«Зарплаты доставщиков за два года выросли на 65%!» «Спрос на курьеров взлетел вдвое!» «Учителя и медики массово уходят в сферу доставки!» Поглядишь заголовки российских СМИ - и кажется, что нет в стране занятия престижнее, чем разносить заказы по квартирам и офисам. Вот мы и задумались: сколько на самом деле получают доставщики и правда ли, что среди них полно специалистов с высшим образованием?
«По улицам курьеры, курьеры, курьеры... Можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!» - разглагольствовал Хлестаков в «Ревизоре», чтобы подчеркнуть, какой он важный человек и сколько народу на него якобы работает.
Думал ли Гоголь, вкладывая в уста своего героя эту фразу, ставшую образцом запредельного хвастовства, что спустя два века профессия курьера снова будет поражать воображение современников? Только в отличие от хлестаковских, нынешние рассыльные - самые что ни на есть реальные. И их далеко не десятки тысяч…
Полтора миллиона одних курьеров! Это уже не Гоголь — такую численность назвал в конце прошлого года директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга РФ Никита Кузнецов.
Доставка стала одной из самых быстрорастущих отраслей. По данным сервиса поиска работы HeadHunter, спрос на курьеров за два года вырос на 97%, а зарплаты – на 65%. И сегодня курьер зашибает в месяц 117,4 тысячи рублей. Это в среднем. А на днях на глаза попалось объявление, сулящее водителю со своим малотоннажным грузовичком по 15 тысяч за смену - если вкалывать каждый божий день, получится 450 тысяч «грязными» в месяц.
Такие заработки в одной отдельно взятой отрасли могут создать проблемы для экономики России, обеспокоился чиновник Минпромторга: профессионалы из других отраслей начнут уходить в курьеры.
Интернет мгновенно отреагировал саркастическими роликами. Вот электрощитки с торчащими пучками проводов: электрики ушли в курьеры. Врач, недовольный размером новогоднего бонуса, срывает халат: «Баста, ухожу в курьеры!» Вот сам курьер еле добрался до подъезда сквозь сугробы. «Почему снег не убираете?», - спрашивает он в РЭУ. «А некому, - отвечают. - Все ушли в курьеры». Впрочем, последнее вполне реалистично.
Ведь спрос на рабочие руки (ноги, самокаты, велосипеды) в доставке все еще высок. Несмотря на хорошие заработки, дефицит кадров в этой сфере, по данным HeadHunter, оценивается в 200 тысяч человек.
КАРЬЕРА МЕНЕДЖЕРА
По данным Яндекс.Доставки, 40% курьеров - люди с высшим или неоконченным высшим образованием. Еще треть - со средним специальным. Чаще всего в доставке работают инженеры, программисты и экономисты.
Неужели действительно так много людей готовы сменить теплый офис и соцпакет на «одиночное плавание» с коробом за плечами?
Выхожу искать среди курьеров дипломированных специалистов. Нелегкое это дело. Примерно 9 из 10 встречавшихся мне в центре Москвы коробейников — приезжие из Средней Азии. 23-летний Равшан из Ферганы — один из них, и вот удача - у него колледж за плечами, есть диплом о среднем техническом.
- Кто по специальности? - спрашиваю.
- Не помню, - признался парень после долгого раздумья. - Я по диплому не работал...
- А как колледж называется, помнишь?
Снова сокрушенно цокает.
- Забыл… Это давно было, я уже три года в России.
Теперь понятно, что за «дипломники» формируют статистику. И все же после нескольких часов поиска удалось найти подходящую кандидатуру. Дмитрий — выпускник Тверского госуниверситета, инженер-машиностроитель.
- Я еще со школы с техникой «на ты», - парень охотно погрузился в воспоминания. - После защиты диплома устроился на Тверской вагоностроительный завод. Но там всего 50-60 тысяч в месяц. Перебрался в Москву, взяли меня в солидный салон менеджером по продажам подержанных автомобилей. Выходило 200-250 тысяч. Это лучшее, что было в моей жизни. Не только из-за денег. Можно было взять ключи от любой иномарки, изучить ее вдоль и поперек, покататься. Утро начиналось с «Ламборгини»…
Однако в 2020 году автомобили подорожали, продажи снизились, а с ними и заработки. Дмитрий ушел в «нефтянку».
- И по итогам первого же месяца - продолжил он, - был признан лучшим менеджером в компании. Приятно, но зарплата - 150-170 тысяч. Маловато...
Амбициозный парень решил заняться брокерскими услугами.
- Год отучился, сдал экзамен, чтобы получить лицензию, - перешел Дмитрий к финальной части своей одиссеи. - Нашли с товарищем зарубежных партнеров. Но это был как раз февраль 2022-го. И не успели начать — ввели санкции, все зарубежные каналы отрезали. Без денег сидеть не хотелось — пошел в курьеры. Отец узнал — за голову схватился. Но мне нравится.
ДЕНЬГИ ДОСТАЮТСЯ ВСЕ ТРУДНЕЕ
В доставке Дмитрий уже три года, работает 6 дней в неделю по 12-13 часов, получает те же 150-170 тысяч. Но возвращаться в офисный мир не собирается.
- Главное в доставке — не только деньги, но и свободный график, отсутствие стресса, - объясняет он прелести профессии. - Никто тебя не контролирует. Нужно куда-то сходить днем, в поликлинику, например, — пожалуйста, не надо ни у кого отпрашиваться. Очень удобно.
Но основная масса курьеров идет в профессию не за душевным покоем, а за большими деньгами. И ради этого готова рвать жилы. Особенно мигранты.
Нурлан - из Киргизии. Вкалывает по 14 часов без выходных — он даже слова такого не знает за ненадобностью. Не вру — вот диалог.
- Выходные есть?
- Это что?
- Ну, каждый день работаешь?
- Да.
Зато и зарабатывает 7-8 тысяч в день. На руле его велобайка два мобильника с включенной навигацией. Многостаночник, ни минуты простоя. Мы разговорились у светофора, и отведенное мне время — пока не загорится зеленый.
- Бывает плохой день, мало заказов. Но пока 6 тысяч не сделаю, не уйду, буду работать хоть 16 часов. - успел сказать Нурлан, прежде чем рвануть на загоревшийся зеленый.
По вечерам доставщики хвалятся достижениями в профессиональных чатах. «Восьмитысячников» все дружно поздравляют. А кто срубил за смену, например, 10-11 тысяч — те вообще герои труда.
Однако деньги достаются все труднее.
- Сейчас заработки упали, - говорит Дмитрий. - Нет снегопадов — нет надбавок за непогоду. Самокаты раньше бесплатно давали, а сейчас - в аренду: 10-15 тысяч в месяц в зависимости от модели.
Жалуются на падение доходов и его коллеги. Минимальная стоимость заказа для автокурьеров уже три года не поднималась, меньше стало бонусов и повышающих коэффициентов.
- Вышел в 13, закончил в 21 - еле сделал 7 вручений, - жалуется в чате автокурьер Алексей. - Итог - 2500 рублей и 160 км пробег.
Да еще бензина за такую поездку ушло почти на тысячу рублей. Это, конечно, не его день. Нормой в автодоставке считается 500 рублей в час. На самокатах и велобайках — в два раза ниже.
Так что к разговорам о сверхзаработках в курьерском сообществе относятся скептически.
- Чтобы зарабатывать 150 тысяч, курьер на автомобиле должен работать 22-25 дней в месяц и выполнять 15-20 заказов в день - это 10-12 часов работы, - пояснил «КП» менеджер компании Yandex-Pro.com Максим Петрович.
ИНОГДА ОНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ
Сейчас ситуация с зарплатами в стране очень неоднородная. И если в одних отраслях специалисты ищут, куда бы сбежать, в других, наоборот, жизнь налаживается.
- Я уже в доставке не работаю, - сообщил мне бывший автокурьер Александр, мы познакомились в конце 2023 года. - Вернулся в металлургию — трубы продаю. Зарплата - те же 180-200 тысяч в месяц, что и в доставке, зато пятидневка, свободные вечера и машину не убиваю. Плюс стаж идет, пенсионные отчисления.
Александр почти 20 лет назад закончил МИСиС (Институт стали и сплавов), было дело, стоял у печи на металлургическом комбинате в Старом Осколе, потом менеджером по продажам, а когда производство и продажи упали — ушел в курьеры. Теперь промышленность ожила — и снова понадобились профессионалы.
Его возвращение — это частный случай или тенденция?
- Все решают финансы, - сказал «КП» профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов. - Выпускнику вуза для того, чтобы выйти на хорошую зарплату, требуется лет 10. А люди хотят хорошо жить сейчас. И если это позволяет делать доставка - идут туда. А если сейчас какая-то отрасль не на словах, а на деле нуждается в специалистах, то там найдут возможность сделать зарплаты привлекательнее.
И действительно, хоть за 2 года доставка и продемонстрировала заметный рост, по итогам 2024 г. зарплаты в этой области лишь на 15 месте (см. графику).
ПОЧЕМУ КУРЬЕРОВ ВСЕ БОЛЬШЕ И БОЛЬШЕ?
Понятно, когда курьерская доставка была популярна во времена ковида. Но почему рост продолжается и сейчас?
- Увеличение численности курьеров во многом обусловлено ростом зарплат в других отраслях – производстве, науке, IT, - сказала «КП» Марина Москвина, управляющий директор Управления рынка труда и социального партнерства Российского союза промышленников и предпринимателей, член Общественного совета Минтруда РФ. - Больше зарабатывают - активнее пользуются услугами доставки: спрос рождает предложение. И это приводит к тому, что растет число занятых в доставке и персональных услугах.
Другим стимулом к расширению услуг доставки стало развитие онлайн-сервисов.
- Каждый год рынок интернет-торговли в России растет на 30– 40 процентов, - рассказала «КП» гендиректор сервиса по поиску работы и найму сотрудников GdeRabota.ru Екатерина Агаева. - В 2023 году его объем составил 7,8 трлн рублей, а в 2024 — 10,2 трлн рублей. Это выше мировых показателей. Вместе с рынком eCommerce увеличивается и спрос на доставщиков. Только за 2024 год работодатели опубликовали 7,5 млн вакансий для курьеров. Поэтому для привлечения кадров сервисы доставки вынуждены повышать зарплаты.
А вот еще мнение — оказывается, дело в смартфонах.
- Доступность и удобство курьерской доставки позволили этому сервису войти в привычку десятков миллионов россиян, - отметил «КП» основатель Академии ритейла, доцент МГИМО, председатель Чемпионата розничных профессий Retail Skills Алексей Филатов. - Особенно молодого поколения покупателей, для которых смартфон уже стал, фактически, новой частью тела. Покупка с его помощью одним-двумя кликами совершается в любом месте и в любое время. И курьерская доставка - продолжение успешного опыта использования смартфона для решения текущих задач. А новые поколения покупателей стали проводниками в мир онлайн заказов для своих родителей и их родителей.
«ЕЩЕ ЛЕТ ПЯТЬ, И НАЧНЕТСЯ СПАД»
Сколько еще будет продолжаться бум на рынке доставки? Эксперты уверены, что не очень долго:
- Рынок курьерских услуг в России близок к пику, - сказал «КП» профессор Александр Сафонов. - Еще лет пять, и начнется спад.
Вот 7 новых поворотов, которые в ближайшие годы ожидают курьерскую доставку.
1. Поскольку труд в доставке уже сейчас достаточно дорогой, зарплаты курьеров не будут расти слишком уж быстро - у работодателей попросту нет на это денег.
2. Доставка не будет все время такой доступной для потребителя, как сейчас. Потребители начнут платить за доставку больше.
3. Маркетплейсы будут искать способы сокращения издержек с помощью автоматизация процессов. Она уже активно внедряется в логистических центрах, и это сопровождается сокращением персонала. В доставке уже работают роботы-тележки, доставляющие груз до подъезда.
4. Сокращение персонала приведет к необходимости упрощать логистику. В частности, активнее будет применяться система доставки не до квартиры, а до ближайшего ПВЗ (пункта выдача заказов), который находится в том же или соседнем доме. Сеть ПВЗ будет расширяться.
5. Численность курьеров не будет сильно увеличиваться, поскольку рынок курьерских услуг не может расти до бесконечности. Количество покупателей — конечная величина, и сейчас мы близки к практически полному охвату.
6. Не исключено, что в ближайшие годы может измениться культура потребления. Сейчас модно получать еду из ресторана на дом, а завтра станет модно ресторанные блюда есть в ресторане. И яблоки в супермаркете набирать самому, а не что комплектовщик положит. И одежду выбирать, трогая ткань руками, а не просто по картинке на сайте.
7. Обязательно разберутся с налогообложением в службах доставки. Доставщик за 170 тыс. руб. в месяц - слишком дорогое удовольствие для экономики при том, что это в лучшем случае самозанятый с налогом 4%, а зачастую вообще вне налогообложения. Зачастую они не делают отчислений ни на социальное обслуживание, ни на свою будущую пенсию. С таким подходом эти умники себя в старости без штанов оставят. Но если курьеры будут оформлены как наемные работники со всеми причитающимися выплатами в Социальный фонд и бюджет, то работодатель не сможет платить им таких высоких зарплат, как сейчас.
СКАЗАНО «КП»
Экономист Панина: Массовый переход высококвалифицированных специалистов в курьеры — скорее, миф, чем реальность
- Истории о массовом переходе в курьеры врачей, учителей и представителей прочих высококвалифицированных профессий, скорее, миф, чем реальность, - сказала «КП» завкафедрой «Государственное и муниципальное управление» Финансового университета при Правительстве РФ Ольга Панина. - Такие специалисты, как правило, ищут работу в своей сфере деятельности. Образование и уникальный опыт, на получение которого потрачены годы, помогает конкурировать на рынке труда в своей профессии. К тому же, переход в курьеры для многих связан с потерей социального статуса, на что согласится далеко не каждый, даже если оплата труда будет выше.
HR-эксперт Гарри Мурадян: Уход специалистов в курьеры — следствие плохого микроклимата на рабочих местах
- Уход специалистов с высшим образованием в сферу курьерской доставки, можно воспринимать и как «приговор» существующим отношениям в трудовых коллективах, - сказал «КП» специалист по карьерному росту, HR-эксперт Гарри Мурадян. - Если люди предпочитают работу, где отсутствует необходимость взаимодействовать с коллегами и начальством, это говорит о том, что они не чувствуют себя комфортно в текущих условиях. Возможно, это следствие невнимания к личным потребностям сотрудников, их эмоциональному состоянию.
По словам эксперта, деньги — это лишь один из аспектов мотивации сотрудников.
- Чувство принадлежности к команде, возможности для самореализации и уважение к личности играют ключевую роль в создании здоровой рабочей атмосферы, - уверен Мурадян. - Соблюдение этих принципов поможет удержать квалифицированные кадры.
На практике в этом могут помочь корпоративные психологи. Однако практика их привлечения не очень распространена в России, считает эксперт. Активнее других это делают IT-компании.
При этом он отметил, что и у курьеров не все гладко.
- Курьеры тоже могут сталкиваться с психологическим давлением, - говорит Мурадян. - Например, со стороны клиентов. Стресс могут вызвать высокие требования к скорости выполнения задач, невозможность достичь желаемого финансового результата. Поэтому нельзя однозначно утверждать, что их работа полностью лишена стресса.
КСТАТИ
Система оплаты
Оклад для доставщика - редкость. Ставки есть в основном у штатных сотрудников курьерских компаний. А доход большинства курьеров, которые приносят нам пиццу, посылки или продукты из магазина, равен сумме гонораров за каждый конкретный заказ.
Зависят эти гонорары от разных факторов. Учитывается расстояние, вес, что именно доставляется и т. д. Также есть повышающие коэффициенты. Заказ может стоить и 100, и 800 рублей.
- За доставку нескольких телефонных чехлов (пакет в карман поместится) в пределах получаса езды на метро мне заплатили 300 рублей, - рассказал доставщик Юра, приехавший в столицу с Украины. - Это неплохой, средненький заказ. Бывали и подороже - например, 1000 рублей. За эти деньги пришлось почти час тащить семикилограммовую сумку с автозапчастями от Шоссе Энтузиастов до Водного Стадиона.
А вот какой расчет привел мне менеджер компании Yandex-Pro.com Максим Петрович. Это оплата реальной доставки еды из московского ресторана.
1. Базовая стоимость заказа: 25 рублей
Этот показатель зависит от того, что именно нужно доставлять. Может быть и выше – например, 100 рублей.
2. Платное ожидание в ресторане: 9 рублей
Минута «стоит» 3 рубля. Оплата начинается после восьмой минуты ожидания. Курьер прождал 11, поэтому деньги получил за 3 минуты.
3. Оплата за расстояние: 45 рублей
Километр «стоит» 30 рублей. Путь от ресторана до заказчика в данном случае - 1,5 км.
4. Повышающий коэффициент: 60%
Зависит от разных факторов (их высчитывает специальная программа): количества курьеров на маршруте, спроса, времени суток, частоты выхода конкретного сотрудника на работу и т п.
Итого за данный заказ курьер получил (25+9+45)*1,6 = 126 рублей 40 копеек.
А КАК У НИХ
Как работают курьеры за границей
Греция: На зависть учителям и полицейским
Интересно, а за границей курьеры есть? Например, в Греции?
- Доставка у нас очень популярна, - рассказала «КП» жительница Афин актриса Даная Поликарпу. - Минимальный заказ из супермаркета — всего 6 евро. По многим товарам, если делать предоплату картой, дают скидку. Но есть риск: товар может затеряться, а вернуть деньги очень сложно. Поэтому я плачу только при получении.
По ее словам, в греческой столице доставкой занимаются в основном, мигранты из стран арабского Востока.
Однако в глубинке ситуация другая.
- У нас курьеры практически все греки, - рассказал «КП» владелец пиццерии в Волосе Сергей Каррас, он родом из Ташкента. - Несколько лет назад это считалось годным разве что студентам на подработку. А после пандемии — как прорвало: люди уже не считают зазорным садиться на мопеды и развозить товары. Многих привлекает свободный график. Еще один плюс - не надо напрягаться: доставил, получил чаевые, сказал спасибо. Все!
Зарабатывают неплохо.
- Если 6 дней в неделю по 10 часов, то можно выйти на 2000 евро чистыми в месяц, - говорит Сергей.
Это хоть и меньше, чем у юристов, строителей, врачей и программистов, но больше, чем у инженеров, учителей и полицейских. Да еще плюс бурбуар (по-гречески чаевые) - 15-20 евро в день.
Благодаря курьерам Сергей поднялся в бизнесе.
- У меня работало 8 развозчиков, и производство упиралось в их физические возможности, - рассказывает предприниматель. - А после пандемии активно заработали фирмы по доставке, и я стал пользоваться их услугами. И хотя своим я платил 7-8 евро в час, а фирме плачу 10, мне это выгодно. Потому что сколько запрошу курьеров — столько мне и дадут. Только успевай выпекать. Продажи намного возросли.
По словам Сергея, в Греции сформировался даже класс «курьеров-рантье».
- Гражданин страны регистрируется на платформе доставки и дает свой телефон мигранту, который официально не имеет права работать, - говорит собеседник. - Мигрант трудится и отдает 15% выручки «хозяину». Один человек может зарегистрировать несколько телефонов на разных платформах и получать от курьеров, работающих под его именем, несколько сотен долларов в месяц.
Германия: С российской доставкой не сравнить
А вот в Германии много денег на доставке не получишь. Потому что основной заработок курьера складывается из переработок, а там с этим строго.
- Профсоюзы и трудовые инспекции не допускают переработок, - рассказал «КП» москвич Олег, временами живущий в Берлине. - Кто не имеет официального права на работу, тоже не может развозить товары. У немцев эта работа считается не престижной — там либо студенты, либо по направлению службы занятости. Немцев набирается примерно треть, а в основном турки и арабы.
Жесткий «орднунг» привел к тому, что доставка в Германии — тоска зеленая.
- В Москве намного лучше, - говорит собеседник. - Можно в любое время заказать продукты из топовых ресторанов, из магазинов, а в Германии выбор значительно меньше, хорошие рестораны зачастую не работают с доставкой, а ночью купить что-то в магазине онлайн вообще невозможно.
Канада: До медсестры не дотягивают
Не слишком популярна карьера курьера и за океаном.
- Знакомый лет тридцати, инженер из Индии, работает развозчиком на автомобиле, - рассказал мне старый приятель, живущий в Торонто. - По его словам, за 8-10 часов зарабатывает около 250 CAD (канадских долларов, это $0,7 - Ред.), почти 50 уходит на бензин, остается 200 чистыми (13,5 тысяч рублей).
Если работать 6 дней в неделю, получится где-то 5000 CAD в месяц (340 тысяч рублей). Пять дней работы — и можно на неделю укатить в 4-звездочный отель на Кубе. Ром, сигары, красавицы-мулатки… Тур из Канады с перелетом стоит, например, 870 CAD.
Увы, всю легкость бытия убивают расходы.
- В Торонто аренда однушки обходится в 2300-2500 долларов в месяц, - продолжает собеседник. - Курьер снимает с приятелем, значит, на одного - 1200. Питается, скорее всего, в недорогих кафе — можно уложиться в 400. Плюс коммунальные расходы, расходы на машину — техобслуживание, страховка, амортизация…
В итоге остается не более 2500 CAD – около 170 тысяч рублей. Жить можно (в провинции Онтарио минимальная зарплата - 2100 чистыми в месяц), но до местных айтишников, инженеров и даже медсестер не дотягивает.
- Доставка здесь может быть интересна только как подработка для местных на выходных, - делает вывод наш собеседник. - Кстати, знакомый айтишник, тоже индус, так и делает.
КУРЬЕРСКИЕ ТАЙНЫ
Чаевые дают редко
На фоне разговоров о сверх-доходах курьерам стали реже давать чаевые. Да и как правило, это доплата до круглого. Например, если заказ стоит 230 рублей, то в приложении заплатят 250. Если наличными — то 50 рублей или 100. Дадут три «сотенных» — это уже повод сфотографировать их и выложить в чате.
- Однажды я привозил заказ на Патриаршьи пруды — квартира миллионов 300 стоит, - вспомнил Дмитрий. - Хозяин дал мне полторы тысячи.
Иногда чаевые дают доставленными самим курьером продуктами. Заказчик видит, что столько ему не съесть. Что-то оставляет себе — остальное отдает курьеру.
Служебный роман
В культовом фильме «Курьер» герой приносит рукопись из издательства автору и знакомится с его дочкой. Вокруг их отношений строится сюжет. А у нынешних курьеров случаются служебные романы?
- Бывает, - улыбается Дмитрий. - Знакомому выпало тортик доставить. А там хозяйка чуть постарше. «Заходи, - говорит, - а то мне одной чай пить скучно». Так у них и закрутилось...
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Топ-20 самых высокооплачиваемых профессий* в 2024 году
Профессия Зарплата (медиана)** тыс. руб Прирост к 2023 г.%
DevOps-инженер 249,2 13
Дата-сайентист 231,3 12
Системный аналитик 17767 18
Агент по недвижимости 150,1 20
Геодезист 149,4 21
Программист, разработчик 144,7 11
Токарь, фрезеровщик, шлифовщик 143,6 29
Машинист 140,8 18
Сварщик 138,5 39
Брокер 132 13
Геолог 129,3 15
Водитель 129,3 42
Прораб, мастер СМР 128,4 23
Продуктовый аналитик 118 1
Курьер 117,4 21
Бизнес-аналитик 117,3 11
BI-аналитик, аналитик данных 114,8 6
Инженер ПТО, инженер-сметчик 108,8 16
Менеджер продукта 107,1 8
Монтажник 106,9 30
* Без учета высших руководителей
** Медиана — сумма, при которой которой половина работников получает больше, а половина — меньше.
По данным hh.ru