Около 70% грузоперевозчиков могут уйти с рынка - самозанятым хотят запретить работать в этой сфере. Поправки к законопроекту о системе "ГосЛог" подготовлены ассоциацией "Грузавтотранс" и "Общественной потребительской инициативой" (ОПИ). Сегодня многие компании, уходя от налогообложения, оформляют сотрудников как самозанятых - их в отрасли более 70%. Новые нормы должны обелить рынок, но могут сказаться на стоимости перевозок, отмечают эксперты.
Общественные организации направили в Госдуму поправки к законопроекту № 647526-8 "О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом", которые собирались до 22 августа комитетом по транспорту. С документом ознакомились "Известия".
ОПИ просит прописать в законопроекте прямой запрет самозанятым осуществлять грузоперевозки на автомобилях с максимальной массой свыше 3,5 т, а также конкретизировать порядок их допуска к работе на машинах с максимальной массой от 2,5 до 3,5 т. По данным общественников, мера прекратит практику использования самозанятых в серых схемах по уклонению от уплаты налогов.
Кроме того, ОПИ предложила обязать агрегаторов, работающих с перевозчиками, фрахтовщиками и экспедиторами, удалять коммерческие предложения незарегистрированных в реестре фирм. Иначе у недобросовестных субъектов останется возможность обхода закона, отмечают в ОПИ.
Ассоциация "Грузавтотранс" попросила законодателей проработать механизм адаптации дальнобойщиков, которые в случае принятия закона лишатся работы. По данным ассоциации "АвтоГрузЭкс", таких в отрасли - 70%.
- Недобросовестные перевозчики выработали схемы сокращения издержек и снижения налоговых выплат. Они перешли на работу с самозанятыми, у которых нет бухгалтерии, контроля над режимом труда и отдыха, зато есть упрощённая система налогообложения, - рассказал "Известиям" президент ассоциации "Грузавтотранс" Владимир Матягин. - Законопослушным перевозчикам, имеющим штат водителей, приходится платить на 47-50% больше отчислений, чем самозанятым. В итоге самозанятые за счёт демпинга создают условия для недобросовестной конкуренции. Однако это не значит, что их прибыли растут.
По словам Владимира Матягина, работа в тени вынуждает их работать с так называемыми фирмами-табуретками, занимающимися агрегацией мелких перевозчиков, прокачивающих финансы и обналичивающих деньги.
- Посредники порой забирают до 50% от фрахта, что ставит самозанятых в невыгодные условия. В результате страдают все, - отмечает участник рынка.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 2 ФЗ "Устав автомобильного транспорта", перевозчиком может быть только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (ИП), отмечается в письме ОПИ в Госдуму. Тем самым самозанятые не могут осуществлять деятельность по перевозке грузов и пассажиров. За незаконные перевозки предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ), уточняется в письме.
- Получилось так, что у нас действует мораторий на проверки, в силу которого такие нелегальные практики остаются безнаказанными, - рассказал "Известиям" председатель "Общественной потребительской инициативы" Олег Павлов. - Поскольку ущерб для бюджета велик, отсюда и наши инициативы по наведению порядка, в том числе с помощью закона о "Гос-Логе".
С принятием поправок самозанятым дальнобойщикам потребуется зарегистрироваться в качестве ИП или уйти с рынка, отмечает эксперт.
Ассоциация "Грузавтотранс" в борьбе за обеление рынка предложила регистрировать крупнотоннажные транспортные средства только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, также закрепить в законопроекте роль ассоциаций, которые помогут осуществлять процедуры постепенного вывода самозанятых из серой зоны.
- Дальнобойщики, сидящие за рулём, не имеют опыта управления транспортным хозяйством, не накопили юридической основы, не знают нормативных документов транспортной отрасли, - отмечает Владимир Матягин. -Считаем, что все перевозчики должны стать членами ассоциаций, союзов и отраслевых объединений, которые возьмут на себя обязанность вести журналы и документацию, помогать с оформлением в реестр и проводить ежегодные проверки своих участников. Эта роль ассоциаций должна быть отражена в законе, иначе не избежать разорения мелких перевозчиков.
Как рассказали "Известиям" в комитете Госдумы по транспорту, законопроект № 647526-8 "О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом" был принят в первом чтении 24 июля 2024 года. Он призван помочь обеспечить прозрачность логистики грузов в стране за счёт создания цифрового реестра перевозчиков, где отразится операционная деятельность транспортных компаний, а также отзывы клиентов. Попасть в него незаконным перевозчикам будет невозможно.