«Жена ушла из дома, связалась с непонятной компанией, которая под видом объединения отжимает бизнес...»
Эта фраза как гром среди ясного неба прозвучала 23 июля.
В нашумевшем видеоролике жаловался не кто иной, как муж Татьяны Бакальчук - основательницы Wildberries и самой богатой женщины страны (состояние - $7,4 млрд).
Татьяна не стала молчать и пояснила: «Это не рейдерский захват. Это развод».
Wildberries. Крупнейший в стране маркетплейс - торговая площадка в интернете.
Russ. Крупнейший в стране оператор наружной рекламы. Ему принадлежит более 150 тысяч рекламных поверхностей по всей России.
О слиянии было объявлено в июне. Его поддержал Владимир Путин. Объединенная компания была зарегистрирована 4 июля и получила название ООО «РВБ». Доля Татьяны в «РВБ» составляет 64,35%. Это контрольный (контрольнее некуда) пакет, и все ключевые решения остаются за ней. В том числе по назначению руководителей.
Планы у новой компании грандиозные: она планирует активно работать не только в РФ, но и в СНГ, Азии и Африке.
Почему же тогда Владислав так недоволен объединением компаний? И зачем это слияние нужно Татьяне? Чтобы прояснить ситуацию, «Комсомолка» задала вопросы самой Татьяне Бакальчук.
О слиянии и будущем компании
- Начнем с главного: что дальше будет с Wildberries? В каком виде маркетплейс будет существовать после слияния с Russ?
- Понимаю, что людей волнует этот вопрос. Но могу сказать точно: никто из наших пользователей и партнеров никаких изменений не заметит. Маркетплейс продолжит существовать в том виде, к которому мы все привыкли, заказы будут так же выдаваться в наших пунктах выдачи, а ассортимент постоянно расти. Наша команда специалистов, которая и ранее развивала маркетплейс, будет продолжать работу над улучшениями. Будьте уверены: вы в надежных руках профессионалов.
- Что объединение дает компании Wildberries?
- В этом году компании исполняется 20 лет. За это время мы прошли большой путь - от штучных заказов до крупнейшего маркетплейса страны. Но и мы, как говорится, в какой-то момент уткнулись в стеклянный потолок.
Мы уже давно ушли от позиционирования «маркетплейса», да и мне никогда не нравилось это слово. Wildberries гораздо шире. Помимо основного бизнеса, у нас есть WB Travel - площадка по развитию туристического направления, WB Цифровой, где можно купить цифровые продукты - книги, подарочные сертификаты, фильмы. Теперь перед нами стоят новые амбициозные задачи.
Ну а Russ - лидер в своем сегменте в России, лидирует по многим показателям в мире. Мы объединяемся с лучшим из лучших.
- Татьяна, зачем вам вообще перемены в бизнесе? Вы и так самая успешная и богатая бизнес-леди России, как говорится, живи и радуйся...
- Во мне генетически заложено стремление к развитию. Я всегда говорила: нужно постоянно учиться, и каждому из нас есть куда расти.
Да, сейчас мы крупнейший маркетплейс в стране, но так было не всегда. Помню, как мы мечтали заработать первый миллион, затем увидеть более масштабные цифры. Но по мере роста растут и цели. Например, я с интересом смотрела на опыт зарубежных коллег - Amazon, Alibaba. Они тоже не стоят на месте и постоянно совершенствуют свой сервис.
С нами работают около миллиона продавцов, открыто более 42 тысяч пунктов выдачи заказов во всех странах нашего присутствия. Тем самым мы даем возможность развиваться предпринимателям, улучшать конъюнктуру рынка малого и среднего предпринимательства в России. Растем мы - с нами растут и наши партнеры. Растут они - растем и мы. А объединение с группой компаний Russ увеличит наши мощности и возможности для этого.
- Ваш муж Владислав недоволен объединением с Russ. Говорит, что на вас оказывается давление, а доли в новой компании распределены не в вашу пользу. Можете это прокомментировать?
- Мы сидим с вами в центре Москвы в красивом публичном кафе возле офиса. Скажите, я похожа на человека, на которого оказывают давление? Думаю, ответ очевиден.
Ну а то, чем недоволен Владислав, пусть комментирует он сам. Я не в курсе.
- Правда ли, что сам факт переговоров о слиянии был без его участия и он узнал о происходящем лишь после одобрения сделки?
- Помните, недавно в интернете все обсуждали певицу Алсу? Она прокомментировала пост Анастасии Решетовой о своем супруге (о том, что у них не было связи. - Ред.) одним словом - «врет». Вот и мне не раз в данной ситуации хотелось ее процитировать.
Это абсолютная неправда. Он знал о сделке с самого начала. Вся наша команда знала. Я такие решения никогда не принимала в одиночку. Топ-менеджмент поддержал объединение. Мы готовились к нему не один день и даже не один месяц. Были просчитаны все показатели, оценены все плюсы и взвешены все риски.
«Больно за детей»
- Извините, но придется задать личный вопрос. В чем причина разлада в семье и бизнесе с Владиславом?
- Такие решения не приходят за один миг или после одного какого-то события. Причина развода гораздо глубже, она лежит в плоскости наших личных отношений, и крах нашего брака начался задолго до идеи объединения с Russ. Первая серьезная трещина была еще в ноябре прошлого года. Но это (шумиха из-за слияния компаний, которую запустил Владислав. - Ред.), безусловно, стало последней каплей.
Я считаю, что объединение с Russ позитивно повлияет на наших партнеров, продавцов, покупателей. Мы строим новую компанию - мирового лидера. У Владислава, к сожалению, другая точка зрения. И я его понимаю, это нормально. Не все умеют быть гибкими, выходить из зоны комфорта и принимать решения.
- Владислав утверждает, что вас и детей от него изолировали. Вы правда не общаетесь?
- Я общаюсь со своими детьми ежедневно. И мне очень больно, что они оказались в центре ситуации, а Владислав с их помощью пытается как-то повлиять на нее.
- Дети сейчас с вами? Его правда к ним не пускают?
- Дети всегда были, есть и будут со мной. Никакого запрета на встречу с отцом я не ставила. Как вы видели, наверное, в телеграм-каналах, он спокойно приезжал к ним на море, где младшие отдыхали с моей мамой. Было крайне неприятно, что он для публичности выставил это так, будто отдыхает с ними с самого начала, постановочно фотографировался и выдал информацию в СМИ.
- Если речь идет о разводе, думали ли вы, как пройдет раздел имущества и бизнеса?
- Это комментировать преждевременно.
«Катаемся на великах, играем в футбол»
- У вас огромный бизнес, а еще семеро детей. Как вы с ними управляетесь?
- Мне помогает моя мама. Если бы не она, не было бы бизнеса, без нее я бы точно не справилась. Или справилась бы как-то по-другому.
А может, и не было бы моих детей. Не знаю, решилась бы я стать многодетной матерью, если бы не знала, что у меня такая опора и поддержка. Она реально их всех вырастила. Дай Бог ей здоровья. Сейчас растут близнецы, им всего три года.
- В видео, которое вы несколько дней назад выпустили в блоге, вы говорите, что дети уехали с мамой. Речь о путешествии на каникулы?
- Ну да, малыши с бабушкой на море. А старшие три дочки - они уже совсем большие и предпочитают путешествовать самостоятельно. У нас даже на этой почве иногда бывают споры, потому что мне как маме, конечно, хочется, чтобы их сопровождал кто-то из взрослых.
Они очень дружные, и им реально хорошо вместе. Я их обычно провожаю или встречаю. Я всегда ценю такие моменты. Это своеобразные традиции, сформированные годами. Если бы мне пришлось выбирать между совещанием и проводить детей на поезд, я бы перенесла совещание на другое время.
- Как вы обычно проводите отпуск? Где любите путешествовать? Или, может, предпочитаете книжки читать и отсыпаться?
- Я всегда читала очень много. И в отпуске, кстати, тоже. Стараюсь как можно больше времени проводить с детьми и выбирать активное направление. Просто лежать на пляже - не для меня.
Со старшими дочками мы выбираем активное времяпрепровождение - например, всем вместе поехать на великах в лес или пойти на экскурсию. А с малышами играем, можем даже мяч погонять, это как настоящий футбол.
- Есть ли у кого-то из ваших детей бизнес-жилка? Кем вы вообще их видите в будущем?
- Я даю им свободу выбора и никогда не навязываю. У меня нет стремления все передать или привлечь в семейный бизнес. Главное - получить достойное образование и заниматься в жизни тем, что тебе приносит радость. И не важно, будет это научная деятельность, частный бизнес или музыкальная карьера.
«В съемной квартире удобнее»
- Вы сами покупаете товары на Wildberries? Можете рассказать о каких-то особо любимых покупках?
- Я покупаю на WB все, реально. Абсолютно все. В моей корзине можно найти как домашние какие-то принадлежности, так и одежду, обувь. Особенно детскую.
Наше приложение очень удобное, интуитивно понятное, а главное - я всегда нахожу то, что ищу. И даже больше. Мы с коллегами любим обсуждать неожиданные находки, например, осиновые колья и многое другое.
- Известно, что вы предпочитаете жить в съемном жилье. Почему?
- Это действительно удобно. Во-первых, за 20 лет мы меняли офисы, и очень удобно подбирать жилье в зависимости от месторасположения офиса. Плюс дети учатся, им тоже должно быть удобно добираться, чтобы не стоять в пробках по полдня.
Но в последнее время, года три-четыре, мы с командой иногда шутим, что надо построить малоэтажные дома и жить там всем вместе.
- Что вам помогает собираться в трудную минуту и принимать важные решения? Как сохраняете спокойствие и работоспособность?
- Спорт. Сейчас очень много разговоров про work-life balance (баланс жизни и работы. - Ред.), и я очень понимаю почему. У нас такая быстрая жизнь, женщины успевают руководить крупными департаментами, компаниями и рожать детей, при этом все равно хочется и хорошо выглядеть, и хорошо себя чувствовать, и поддерживать ментальное здоровье. Определить, где заканчивается рабочее время и начинается «жизнь», становится все сложнее, особенно тем, кто выбрал удаленный формат работы. Плюс сейчас многие испытывают профессиональное выгорание, что также сказывается на желании заниматься спортом и заниматься собой.
На своем примере могу сказать, что главное - выстроить режим. Хотя понимаю, что это и непросто, особенно после родов. Я определила время для занятий спортом, бегом и велосипедом в рабочем календаре и в этот час (полчаса, два часа) не планирую ничего, кроме тренировки. Мне проще делать это утром, пока не начался рабочий процесс. Чтобы сформировать привычку, можно отметить это время для тренировок в календаре на месяц вперед.
Всем здоровья - и ментального, и физического!
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Стартовый капитал Wildberries - 700 долларов
- Расскажите, как начинался бизнес WB? На чьи деньги, как распределялись роли в бизнесе?
- Я придумала компанию, когда находилась в декрете. Мне хотелось иметь свой заработок и быть финансово независимой. Наверное, многие мамы в декрете меня поймут. Это очень уязвимое время, когда ты переосмысливаешь всю свою жизнь и пытаешься реализоваться, а также интегрировать свою новую роль в привычный уклад.
Тогда об интернет-магазине даже подумать никто не мог. Я исходила из своих потребностей: мне хотелось, чтобы у меня был выбор платьев, чтобы я могла их покупать тогда, когда я захочу, а не стоять в очереди в магазинах. Так и родилась Wildberries.
Я какое-то время продолжала зарабатывать репетиторством (по образованию Татьяна учитель английского языка. - Ред.), и для стартового капитала мне хватило 700 долларов. Первое время я сама принимала заказы, ездила на склад за одеждой, все хранилось в нашей двухкомнатной квартире, а потом развозила их доставкой. Но мы стали расти очень быстро. Площади двухкомнатной квартиры стало не хватать. Да и меня самой стало не хватать. Тогда я стала привлекать всех родственников, так мы и росли - шаг за шагом.
- Чем в это время занимался муж, его заработка семье не хватало?
- Не могу сказать, что его заработка прям не хватало. Я бы сказала по-другому: не хватало так, как хотелось мне. Да и я всегда предпочитала быть финансово независимой, вот такая моя природа. У него была небольшая ИТ-компания. Но по мере роста Wildberries он понял, что хочет тоже этим заниматься, и через несколько лет присоединился ко мне.
КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА
Адвокат Сергей Жорин: Муж не сможет забрать половину
- Владиславу Бакальчуку принадлежит 1% ООО «Вайлдберриз». Супруг не сможет забрать у Татьяны 50% маркетплейса. Этого не произойдет, так как в большинстве случаев уставы компаний содержат антирейдерские пункты. Они предполагают, что в случае разделов имущества одним из владельцев активов второй супруг может претендовать не на половину акций, а только на половину их стоимости. Думаю, супруги уже ведут переговоры по разделу имущества. А тот факт, что Владислав вынес это в публичное поле и стал просить сторонней помощи, может означать лишь то, что его не устроили предложения второй стороны.