О том, что питьевую воду можно продавать, кировчанин Василий Зонов узнал в 1999 году в Чехии, где пытался прижиться. Чужбина, однако, так и осталась чужбиной, и Зонов с семьей вернулся на родную Вятку.
- Мне было удивительно, что чехи в супермаркетах половину своей тележки заполняли пятилитровыми бутылями с водой, - вспоминает Василий Васильевич. - Использовали ее, в основном, для питья и готовки. В России такого не было.
Действительно, еще четверть века назад сложно было представить, что мы будем покупать воду, которой полно, как воздуха. А ныне, как подсчитали аналитики «Контур.Маркета», вода - самый популярный из напитков, которые покупают россияне этим летом. На нее приходится 55%. Квас, лимонад и прочие конкуренты отстали безнадежно.
- Одна из основных причин – желание пить качественную воду, - говорит сопредседатель Российской экологической партии «Зеленые» Александра Кудзагова. – Далеко не все доверяют воде из-под крана.
Доверие это терялось постепенно. Кировчане, например, перестали пить из-под крана в начале 2000-х из-за соседнего химкомбината, в старые времена сливавшего отходы прямо на землю. Во время половодья вся эта гадость попадала в Вятку, а оттуда в водозабор. По местному телевидению весной объявляли – «постарайтесь не потреблять в сейчас в пищу воду из-под крана из-за высокого содержания вредных веществ». Приходилось людям ездить на родники за город.
- Загружали машины разными емкостями и за город, - вспоминает Василий Зонов. – Я, например, ездил за водой раз в неделю. Сами обстоятельства подтолкнули меня к мысли, что питьевую воду в Кирове можно и нужно продавать. Вопрос был в цене. Денег у народа было не много. Вот тогда и пришла идея продавать на разлив в тару покупателя. С упаковкой вышло бы намного дороже.
ЖАЖДА НАРОДНАЯ
В 2002 году в будущую компанию «Ключ здоровья» генеральный директор Зонов вложил $200 тысяч (около 6 млн рублей). Схема была несложной. Найти с помощью гидрогеологов скважину с хорошей сбалансированной по микроэлементам артезианской водой, организовать базу, купить водовозы и поставить по городу сеть киосков (изначально их было 25) с емкостями. К слову, свои киоски инженер-конструктор Василий Зонов разработал и собрал сам, оформив патент.
- Мы поставили цену 1 рубль за литр, - рассказывает генеральный директор компании «Ключ здоровья» Василий Зонов. - Спрос превзошел все ожидания. Народ в первый же день выстроился в очередь. Человек по 50 у каждого киоска. С бутылями, ведрами, бидонами. На улице противный пронизывающий ноябрьский ветер, снег, а народ не расходится. Вот тогда я и понял, сколь велика жажда у кировчан.
В этом году «Ключ здоровья» отмечает 24 года, сеть выросла до 220 полностью автоматизированных киосков, а цена – до 5 рублей за литр. По данным последнего соцопроса, эту воду покупают 60% горожан.
- Сейчас мы активно продаем оборудование всем желающим организовать подобную сеть в своем городе, - говорит Зонов. – Наши киоски, а их многие тысячи, есть в большинстве регионов России, включая новые. Покупателям мы не только объясняем основы бизнеса, но и пока бесплатно отдаем бренд и концепцию рекламной кампании.
РЫНОК РАСТЕТ
Однако розлив в тару покупателя — это одна история, а продажа бутилированной воды — иная. И сегодня объем рынка бутилированной воды растет. По данным государственной системы маркировки товаров «Честный знак», за первое полугодие в России купили 6 млрд 812 млн литров питьевой воды. По 47 литров на человека! Это на 21% больше, чем в этот же период 2023 года. Из них импорт - 113 млн литров, или 1,6% от общего объема.
А потратили мы на бутилированную воду 115 млрд рублей за шесть месяцев. Примерно столько же россияне потратили, например, на автомобили Lada Granta. Это самая продаваемая в России модель – за первое полугодие в стране было куплено 96 тысяч «Грант», а стоит такая машина около миллиона рублей.
Но дело не в том, что пить стали больше. А в том, что считать стали лучше, к тому же часть производителей вышла из тени: в прошлом году бутилированную воду начали маркировать.
- Годовой прирост спроса на воду связан с демографическими положительными тенденциями в стране, аномальной жарой, а также с изменением потребительских предпочтений – жители России стали чаще покупать воду в бутылках, - прокомментировала Юлия Кузьмина, руководитель управления безакцизной пищевой продукции ЦРПТ (Центра развитий перспективных технологий). - Рост спроса подтверждается и ростом предложения. Так, данные системы маркировки «Честный знак» фиксируют прирост производства воды на 14% год к году. Это связано также с высокими темпами обеления рынка благодаря маркировке. За счет ухода с него подделок и контрафакта легальные производители смогли нарастить свою рыночную долю. Так, в ходе внедрения маркировки на рынке воды выявилось 460 производителей, которые до этого не отчитывались ни в один орган власти – более четверти рынка.
Рост спроса фиксируют и производители. Вятское предприятие ООО «Минеральные воды» более 25 лет производит популярную в регионе минводу «Нижне-Ивкинскую 2К». Лето – горячий сезон. Поставки с производства на прилавки происходят каждый день. Артезианская вода из скважин поступает в накопительные емкости, затем на установку обратного осмоса, где вода доводится до требуемых показателей по составу. После этого подготовленная жидкость поступает на установку озонирования, для обеззараживания. И только потом на линии розлива 0,5, 1,5, 5 и 19 литров.
- Всего мы выпускаем более миллиона бутылок в месяц, - рассказали мне на предприятии.
И ЦЕНА НЕ ОТСТАЕТ
На прилавках «Ивкинская» стоит от 25 до 31 рубля за 0,5 литра, а 0,5 – 25-30 рублей. Это недорого. Для сравнения пол-литра «Бон Аквы» - 42 рубля, «Святой источник» - 44 рубля, «Шишкин лес» (0,4 л) – 37 рублей.
Как подсчитали аналитики «Честного знака», во втором квартале 2024 года негазированная питьевая вода стоила в среднем 26 рублей за литр (Подробнее см. «Только цифры»). За год она подорожала почти на четверть. Если исходить из того, что человек должен выпивать в день 2 литра обычной воды, то в год получится около 18 980 рублей. Однако!
При этом в соцсетях мы постоянно видим «сенсационные разоблачения». Дескать, себестоимость воды чуть ли не нулевая, и производители делают громадные деньги из воздуха.
- Если говорить о качественной природной воде, то ее добыча и розлив - это сложный и дорогостоящий процесс, - объяснила мне заместитель генерального директора по маркетингу группы компаний «Холдинг Аква» Наталия Алипкина. - В сегменте бутилированной воды сильно ощущается производственная инфляция и рост издержек (дорожает оборудование, растут зарплаты и т. п., - Ред.), огромную роль играет и логистика: продукт тяжелый, объемный. Только в 2023 году рост себестоимости составил порядка 30%. И нам при этом надо сделать все, чтобы удержать конкурентоспособную цену.
«Холдинг Аква» - крупнейший на Юге России производитель минеральной воды и ее ведущий экспортер в стране. Всю продукцию - «Ессентуки», «Нарзан», «Архыз» - компания добывает из скважин. Это природная минеральная вода. До того, как попасть в руки потребителя, она проходит долгий путь: ее необходимо добыть, очистить от механических примесей, при этом никак не нарушив ее природный состав, разлить по бутылкам и доставить до точки продажи.
На линии розлива вода поступает или с помощью специальных цистерн, которые перевозят ее на минимальные расстояния, или напрямую из скважины по минералопроводу.
- У предприятий, которые добывают воду для реализации, в состав затрат включаются также расходы на геологическую разведку, на добычу воды из участков недр, а также расходы, необходимые для оформления лицензии, - дополняет сопредседатель Российской экологической партии «Зеленые» Александра Кудзагова. - Кроме того, добыча воды в отдельных случаях облагается налогом на добычу полезных ископаемых, размер которого составляет 7,5% от стоимости добытой воды. Плюс торговые сети включают в цену реализации свою наценку. Зачастую эта наценка доходит до половины стоимости воды.
Если вас это утешит, то знайте, что в России бутилированная минеральная вода - одна из самых дешевых в мире: в среднем 37 центов или 32 рубля за литр. А самая дорогая в Монако - $3,9 или 336 рублей (подробнее см. «А как у них?»)
О ВКУСАХ СПОРЯТ
Вода воде рознь. Ее вкус зависит от многих факторов: происхождения, состава, системы и качества фильтрации.
- Например, если в воде содержится значительное количество хлоридов и натрия – вкус будет соленый, если преобладают гидрокарбонаты и натрий – содовый, большое количество сульфатов придаст горечь, а значительное количество органических веществ - сладость, - говорит Наталия Алипкина. - Свежий вкус родниковой воды - заслуга гидрокарбонатов и кальция, а присутствие диоксида углерода придаст кислинку. Если практически в равных концентрация присутствуют несколько основных ионов – вкус будет сложный и многогранный. Само восприятие вкуса — вопрос очень индивидуальный, поэтому один и тот же продукт кому-то может нравиться, а кому-то нет.
Руководитель башкирского предприятия по розливу природной питьевой воды «Три ключа» Игорь Полежаев уверяет – хорошая вода при кипячении должна давать осадок.
- Если внутри чайника нет накипи, хорошо только чайнику! – возмущается Полежаев. – Сейчас в магазинах продается много дистиллированной воды, но употреблять ее постоянно вредно. Полностью очищенная вода способствует вымыванию минералов из организма. Поэтому обычная питьевая должна иметь физиологически полноценный состав (рекомендуемая минерализация 200−500 мг/л) и приемлемый для желудка уровень Ph (7−8 единиц) — чтобы не вымывать, а привносить в организм полезные вещества. Накипь – это магний (необходим для нервной системы и сердечной мышцы) и кальций (основной строительный материал для костей, зубов, ногтей). Они могут при кипячении выпадать в безвредный осадок.
По словам технолога Марии Шестаковой, важно обращать внимание на цвет накипи:
- молочно-белая, чуть желтоватая образуется в чайнике, если вода богата кальцием и магнием;
- светлая, чуть желтоватая говорит о качественном солевом составе воды: в ней достаточно микроэлементов и минералов, необходимых человеку;
- рыжеватая - в воде много соединений железа;
- ярко-белая накипь — признак присутствия в воде хлора, избыток которого вреден для организма.
Кстати, накипь легко удалить из чайника с помощью лимонной кислоты или специальных средств для очистки посуды.
НА ЗАМЕТКУ
Два способа проверить качество
Бытовой
- Качество и безопасность воды может определить только лабораторный анализ. Но если вода вкусная, то она, скорее всего, благоприятная, - говорит Василий Зонов. - Она не должна быть мутной, не должна иметь запаха.
Официальный
- Выбирайте проверенных производителей, - советует Наталия Алипкина. - Читайте контрэтикетку (на обратной стороне бутылки, - Ред.), обращайте внимание на место добычи воды и на ее состав.
Производитель обязан информировать на этикетке:
- откуда взяли воду,
- каким методом очистили,
- степень минерализации, жесткости,
- основной химический состав.
ВОПРОС РЕБРОМ
Вредно ли пить воду, разлитую в пластик?
- В последнее время появилось много пугающих историй о вреде пластиковых бутылок для воды, - говорит эколог Александра Кудзагова. – Но это не так. В основном, тара для воды производится из полиэтилентерефталата, который в настоящее время считается безопасным. В нем отсутствует бисфенол А. Это компонент пластмассы, который способен переходить в продукты питания при нагреве и влиять на гормональную систему человека.
Но все это работает, только если соблюдены правила хранения, применения и транспортировки. Например, пластиковую тару нельзя нагревать. Кроме того, пластиковую бутылку не рекомендуется использовать повторно: выпил - сдал на переработку.