В крупнейшем российском железнодорожном операторе — Первой грузовой компании (ПГК), которая только в конце 2023 года перешла от структур Владимира Лисина к компании «Аврора Инвест», связываемой с Тимуром и Русланом Бабаевыми, снова ожидаются перемены. Как стало известно “Ъ”, ПГК в управление забирает ВТБ (MOEX: VTBR), у которого в залоге находится вагонный парк компании, обеспечивающий долгосрочные обязательства ее материнской структуры. По мнению источников “Ъ”, такой исход мотивирован недовольством со стороны, в частности, ВТБ итогами прошлогодней сделки по приобретению ПГК. Теперь собеседники “Ъ” предвидят возможную консолидацию на базе ПГК операторских компаний и создание сверхкрупного игрока.
Крупнейший железнодорожный оператор в России — Первая грузовая компания переходит под управление ВТБ, рассказали “Ъ” три источника на рынке. По информации “Ъ”, в ближайшее время ожидается смена гендиректора компании. В ПГК от комментариев отказались. «Не комментируем»,— сообщили в ВТБ.
В ноябре 2023 года ПГК у структур владельца НЛМК Владимира Лисина выкупило АО «Аврора Инвест». Собственники последнего не раскрываются. Источники “Ъ” на рынке говорят, что речь идет о группе инвесторов, среди которых совладельцы АО «Вектор Рейл», владеющего оператором перевозок сжиженных углеводородных газов «СГ-Транс» — Тимур и Руслан Бабаевы. Господа Бабаевы — сыновья бывшего вице-президента ОАО РЖД Салмана Бабаева, возглавляющего совет директоров ПГК. Руслан Бабаев занимает пост гендиректора ПГК. Источники “Ъ” оценивали сумму сделки примерно в 220 млрд руб., некоторые оценки были выше. Согласно бухгалтерской отчетности «Аврора Инвест», в 2023 году компания потратила на покупку акций или долей 243 млрд руб. и получила сопоставимую сумму в виде кредитов и займов.
ПГК была создана в 2007 году, затем выделена из состава ОАО РЖД в рамках реформы. В 2011 году 75% минус две акции приобрела структура Владимира Лисина за 125,5 млрд руб. В 2012 году, выкупив у ОАО РЖД оставшийся пакет за 50 млрд руб., холдинг господина Лисина консолидировал 100% оператора. Сейчас в парке компании около 90 тыс. единиц подвижного состава, в основном полувагонов и крытых вагонов, а также фитинговых платформ. В рейтинге железнодорожных операторов INFOLine Rail Russia Top по итогам первого квартала 2024 года ПГК занимает первое место по объему грузовых перевозок и по величине грузооборота — 60 млрд тонно-километров и 29,8 млн тонн за первые три месяца года соответственно. В количестве вагонов в собственности и управлении компания уступает только подконтрольной ОАО РЖД Федеральной грузовой компании (ФГК) и «Деметра-Холдингу».
У ПГК формально низкая долговая нагрузка с уровнем долг/EBITDA менее 1. Но в 2023 году, отмечает в своем рейтинге «Эксперт РА», ПГК выпустила независимую финансовую гарантию в адрес кредитора материнской компании в качестве обеспечения ее долгосрочных кредитных обязательств. В отчетности ПГК говорится, что она предоставила ряд обеспечений по обязательствам материнской компании и предоставленная финансовая гарантия является существенной для общества, но не превышает величину его активов. На конец 2023 года на залоговых счетах размещено 70,6 млрд руб., сообщается в отчетности. Также, говорится в документе, в феврале 2024 года ПГК заложила в качестве обеспечения 66,8 тыс. вагонов стоимостью 92,1 млрд руб. В отчетности залогодержатель не раскрывается. Но в базе СПАРК есть сведения о залоге активов ПГК в ВТБ.
Два собеседника “Ъ” объясняют происходящее несовпадением текущей ситуации в ПГК с обещаниями, данными вовлеченным сторонам и кредиторам, в том числе ВТБ, при организации сделки.
По мнению одного из собеседников “Ъ”, в перспективе ВТБ может продать или передать ПГК в управление. Три собеседника “Ъ” на рынке рассказывают, что получение ПГК банком — первый акт крупного консолидационного процесса на рынке. Двое из них не исключают, что к ПГК могут быть присоединены «Трансфин-М» и подконтрольный ему железнодорожный оператор «Атлант».
Еще двое собеседников “Ъ” отмечают, что активизировалась дискуссия о передаче в частные руки ФГК, напоминая предложение Федеральной антимонопольной службы ограничить или запретить участие ОАО РЖД в капитале транспортных операторов. О том, что слияние ПГК и ФГК обсуждается, говорят четыре собеседника “Ъ” на рынке, вспоминая план «Ураган» 2015 года по консолидации около 200 тыс. вагонов на одном собственнике (см., например, “Ъ” от 20 апреля 2016 года). Хотя другой собеседник “Ъ” сомневается, что ФГК заберут у ОАО РЖД. По его словам, в таком случае покупатель ФГК как минимум будет нагружен «железобетонными» обязательствами без промедления предоставлять парк под государственные задачи.
У ВТБ есть опыт работы в сфере строительства холдингов с существенной железнодорожной составляющей на основе активов, изъятых за долги.
Так, в 2018–2019 годах банк получил доли в Новороссийском комбинате хлебопродуктов и Объединенной зерновой компании, которые принадлежали группе «Сумма» Зиявудина Магомедова и были заложены в ВТБ. На базе этих активов ВТБ создал «Деметра-Холдинг», который сейчас включает Новороссийский зерновой терминал, долю в терминальном комплексе «Тамань», крупнейшего оператора хопперов-зерновозов «Русагротранс», перевозчика лесных грузов «ТрансЛес» и др.
В 2020 году ВТБ сообщил о продаже 49,999% «Деметра-Холдинга» структурам основателя пивоваренной компании «Балтика» Таймураза Боллоева и Marathon Group зятя главы МИДа Сергея Лаврова Александра Винокурова и Сергея Захарова. После введения санкций США в отношении банка в 2022 году у структур холдинга возникли сложности с экспортом зерна, говорили источники “Ъ”. Летом 2023 года глава ВТБ Андрей Костин сообщил, что банк вышел из этого бизнеса. «Ведомости» писали, что совладельцем «Деметра-Холдинга» может стать структура инвестиционного фонда Омана.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что ПГК демонстрирует высокий уровень финансовой устойчивости и операционной эффективности, поэтому смена контроля, вероятно, связана с взаимоотношениями покупателя и финансирующего банка.
ПГК, продолжает он, лидер по технологической эффективности среди операторов типового парка с рекордными финансовыми показателями. Чистая прибыль за 2023 год — 36 млрд руб., рентабельность по чистой прибыли — 31,1%, а нераспределенная прибыль на конец 2023 года — 155 млрд руб. Новые владельцы как минимум ничего не ухудшили в работе компании, полагает господин Бурмистров. Из-за роста ключевой ставки и лизинговых платежей 2024 год не будет настолько прибыльным для всех операторов, прогнозирует он, но и не будет провальным.
По мнению господина Бурмистрова, переход управления ПГК к ВТБ — хорошая для рынка новость, так как «ВТБ Лизинг» — крупнейший лизингодатель. ВТБ, считает он, сменит менеджмент в ПГК, возможно, уменьшит долг, а далее возможно разное развитие событий, вплоть до IPO. Не исключено, полагает эксперт, что с таким объемом располагаемых средств ПГК проявит себя на рынке как консолидатор: сейчас покупка компании предпочтительнее покупки нового парка.