ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Окт. 28, 2024

Под зонтиком Серебряного века

Рейтинг: 0

Автор: Жанна Васильева. Фото: Александр Корольков/ РГ. Российская Газета

Нельзя сказать, что "Новое общество художников" выскользнуло незамеченным из истории искусств. Работы его основателей, среди которых Дмитрий Кардовский, Александр Гауш, Николай Пирогов, внук Айвазовского Михаил Латри, Константин Богаевский, украшают коллекции крупнейших музеев. Но найти общий знаменатель для произведений 218 авторов, участвовавших в выставках НОХ, едва ли реально. С одной стороны, председатель общества - Дмитрий Кардовский, с 1907 года возглавивший свою мастерскую в Академии художеств, с другой - будущие "Бубновые валеты" Илья Машков и Петр Кончаловский. С одной стороны, большая посмертная выставка Михаила Врубеля в 1912-1913 годах, с другой - выставка детских рисунков тут же, по соседству. С одной стороны, мастера, прошедшие мюнхенскую школу Ашбе, - Дмитрий Кардовский, Мстислав Добужинский, Георгий Нарбут, Александр Манганари, не говоря уж о Василии Кандинском и Алексее Явленском. С другой - птенцы парижских частных школ и академий, в том числе Елизавета Кругликова, Борис Кустодиев, Евгений Лансере, Петр Кончаловский, Степан Яремич…

Правда, общий знаменатель НОХ и не предполагало. "Новые" обошлись и без манифестов, и без эпатажных диспутов, и без собственных журналов. Собственно, и жесткого отбора, который был на выставках академии, тоже не было. Идея была в том, чтобы поддержать выпускников академии и других не менее прекрасных художественных школ, дать художникам возможность показать и продавать свои работы. Надо ли удивляться, что современники упрекали выставки "Нового общества..." в эклектичности, неровности? Или тому, что исследователи предпочитали рассматривать творчество лидеров "Нового общества художников", будь то Дмитрий Кардовский, его супруга Ольга Делла-Вос-Кардовская, скульптор Леонид Шервуд или художник Николай Петров, по отдельности? Рамки "Нового общества" выглядели слишком размытыми, неопределенными.

"Новое общество художников" обошлось без манифестов и эпатажа

Представляя НОХ в Музее русского импрессионизма век спустя, куратор Ольга Юркина предложила в качестве естественного ограничения - время. Но не столько конкретное время существования объединения, которое уместилось меж первой и второй русской революцией ХХ века, сколько ретроспективное представление о той эпохе как о Серебряном веке. Правда, и определение "Серебряный век" столь же размыто. Оно - плод ностальгии 1920-1930-х по Атлантиде исчезнувшей культуры, попытки вглядеться в то, что осталось от нее в глубинах памяти и истории. Эффектная метафора, заимствованная у Гесиода и Овидия, позволяла провести параллель между "прекрасной эпохой" конца XIX века, декадансом и поздней античностью времен Сенеки и Петрония. Опять же, говоря о Серебряном веке, вспоминают прежде всего поэзию символистов и акмеистов, а не вечера футуристов и тем более не дерзкую брутальность примитива, которой вдохновлялся ранний Михаил Ларионов…

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни