Зеленский не пропустил жирный повод провести пиар-акцию по поводу первых поставленных на Украину истребителей F-16. Он заявил, что самолеты якобы даже успели выполнить некие боевые задачи. Бывший заместитель главнокомандующего ВВС России по вопросам Объединенной системы ПВО СНГ генерал-лейтенант Айтеч Бижев в беседе с «МК» рассказал, как будет вестись охота на натовские истребители и станем ли мы свидетелями воздушных боев.
Итак, в конце прошлой недели на Украине были замечены первые F-16, доставленные из Нидерландов и Дании. Киев попытался максимально «отбить» этот инфоповод в своих интересах. На церемонии передачи самолетов заявление сделал и Зеленский. Он заявил, что некоторые истребители уже успели выполнить боевые задачи. Детали он раскрывать не стал.
К концу года Киев ждет еще штук десять F-16. В общей сложности ему обещаны 79 самолетов. Пока переданное количество самолетов не позволит ВСУ вести бои за небо, поэтому противник, вероятнее всего, будет использовать F-16 для ударов ракетами Storm Shadow и, возможно, авиабомбами.
Генерал-лейтенант Айтеч Бижев напомнил, что F-16 — это многоцелевой самолет 4-го поколения, ровесник российских МиГ-29 и Су-27. Может использоваться как истребитель или как истребитель-бомбардировщик для ударов высокоточным оружием по наземным целям.
По его словам, существенных изменений на фронте из-за появления F-16 ждать не стоит. Уж слишком их мало. В то же время эксплуатация F-16 добавит головной боли противнику. Капризный F-16 требует много внимания в обслуживании. На один самолет приходится 30 наземных спецов. Для подготовки самолета к вылету необходимо провести большой объем работ. Наши «миги» и «сушки», по сравнению с натовским машинами, неприхотливы и к следующему вылету готовятся быстро.
Противнику придется серьезно подумать и о том, куда спрятать F-16: вся наша разведка будет искать место дислокации натовских самолетов.
– Естественно, украинская сторона будет их всячески прятать, – говорит генерал Бижев. – В одном месте их не будут держать. Распределят по аэродромам. Система ПВО Украины уничтожена и сейчас носит локальный характер, защищает отдельные объекты. Естественно, лучшие средства и силы ПВО будут брошены на охрану этих самолетов и аэродромов, где они будут временно находиться. Предполагаю, что самолеты, скорее всего, будут базироваться на территории Румынии и Польши. На аэродромы Украины они будут «подсаживаться» на короткое время для дозаправки, пополнения боеприпасов и уже затем выполнять боевую задачу.
– Айтеч Магомедович, насколько вероятны воздушные бои с F-16?
– Теоретически они могут быть. Но ни одна сторона не заинтересована в воздушных боях. Противник – потому что прекрасно понимает, что система ПВО России глубоко эшелонирована, вседиапазонна по высотам. Наша авиация тоже не стремится входить в зону ПВО Украины, чтобы по ним работали натовские зенитные ракеты. Тем более что наша авиация может, не входя в зону ПВО противника, наносить удары по выявленным объектам – стратегическим, тактическим, оперативно-тактическим. Поэтому воздушные бои вряд ли состоятся, но теоретически они могут произойти.
– В качестве воздушной цели для наших комплексов С-400 натовские истребители отличаются от других самолетов?
– У нас есть технические возможности эти самолеты уничтожать в воздухе над территорией Румынии и Польши. Наш комплекс С-400 позволяет при обнаружении этих самолетов за границей уничтожать их в воздухе.
– А насколько вероятен сценарий нанесения удара по Румынии и Польше?
– Румыния и Польша – это недружественные нам страны, но которые официально с нами не воюют. Тем не менее предполагаю, что аэродромы этих государств будут использоваться для нанесения ударов высокоточным оружием по нашей территории... Чтобы применять С-400 по целям за рубежом, нужно политическое решение.
– Кто, по-вашему, будет сидеть за штурвалом F-16? Эксперты уверены, что столько украинских специалистов просто нет...
– Да, велика вероятность, что самолетами будут управлять натовские летчики. Будут придумываться любые способы для участия в боевых действиях на Украине. Потому что для ведения боевых действий в «кипящем котле» над полем боевых действий, насыщенном средствами ПВО очень плотно, нужны опытные летчики, которые прошли подготовку – не теоретическую, а реальную. Полагаю, на самолет F-16 переучивали лучших украинских летчиков. Но опять же вся авионика, управление – на английском языке. А в экстренных ситуациях это может стать проблемой.
– Насколько понимаю, проблема для ВСУ в малом количестве F-16? Сам самолет неплохой?
– Реальная жизнь показывает, что стандарты военной науки времен СССР превосходят все натовские стандарты по многим показателям – и по хваленой технике, и по стандартам обучения... Почему-то принято говорить, что на Украину якобы поступила какая-то чудо-техника. Я бы не сказал, что F-16 превосходит по всем показателям наши самолеты, например, Су-27. Сколько украинских Су-27 уже уничтожено нашей системой ПВО?..
Еще в мирное время, на выставках в Дубае, во Франции, американцы всегда уклонялись от проведения публичных воздушных учебных боев между F-16 и нашими истребителями. Мы им бросали вызов, но они уходили под различными предлогами. Такой бой – между F-16 и нашим Су-27 – был проведен один-единственный раз, во время дружественного визита делегации наших ВВС в США. Так вот, тогда F-16 потерпел поражение по всем параметрам.
Но нигде в СМИ об этом не было сказано ни слова. Воздушный бой проводился над океаном, чтобы трудно было зафиксировать все детали. Пресса присутствовала в в ограниченном составе. А я видел эти воздушные бои...
Украина широко разрекламировала передачу F-16 – ранее точно так же, с шумихой в прессе, ей передавали хваленые «Абрамсы». А выяснилось, что они на самом деле непригодны для нашего театра военных действий. Эти танки горят как коробки. Поэтому украинцы их сейчас прячут. Уверен, такая же участь ждет и истребители F-16...