущен, и, покидая театр, в котором действительно нет пошлости и скуки, я, как и многие зрители, буду вновь ждать встречи с ним.