ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Май 12, 2025

Бюджет: проблемы явные и скрытые

Рейтинг: 0

Автор: Алексей Долженков, Евгения Обухова. Монокль

В этом году нефтегазовые доходы будут меньше, а расходы на обслуживание госдолга и субсидирование ставок — больше ожидаемых. В значительной мере в росте дефицита бюджета виноват ЦБ. Правительство могло бы сократить расходы, поменяв схему субсидирования ипотеки и урезав доходы банковского сектора.

Свежие данные об исполнении федерального бюджета в январе‒апреле 2025 года вместе с падением цен на нефть и некоторым укреплением курса рубля — вот ответ на вопрос, почему Минфин внес такие существенные коррективы в федеральный бюджет на 2025 год. Доходы сократили на 4,4%, расходы увеличили на 2%, а дефицит вырос более чем в три раза.

На самом деле все не так плохо: доходы федерального бюджета в январе‒апреле 2025 года составили 12,3 трлн рублей, это на 5% выше аналогичного показателя предыдущего года.

Нарратив западных агентств, подхваченный российскими СМИ и телеграм-каналами, о катастрофическом положении бюджета из-за падения цен на нефть верен лишь отчасти: нефтегазовые доходы российской казны действительно сократились на 10,3% год к году и составили 3,7 трлн рублей. Из комментария Минфина следует, что это произошло преимущественно вследствие снижения средней цены на нефть, а также из-за эффекта высокой базы: в феврале 2024 года было единовременное поступление доплаты по НДПИ на нефть. Кроме того, в ведомстве Антона Силуанова предупредили о дальнейших рисках снижения нефтегазовых доходов из-за ослабления ценовой конъюнктуры. Согласно обновленному прогнозу, в целом за 2025 год объем недополученных нефтегазовых доходов составит 447 млрд рублей.

Стоит напомнить, что если еще в январе цена Urals доходила до 77,38 доллара за баррель (67,66 доллара в среднем за январь, по данным Минэкономразвития), то на момент сдачи этой статьи, по данным Argus, она опустилась ниже 50 долларов за баррель (54,76 доллара в среднем за апрель). Конечно, можно сослаться на то, что это уже не очень релевантные расчеты (Argus определяет цену несуществующей больше марки Urals на средиземноморском и роттердамском рынках, которых уже больше трех лет тоже не существует), однако и по другим данным цена российской нефти значительно просела. Так, по информации Санкт-Петербургской биржи, если в январе цена поставки российской нефти через Варандейский морской отгрузочный терминал могла достигать 63,47 тыс. рублей за тонну, то на момент сдачи этой статьи она составляла 32,67 тыс. рублей за тонну (84,57 и 55,28 доллара за баррель).

В дополнение к снижению цен на нефть произошло и некоторое укрепление курса рубля, которое само по себе отрицательно сказывается на рублевых нефтегазовых доходах бюджета: чем слабее рубль, тем больше в рублях получает бюджет от экспорта, и наоборот. Если в январе, по данным ЦБ, цена юаня доходила до 13,95 рубля, то на момент сдачи этой статьи она опустилась до 11,18 рубля. Доллар тоже подешевел с локального пика 103,44 рубля в январе до 80,86 рубля на момент сдачи статьи. Напомним, после прекращения торгов недружественными валютами на бирже Банк России определяет их курс на основе данных внебиржевого межбанковского рынка.

Но базу нашего бюджета давно обеспечивают ненефтегазовые доходы, а с ними все хорошо: в январе‒апреле 2025 года они составили 8,5 трлн рублей, на 13,5% больше, чем годом ранее. По мнению Минфина, траектория поступления ненефтегазовых доходов в январе‒апреле вместе с более высоким уровнем налоговой базы прошлого года формируют предпосылки для значимого превышения динамики, заложенной в Закон о бюджете на 2025 год (от 30 ноября 2024 года) — проще говоря, денег удастся собрать больше. В новой версии бюджета заложено не 29,36 трлн, а 30,2 трлн ненефтегазовых доходов (это прежде всего НДС и налог на прибыль).

Причина выросшего дефицита в том, что Минфин щедро тратит. Объем расходов федерального бюджета по итогам января‒апреля 2025 года составил 15,5 трлн рублей, что превышает аналогичный показатель предыдущего года почти на 21%. Стоит отметить, что после всплеска расходов в январе (+64,1% год к году) в феврале‒апреле расходы замедлились (+10,2% год к году). Резкий прирост в январе был связан с оперативным заключением контрактов и авансированием финансирования по отдельным контрактуемым расходам.

В Минфине также отметили, что отдельные расходы будут профинансированы за счет авансового перечисления дополнительных ненефтегазовых доходов, сформированных в конце 2024 года. В министерстве добавили, что это будет обеспечивать повышенную гибкость управления структурой бюджетных ассигнований, которая может потребоваться из-за увеличения обязательств федерального бюджета, зависящих от значения ключевой ставки.

В итоге в январе‒апреле федеральный бюджет сложился с дефицитом в размере 3,2 трлн рублей — как уже говорилось, из-за опережающего финансирования расходов в январе, а также снижения поступлений нефтегазовых доходов. Впрочем, в Минфине считают, что это не повлияет на исполнение целевых параметров на 2025 год в целом. От себя добавим, что влияние на целевые параметры будет минимальным, если эти параметры заранее скорректировать, как это и сделал Минфин.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни