Серию терактов в Москве удалось предотвратить сотрудникам ФСБ России. Чекисты обнаружили две группы террористов: одна готовила смертников, а вторая делала взрывные устройства, которые на них предполагалось закрепить. Примечательно, что главари обеих групп — члены запрещенной в России организации ИГИЛ — руководили операцией дистанционно, из Сирии.
Согласно официальному сообщению ФСБ России, задержаны члены террористической группы, среди которых куратор подготовки преступления — эмиссар запрещенного в РФ «Исламского государства», специалист по изготовлению взрывных устройств и два террориста-смертника. Кроме того, выявлена и обезврежена лаборатория по производству взрывчатых веществ и самодельных взрывных устройств. В понедельник Лефортовский суд должен был арестовать Давлатера Ходжиева, Сиевуши Давронзода, Сулаймона Бурхонова. Они подозреваются в традиционном для террористов наборе преступлений: прохождении обучения, проводимого в целях осуществления террористической деятельности, незаконном приобретении, передаче, сбыте и хранении взрывчатых веществ или устройств, а также в приготовлении к преступлению.
Первым арестовали Сиёвуши Давронзоду. Молодому человеку всего 17 лет, и на суде он присутствовал вместе с законным представителем.
Вслед за Давронзодой для избрания меры пресечения в зал был доставлен Сулаймон Бурхонов. Оба принали свою вину. Корреспондент «МК» сообщает, что все подозреваемые входили в зал «на полусогнутых»: едва держались на ногах.
По данным ФСБ, уже известно, что террористами руководили двое выходцев из Таджикистана — руководитель школы подрывников А.М.Ширинджонов и находящийся в международном розыске Т.М.Назаров. Оба на данный момент находятся в Сирии.
По информации ФСБ России, среди задержанных в составе террористической группы оказался эмиссар международной террористической организации «Исламское государство». Роль эмиссара заключается в посредничестве между руководством джихадистов, базирующимся, судя по всему, в Сирии и Ираке, и находящимися на местах потенциальными террористами. Фактически такой эмиссар выступает куратором, активно участвующим в разработке террористических акций и создании террористических ячеек в местах, лежащих далеко от контролируемых ИГИЛ территорий. Примером подобного эмиссара-куратора может служить бельгиец марокканского происхождения Абдельхамид Абаауд (он же Абу Омар аль-Балджики), воевавший на стороне джихадистов в Сирии, а потом вернувшийся в Европу. Его считают вдохновителем и организатором серии терактов, совершенных в ноябре 2015 года в Париже (их жертвами стали 130 человек). Сам он непосредственно в нападениях участия не принимал. Через несколько дней после парижских атак он был убит во время полицейского рейда в районе Сен-Дени французской столицы.
В сообщении ФСБ упоминается существование школы подрывников ИГИЛ — в этой связи надо заметить, что джихадисты уделяют огромное внимание подготовке своих боевиков, в том числе и тех, кому, согласно их планам, предстоит действовать в других странах. Свежий пример: на днях британские СМИ рассказали о секретном подразделении ИГИЛ, которое обучает боевиков из европейских стран для последующих атак в Европе. Об этом рассказал некий боевик, захваченный курдскими силами в Сирии, — по его словам, в таких террористических школах рекруты из Европы в ходе своего «учебного курса» проходят очень жесткий отбор (из 20 пришедших остается только 5 человек). Обучение продолжается семь месяцев, включает в себя в том числе и изучение подрывного дела (наряду с религиозно-идеологической обработкой и т. д.). Выпускники таких школ отправляются в Европу для работы в «спящих ячейках» и подготовки терактов. Утверждается, что через это подразделение прошли около 50 человек из Великобритании, Франции, Германии, Бельгии.
— Лаборатория располагалась в Подмосковье в одном из гаражных комплексов, — сообщает наш источник в спецслужбах. — Там делали взрывчатые устройства несколькими способами: «выпаривали» взрывчатку из старых боеприпасов и затем к этой массе просто крепили детонаторы, и с применением уже купленных заранее тротила и пороха. Кстати, не исключено, что это не единственная лаборатория.
— Развернуть подобную лабораторию можно в любом подвале или даже в обыкновенной квартире, — говорит бывший работник антитеррористического подразделения спецслужбы Вадим ЛЯЛИН. — Причем никто ничего не заподозрит: запаха практически никакого нет (тротил не пахнет), звуков тоже… Все, конечно, зависит от технологии и от мастерства специалистов. Но никогда в таких лабораториях даже не бывают и тем более не участвуют в изготовлении взрывчатого вещества сами террористы-смертники. Их готовят отдельно в школе подрывников, которую можно организовать опять-таки в обычном жилом доме. А уже потом, как правило, перед самым терактом, на них надевают и закрепляют сделанное в лабораториях устройство и отслеживают их путь.
Действующий сотрудник подразделения спецназначения Александр Р. прояснил, о ком может идти речь:
— Руководитель или инструктор на самом деле, как правило, является специалистом с элементарными навыками в подрывном деле. Такого же уровня и его «ученики». Обычно им хватает самых поверхностных знаний о том, как установить, например, те же мины, изучить их виды и принцип исполнения (принцип действия их примерно одинаковый). Чтобы более-менее натаскать такого «подрывника», в среднем хватает недели. Если позволяет образование, научить можно и за день. На подготовку профессионала нужно как минимум полгода. Но террористы этим заниматься не будут, как как нет смысла тратить столько времени на потенциальных смертников. Что же касается СВУ, которые террористы, как правило, используют в городских условиях, то тут вообще никаких особых навыков не нужно, все можно сделать самостоятельно — вся информация, к сожалению, есть в открытых источниках.
По данным «МК», организаторы серии терактов продумывали и вариант, когда в качестве смертников использовались бы самые обычные люди, в основном курьеры. Предполагалось вручать им коробку или рюкзак с адресом доставки. А уже когда они спустились бы в метро или оказались в толпе на улице, то взрывное устройство в действие привели бы дистанционно.