«В Сибирь надо бы переводить определенные федеральные структуры или как минимум переводить туда те наши крупные компании и головные офисы, которые там работают, а основные налоги платят в Москве», — сказал президент Владимир Путин три года назад во время «Прямой линии» с россиянами. И через два месяца из Москвы съехал «Газпром», перерегистрировавшись в Санкт-Петербурге. Эффект получился сногсшибательный. До переезда газовики платили в московский бюджет порядка 160 млрд рублей налогов — 5% от общей суммы столичных налоговых доходов. А для казны Санкт-Петербурга эта сумма составила четверть (!) всех налоговых поступлений. В результате вторая столица мигом выскочила из унизительной нищеты, а Сибирь нервно курила в сторонке.
Пример оказался более чем наглядным. И вот уже спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко немедленно выступила с инициативой перенести офисы «РусГидро» в Красноярск, РЖД и «Ростеха» — на Урал, «Башнефти» — в Уфу, «Роснефти» — в Сибирь, «Интер РАО» — в Калининград. А вскоре компания «РусГидро» даже начала переезд в Красноярск — поближе к каскаду крупнейших енисейских ГЭС суммарной мощностью 12,72 гигаватта (чуть меньше четверти всей российской гидроэнергетики).
Чуть позже Минэкономразвития предложило еще 17 региональных центров для размещения головных офисов и штаб-квартир наиболее крупных и успешных российских бизнесов: Владивосток, Иркутск, Новосибирск, Омск, Тюмень, Екатеринбург, Челябинск, Уфу, Пермь, Самару, Набережные Челны, Казань, Волгоград, Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар и Нижний Новгород. Лишь Саратова в этом списке почему-то не оказалось. Зато тогдашний министр обороны Сергей Шойгу выступил с идеей построить в Сибири пять новых научно-промышленных и экономических центров с населением до миллиона человек каждый, в один из которых перенести столицу государства. Не рассказал лишь, откуда возьмутся дополнительные горожане в стране, из-за демографических ям теряющей население.
Идея массовых переездов затронула и саму Москву, которую 1 июля 2012 года расширили в 2,4 раза в надежде убрать из центра министерства, ведомства и прочие административные и деловые офисы, чтобы отдать город горожанам и гостям столицы. Но бюрократия (госслужащих в Москве не меньше полумиллиона) сказала твердое «нет!» переселению за МКАД, из-за чего количество офисных площадей в Старой Москве за последние пять лет выросло на 29%, а в новых районах сооружается все больше частного жилья (на аукционах уже продается до 130 земельных участков в год, и на каждый претендуют 30 желающих и более). «Земля для индивидуального жилищного строительства пользуется у горожан высоким спросом, — поясняет заммэра Владимир Ефимов. — Это позволяет им жить в собственном доме и при этом пользоваться развитой инфраструктурой мегаполиса».
Зато Красноярску уже завершающийся переезд «РусГидро» из столицы принес несомненную пользу. Во-первых, рабочие места: как заявил гендиректор компании Виктор Хмарин, с нового года прием вакансий в Москве закрыт. «Всех новых сотрудников для «РусГидро» набирают только в Красноярске». Во-вторых, почти за 2 млрд рублей компания купила в центре города себе под штаб-квартиру 14-этажный недострой 2013 года, который уже начал разваливаться. В-третьих, по итогам 2023 года краевой бюджет впервые получил от гидроэнергетиков приличные налоговые отчисления — 105 млрд рублей (вместо прежних 12 млрд).
А в СМИ и соцсетях появляются новые подсчеты, у кого из богатеньких можно еще что-нибудь забрать и передать бедненькому. Например, пишет «Царьград», один только Сбербанк, согласно отчетности за 2023 год, «заплатил 384 млрд рублей налога на прибыль, из которых 326 млрд должны были пойти в столичный бюджет. Деньги огромные: доходы бюджета крупнейшего региона Центральной России Воронежской области составили 193 млрд рублей. Можно представить, как похорошел бы регион в случае увеличения своей казны до полутриллиона рублей с лишним». Другой эксперт предлагает переместить «ЛУКОЙЛ» из Москвы в Нижегородскую область — доходы облагодетельствованного субъекта выросли бы на 25,5%, до 401 млрд рублей.
Очень напоминает мечты Полиграфа Шарикова из «Собачьего сердца»: «Взять все, да и поделить!». Хотя известно, что доходы действительно разбогатевшей за последние 10 лет Москвы колоссально выросли — но без присоединения «чужих» налогов и налогоплательщиков, а лишь благодаря предприимчивости и упорному труду самих москвичей, а также успехам в импортозамещении. Так, производство одежды выросло в 62 раза, продуктов питания — втрое, электроники, оптики и компьютерной техники — вчетверо, лекарств и медицинских изделий — вшестеро, несырьевой экспорт поднялся почти всемеро. В одном лишь 2023 году на 200% увеличился объем выпуска лазерного оборудования. А на этой неделе «Московская техническая школа» открыла для предпринимателей 26 новых курсов по направлению «Новые производственные технологии».
Результат: доходы бюджета в 2010 году составляли 1,137 трлн рублей, а в 2023 году — уже 3,746 трлн. Почти половину доходов (45%) ныне составляет подоходный налог с москвичей, средняя зарплата у которых — около 118-120 тысяч рублей. Количество самозанятых уже превысило 1,73 млн человек (20% от общероссийских), только от них бюджет Москвы получил уже 30 млрд налогов.
Для сравнения: в Воронежской области средняя зарплата — пока что 46 280, на малых предприятиях — 41 650, в средних компаниях — 50 900 рублей. В бюджетной сфере цифра составляет 37 020 рублей. В Нижегородской области средние зарплаты повыше, но не сильно: 55 тысяч. А ведь низкая покупательная способность населения тормозит развитие в регионах многих отраслей частного бизнеса.
Конечно, Москва обладает конкурентными преимуществами перед провинцией: огромные размеры рынков, сосредоточение интеллектуального потенциала и квалифицированных кадров, концентрация государственной власти и финансово-экономических ресурсов, мощный инвестиционно-строительный комплекс и так далее. Но разрыв в экономическом развитии и уровне жизни между столицами и остальной Россией недопустимо велик. Разница в уровне благосостояния между самым богатым регионом и самым бедным доходит до 19 раз, тогда как среднемировой уровень для больших стран составляет 5,2 раза.
Понятно, что без приличного финансирования запустить процессы фронтального социально-экономического развития страны невозможно. А Счетная палата недавно опубликовала жесткий доклад, где сказано, что у 29 регионов вообще нет мер инвестиционного стимулирования: своих средств в казне не имеют, а местным предприятиям давать стимулы к ускоренному развитию невозможно, ибо в результате оголяется бюджет. Так что федеральному центру нужно либо прибавить денег регионам, либо сделать так, чтобы вывести хотя бы половину их на уровень самообеспечения. Предполагается, что вынос крупнейших компаний (как государственных, так и частных) из столицы в провинцию может стать такой палочкой-выручалочкой. Хотя подсчитано, что Москва потеряет из-за этой релокации примерно 20% нынешних доходов: 700-800 млрд рублей налогов с корпораций и некоторую часть отчислений от НДФЛ с управленцев головных офисов, которые в столице за ненадобностью придется закрыть. А что приобретет провинция?
Ожидать быстрого превращения Старых Васюков в Нью-Москву по всей стране не следует, считают эксперты. Во-первых, подсчитано, что «Газпрому» на полный переезд из столицы в столицу понадобится девять лет, и другим не меньше. Во-вторых, предстоит решить, куда переселять добычные и перерабатывающие предприятия, которые разбросаны по всей стране. А Сбербанк, обслуживающий всю страну (7,5 тысячи отделений), уже сооружает с помощью городских властей в московском районе Кунцево, в пойме Москвы-реки крупнейший конгломерат «Сбер-Сити», включающий в себя бизнес-центры и жилые кварталы на 65 тысяч человек, а также школы, детские сады, поликлиники и даже станцию метро.
У Объединенной судостроительной компании крупнейшие заводы в Санкт-Петербурге, но там уже «поселили» «Газпром». Зато претензии на штаб-квартиру ОСК может предъявить Дальний Восток, имеющий несколько судостроительных кластеров — во Владивостоке, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре и совершенно новый в Большом Камне. А в состав ОАО «РЖД» входят 16 равноправных филиалов: Восточно-Сибирская железная дорога, Горьковская, Дальневосточная, Забайкальская, Западно-Сибирская, Калининградская, Красноярская, Куйбышевская, Московская и др. Кому из них отдать предпочтение, в каком из областных центров построить главную железнодорожную штаб-квартиру, взамен нынешней на Садовом кольце? В Томске или Иркутске, Самаре или Чите?
А самое главное: неизвестно, смогут ли регионы, получив в свои бюджеты немалые «чужие» налоги, организовать развитие новых производств за счет инвестиций, создавать технологический суверенитет...
Кстати, большинство экспертов предсказывают, что главными выгодополучателями от всех предполагаемых переездов станут железнодорожные и авиационные перевозчики. Ведь куда бы ни переехала компания, все серьезные вопросы у нас решаются в Москве. Не потому ли банк ВТБ сменил прописку с московской на питерскую в 2005 году, но головной офис по-прежнему находится в столице, хотя налоги идут в бюджет Санкт-Петербурга. То есть ожидать дешевых распродаж нынешних центральных московских офисов не приходится: в каждом из них останутся столичные представительства компаний и корпораций. Опыт имеется: сегодня Россия поделена на 85 субъектов Федерации, и в Москве каждый регион держит в одном из тихих столичных переулков собственное «посольство», своего полпреда и изрядный штат сотрудников. А также комнаты для приема гостей и переговоров, служебную гостиницу — и далее по списку...