- Захотелось как-то черной смородины. А ее практически нет нигде - ни в магазинах, ни даже на рынке! - жалуется начальник. - Почему так? Не манго же какое-нибудь и не ананас, в нашей полосе растет...
Еще как растет! Эксперты подтверждают: Россия - один из крупнейших производителей черной смородины в мире. Но практически весь урожай приходится на «хозяйства населения» - то есть на дачи и личные сады при частных домах (см. «Только цифры»). Торговым сетям такие «не товарные» производители совершенно не интересны. А ехать с тремя-четырьмя ведрами смородины на рынок - это больше геморроя, чем прибыли, даже при выросших ценах на ягоды. Проще для себя и родственников варенье сварить.
Но дачи-то есть не у всех. А о том, что черная смородина - кладезь витаминов и минералов, да еще и обладает антиоксидантными свойствами (замедление старения, профилактика сердечно-сосудистых заболеваний и рака), в наш век растущей любви к ЗОЖ слышали многие. И где ж ее брать?
И пищевая промышленность по этим ягодам плачет. Черная смородина там используется очень широко - для морсов, йогуртов, творожков, выпечки, разных пюре и джемов. Раньше она для этих целей завозилась в замороженном виде из Польши. А сейчас логистика усложнилась и подорожала. Да и смешно: уж смородину-то самим в промышленных объемах не вырастить? Посложнее вроде вещи импортозаместили...
В общем, поехала я искать черную смородину. В один из самых смородинных краев - Калужскую область.
ОТ УПРЯМОВА ДО ЧЕМОДАНОВА
Асфальтированная дорога закончилась в селе Пречистое. Следом отрубился навигатор. Через несколько километров щебенки (это по здешним понятиям неплохое покрытие - можно проехать после дождей без трактора) - деревня Упрямово. Еще через десяток с лишним километров - Чемоданово.
В Чемоданове, что в Юхновском районе Калужской области, большая часть жителей давно упаковали чемоданы. Остались в основном пенсионеры. Местный колхоз развалился, школу закрыли еще в двухтысячные. Молодежь с детьми появляется летом - отдыхать. Места-то красивые - национальный парк «Угра» рядом.
Тут есть свои достопримечательности. Памятник Ленину с табличкой «Здесь заложено послание от комсомольцев и молодежи Калужской области для комсомольцев и молодежи 2068 года». Развалившаяся церковь, на верхушке которой каждый год вьют гнездо аисты. И необычное местное фермерское хозяйство. Кроме зерновых и кормовых культур, здесь одна из крупнейших на сегодня в стране «промышленных», с механизированной уборкой, плантаций черной смородины. Аж 140 гектаров - по площади 200 футбольных полей (польские фермеры, у которых из-за нехватки земли сады ютятся на 30 - 40 гектарах, таким масштабам обзавидовались бы).
- Думаем дальше расширяться, - делится планами с корреспондентом «КП» глава того самого фермерского хозяйства Бабкен Испирян. - Гектаров 40 - 50 смородины в этом году еще высадим. Земля-то есть, но, по правде говоря, работать на ней некому. Вот из-за кадрового голода мы и решили заняться черной смородиной.
РАЗВАЛ КАК ДВИГАТЕЛЬ ПРОГРЕССА
Бабкен - москвич, окончил Российский экономический университет им. Плеханова, успешно делал карьеру в строительном бизнесе. Дослужившись в тридцать с небольшим до гендиректора предприятия, понял, что «надоело». Решил вложиться в землю. Начинал, как и многие другие фермеры, «понаехавшие» из надоевшей Москвы в соседние регионы, с разведения коров и производства молочки. Но бизнес уперся в тот самый кадровый голод.
- У фермы на 300 коров эффективность значительно ниже, чем у фермы на 3000 коров. Поэтому в этом секторе идет укрупнение. А тут, в Чемоданове, с молочной продукцией развиваться нет возможности. Дополнительные рабочие руки - только в райцентре, но это 50 км в обе стороны, - рассказывает фермер. - Поэтому еще где-то в 2016 - 2017 годах стали искать, что можно с прибылью выращивать с минимальным числом людей. И остановились на смородине.
Черная смородина, по словам Бабкена Испиряна, хорошо поддается механизированной уборке. В советские времена для этого использовали небольшие комбайны, которые закупали в Финляндии. Важный плюс - урожай на всей плантации созревает практически одновременно, при наличии техники можно все убрать буквально за несколько дней. И еще один момент. В выращивании зерновых хозяйствам средней полосы России сложно конкурировать с более южными регионами. А вот смородина лучше всего растет именно здесь. Не любит она жаркое южное солнце.
Бизнес-план выглядел хорошо: засадить большие площади достаточно дешевой ягодой (в 2017 - 2018-м те, кто шел в ягодный бизнес, в основном стремились посадить дорогую голубику) - и работать «с объема», застолбив себе нишу, где стабильный спрос и практически не было конкуренции. Но саженцы для первых нескольких десятков гектаров с трудом нашли только в Белоруссии, да и те польские. Больше никто не был готов поставлять их в больших объемах. Пошли проблемы. Растения из разных партий оказались разного качества.
Следом возникли сложности и с техникой. Первых два уборочных комбайна купили польские. Но дополнительно понадобилась всякая «мелочовка» - для обрезки, посадки и т. п. А скоро и двух комбайнов уже стало мало…
КАК РАБОТАТЬ С ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СЕЛЕКЦИЕЙ
Бабкен ведет меня смотреть чудо-чудное - то, чего в стране якобы нет и не скоро еще будет, - отечественный комбайн для уборки ягоды. Сделан в Ставропольском крае. Практически под заказ.
- В этом году ягоду убирали тремя комбайнами - двумя польскими и вот этим, ставропольским, - поясняет фермер. - Показал себя вполне достойно. Мы тут в очень плотном контакте с производителями. И следующий комбайн, который уже после нашей уборки делали, - он уже с модернизацией. Почему у нас своей техники не было? А никому она не была нужна. А появляется запрос - наши предприятия смотрят: вот есть импортный комбайн - ага, а в нем нет ничего такого, чего нельзя было бы сделать в России. Мы пока с этим в начале пути. Но уже появилась уверенность, что даже при полном закрытии поставок западной техники производство ягоды не остановим.
Следующий пункт экскурсии - поле с саженцами. Помаявшись с покупными, в хозяйстве решили выращивать свои. И для себя, на расширение. И уже пошли продажи для других хозяйств. Научную помощь оказывает Калужский НИИ сельского хозяйства. Да так оказывает, что вывели специально для здешних нужд два новых сорта смородины.
- Познакомился я за это время с тем, как работает наша наука, - продолжает свой рассказ Бабкен. - Главная проблема - они не очень понимают свои задачи. В советские времена ведь как было. Давалось задание: вы за пять лет должны сделать то-то и то-то. А теперь дается годовой бюджет. А что на эти деньги делать, непонятно. У нас же были определенные требования к ягоде и к самому растению.
Иными словами, дело выглядит так. Когда нашим селекционерам говорят: «Дайте нам срочно отечественные сорта» - они почему-то впадают в ступор. А когда объясняют, что нужна смородина для такой-то местности, с такой-то холодоустойчивостью и чтобы созревшие ягоды легко отделялись от куста, да еще выдают для экспериментов поле с саженцами, - о чудо, все получается!
ЖДАТЬ ЛИ СМОРОДИНУ В МАГАЗИНАХ
А теперь немного о грустном.
- Почему черной смородины нет в магазинах? А потому что торговым сетям нужна ягода, которую можно продавать круглый год, - объясняет Бабкен Испирян. - С клубникой и голубикой так можно - в том числе за счет импорта из стран, где эти ягоды выращивают круглый год в проветриваемых теплицах. А смородине нужно поле, а не теплица, и она один раз дает урожай.
Чемодановская ягода идет на заморозку. А затем - производителям йогуртов, мороженого и прочего. Туда, где раньше в основном использовалась польская смородина. Проблем со сбытом - никаких. Компании, поставляющие ягоду пищевой промышленности, за ней сами приезжают в Чемоданово (и щебенка не помеха) и чуть ли за смородину не дерутся. Потому что дефицит! Особенно в этом году, когда из-за майских заморозков урожай оказался ниже среднего.
- Это очень хорошая ниша для небольшого сельского бизнеса, - рассуждает Бабкен. - Весь рынок черной смородины в России, включая импортную, - это несколько миллиардов рублей. Нашим гигантам-агрохолдингам такие объемы неинтересны. А для небольшого бизнеса это стабильная ниша, в которой есть куда развиваться. И производство в стране будет нарастать. По нашему примеру в Калужской области в прошлом году уже заложили еще одну крупную плантацию черной смородины (из чемодановских саженцев. - Ред.) - на 70 гектаров. А в этом году будет закладываться еще одна…
Как считает Испирян, в перспективе нескольких лет черной смородины в стране станет много. И, возможно, она даже появится в свежем виде в супермаркетах - на радость любителям здорового питания.
- Современные технологии позволяют хранить такую ягоду в свежем виде в течение нескольких месяцев. Причем без всякой химии. Но это очень дорого. Там не только особый температурный режим, но и создается специальная газовая среда. На сегодня в России таких хранилищ нет. Но по мере расширения производства мы, скорее всего, будем смотреть уже и в эту сторону...
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Что сегодня с производством и ценами
- В 2019 году было произведено 69,9 тысячи тонн смородины всех видов (красная, черная, белая. - Ред.), а в 2022-м уже 84,9 тысячи тонн. Это без учета хозяйств населения. Среднегодовой прирост - 6,9%, - комментирует ситуацию эксперт консалтинговой компании «НЭО» Альбина Корягина. - При этом росте объемов цены сельхозпроизводителей росли ниже общего уровня инфляции - в среднем я на 3,5% за год.
Импорт тоже сохраняется, но небольшие объемы.
По данным сервиса «Ценозавр», предложение смородины в торговых сетях невелико в сравнении с черешней, клубникой и голубикой, которых в разы больше. В свежем виде в основном присутствует красная смородина, и она подорожала за год на 45,9% (средняя цена сейчас - 250 рублей за 125-граммовую упаковку). Черная в наличии только замороженная - и она, наоборот, дешевеет: минус 21,6% за год, в среднем - 195 рублей за 300-граммовую упаковку.
- Стоимость смородины на прилавке сейчас колеблется в районе стоимости многих фруктов - из-за нехватки техники, качественного посадочного материала, трудностей с перевозкой и хранением. Но поскольку это ягоды, которые растут на каждой даче, при такой цене им сложно конкурировать за интерес покупателя с более экзотическими плодами, - считает доцент кафедры экономической политики и экономических измерений Государственного университета управления Наталья Казанцева. - Но при росте производства и появлении качественной недорогой ягоды спрос на нее будет не только со стороны предприятий пищевой промышленности, но и обычных граждан. В целом он, конечно же, неудовлетворен, особенно с учетом полезных свойств смородины как источника витаминов и антиоксидантов.