Но наши чиновники моментально взяли под козырек. Губернатор Московской области Андрей Воробьев, который неделей раньше жаловался, что окрестные свалки «трещат по швам», тут же дал указание немедленно закрыть полигон. Что и было решительно сделано перед телекамерами посредством укладки бетонных плит на дороге, по которой еще вчера колесили мусоровозы. В показательном действе принял участие и глава городского округа Евгений Жирков, которого, впрочем, это не спасло от дальнейших неприятностей, завершившихся отставкой. А дальнейший сюжет вокруг ставшей знаменитой свалки развивался в точном соответствии с русской пословицей: «Не трожь г.., а то вонять будет».
После того как к разгребанию мусорных завалов подключились следователи СК, всплыли удивительные факты. Оказывается, многоэтажный дом возводился в опасной близости от свалки, когда полигон уже был переполнен и отравлял окрестности миазмами. А разрешение на строительство, естественно, выдавали городские власти. И пока следствие не закончено, можно только гадать, почему чиновники вдруг рискнули карьерой и поставили подпись под документами, за которыми маячит уголовная статья. Уверовали в собственную безнаказанность или, может, попутал бес на пару с застройщиком?
Но оказалось, и это еще цветочки. Возведением домов рядом с полигоном занималась некая компания «Мортон», которая объекты построила, деньги получила, после чего была продана группе «ПИК». С последующим слиянием, поглощением и упразднением бренда.
Ну просто игра в наперстки: вот она была — и нету... И фактически спрашивать не с кого. Сейчас юристы ломают голову, есть ли у живущих в отравленной зоне граждан шансы через суд получить компенсацию с правопреемника бывшего подрядчика.
А дальше еще интереснее. Следователи почти сразу выяснили, что лицензию на управление полигоном администрация Балашихи выдала компании «Заготовитель». Это, наверное, такая шутка юмора — заготавливать впрок мусор, чтобы потом делиться с окрестными жителями сточными водами и миазмами. Как стало известно из источников в Следственном комитете, стоимость аренды полигона неизвестна. А практически все акции упомянутой компании принадлежат фирме «Карстат Юниверсал», зарегистрированной на Сейшельских островах, и еще трем мелким офшорам. Куда и уходили доходы от мусорного бизнеса, который, говорят знающие люди, по части прибыльности спорит с наркоторговлей.
Глава Балашихи Жирков дожидаться окончания расследования не стал и, как мы уже сказали, подал заявление «по собственному». А на своей странице в Facebook с теплотой вспомнил, как администрация городского округа под его чутким руководством вместе с жителями «строила детсады и школы, сажала лес, решала насущные проблемы». Впрочем, едва ли экс-руководитель рассчитывает на медаль за трудовые подвиги. Тем более следователи сегодня читают не посты в социальных сетях, а куда более интересные и содержательные откровения, откопанные в одной большой мусорной куче. А ведь в ближнем Подмосковье еще 17 таких полигонов. А по всей России? А ну как следователи придут и туда?!
P.S. А вчера агентство РБК сообщило, что после закрытия крупнейшего подмосковного ТБО «Кучино» выросли очереди мусоровозов на других полигонах. Одновременно выросли издержки компаний, занимающихся транспортировкой отходов. Эксперты прогнозируют, что в результате тарифы на вывоз и прием мусора могут вырасти на 20-30%. Увидим в счетах на оплату ЖКХ?